Предание о святом апостоле Андрее Первозванном

УДК 281.93

Самара 2008

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

«История Русской Православной Церкви»

 

 

для студентов всех специальностей

дневного обучения

Составители:

Борисов И.С.,

Ляпина А.В.,

Нестерова С.А.,

 

ББК 63.3

 

Конспект лекций по дисциплине «История Русской Православной Церкви» для студентов очной формы обучения всех специальностей / Сост. Борисов И.С., Ляпина А.В., Нестерова С.А.,– Самара: СамГУПС, 2008. – с.

 

 

Утверждены на заседании кафедры теологии 15 ноября 2007г, протокол № 3.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

 

Конспект лекций рассказывает о распространении христианства на Руси, взаимоотношениях Православной Церкви и государства, содержит основные сведения о монашестве и монастырях.

Предназначено для оказания помощи студентам очной формы обучения при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, а также к зачету.

 

Составители: Борисов Илья Станиславович

Ляпина Анна Владимировна

Нестерова Светлана Александровна

 

 

Рецензенты: к. и. н., доцент Кулев Виктор Михайлович СамГУПС;

…. к.и.н., доцент Подмарицын А.Г.

Редактор: …

Компьютерная верстка: …

 

Подписано в печать …….. . Формат 60х90 1/16

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.

Тираж …… экз. Заказ № …. .

 

 

Ó Самарский государственный университет путей сообщения, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Русская Церковь разделяла судьбу народа и государства как в трагические годы, так и в блестящие, славные эпохи, и поэтому основные этапы истории Русской Церкви и Российского общества были общими. Однако Церковь, имея неотмирную природу, выполняла собственные задачи духовного и нравственного характера, и пути их решения отмечены особыми вехами. История Церкви разворачивалась не только в географическом и политическом пространстве, но также в пространстве духовном, существующем по иным законам и имеющем иной отсчет времени. Кроме того, Русская Церковь является частью Церкви Вселенской, ключевые события истории которой отражались и на ее судьбе. Поэтому церковно-историческая наука безусловно подразумевает не только анализ исторического явления как такового, но и исследование широкого исторического контекста.

Историки Церкви предлагали различные модели периодизации. Современное деление русской церковной истории в большей части основано на периодизации, разработанной митрополитом Макарием (Булгаковым). Первый период: 988-1448 гг. – Русская церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Второй период: 1448-1589 гг. – автокефалия Русской митрополии. Третий период: 1589-1700 гг. – Патриаршество. Четвертый период: 1700-1917 гг. – синодальный. Пятый период: 1917-1988 гг. – Русская Церковь в условиях атеистического государства. Шестой период: с 1988 г. до наших дней. В качестве границ периодов указаны события, имеющие первостепенное значение для истории Церкви.

Составители конспекта лекций, опираясь на приведенную периодизацию, сочли возможным выделить внутри больших этапов истории Русской Церкви подпериоды, границами которых стали события истории Отечества, сильно повлиявшие на ход церковной истории. Изучение истории Русской Церкви предваряется рассмотрением особого этапа, связанного с историей распространения христианства на востоке Европы до 988 г. Внутри первого периода (988-1448) выделяются подпериоды: 988-1237 гг.; 1237-1448 гг.; граница между ними очевидна – ордынское завоевание. Главным содержанием русской церковной истории до середины XIII в. являлось приобщение населения Древнерусского государства к новой христианской религии и создание на общеправославной основе собственных церковных традиций. Главными противниками православия в этот период были язычники. Связи с Константинопольским Патриархатом в это время оставались тесными. С середины XIII в. есть основания говорить о следующем этапе в русской церковной истории прежде всего в связи с резким изменением внешних условий ее существования – подчинением древнерусских земель власти иноверных завоевателей-язычников, принявших в XIV в. мусульманство, и усилением конфронтации с латинским миром, в котором зазвучали призывы к крестовым походам против православных. Для отношений с Константинопольским Патриархатом в этот период было характерно появление двух различных тенденций. С одной стороны, наблюдалось явное оживление духовных связей, наложившее заметный отпечаток, в частности, на жизнь русского монашества. С другой – наметилась тенденция к ослаблению иерархической зависимости от Константинополя, в результате чего Патриарху все чаще стали предлагать «местных» кандидатов на митрополичий стол.

Важнейшее историческое содержание следующего периода, продолжавшегося с середины XV до конца XVI вв., - становление автокефалии Русской Церкви, определение ее юридического статуса среди Восточных Церквей и в христианском мире в целом. Особенностью развития Московской митрополии оказалось переплетение интересов духовной и светской властей, объединившихся для решения общей задачи – укрепления православия в России. В этот период вопрос об отношениях Церкви со светской властью приобрел для русского общества особое значение.

Третий период в истории Церкви – период Патриаршества (1589-1700 гг.), совпадающий в основном с периодом царства (1547-1721 гг.). Царство в России было сословно-представительной монархией с институтом земских Соборов; в Церкви при Патриаршем возглавлении продолжал сохранять полноту значения освященный Собор. Важным событием этого периода явилась богослужебная реформа, осуществленная в середине XVII в. Патриархом Никоном и положившая начало раскола Русской Церкви: часть ее паствы не приняла изменений в обрядах и отказалась подчиняться решениям иерархов.

Синодальный период совпадает с периодом империи (1700-1917 гг.). Абсолютизм Российской империи исключил земские Соборы из политической жизни страны, так же как и возможность созыва церковных Соборов. С отменой Патриаршества и учреждением Синода соотношение государственной и церковной властей изменилось значительно в сторону преобладания государства. Секуляризация церковных земель, проведенная в середине XVIII в., изменила экономические основы жизни Церкви. В XIX в. церковная политика правительства заметно изменилась по сравнению с XVIII в. В XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, этот курс был основанием для настороженного отношения к православию. В XIX столетии Русская Православная Церковь стала гарантом самодержавия и потому пользовалась со стороны государства поддержкой.

Новейший период в истории Русской Церкви был самым тяжелым за всю тысячу лет ее существования, поскольку Церковь боролась за свое выживание в условиях атеистического государства. Границей этапа стал 1917 г., который был отмечен не только революционными событиями, но и созывом Поместного Собора, восстановлением Патриаршества. Возрождение Русской Церкви началось лишь в 1988 г., когда происходили государственные и общенародные торжества в связи с 1000-летием Крещения Руси, и состоялся Поместный Собор, принявший важные для дальнейшего развития Церкви решения, когда в условиях перестройки отношение к Церкви со стороны государства изменилось в позитивную сторону. Церковь после десятилетий прямых гонений и бесправия обрела свободу.

Составители конспекта лекций решили рассказать об истории русского монашества в отдельной главе, чтобы создать у читателей цельное представление об этом удивительном феномене русской религиозной жизни.

Тема 1. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ ДО СВЯТОГО КНЯЗЯ

ВЛАДИМИРА

 

Предание о святом апостоле Андрее Первозванном. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. «Фотиево крещение» Руси. Крещение святой княгини Ольги. Положение христиан при князе Святославе и его преемниках.

Русская Православная Церковь утвердилась на громадных просторах Восточной Европы в канун драматического момента церковной истории, когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви и начала свое существование Римо-католическая церковь. Между православным Востоком и католическим Западом пролегла духовная пропасть. Пути двух частей прежде единого христианского мира разошлись. Это стало окончательно ясно в 1204 г., когда под ударами крестоносцев пал и был разграблен Константинополь. Все это во многом определило дальнейшую судьбу некогда блистательной Империи Ромеев. Зажатая в тисках между исламским Востоком и католическим Западом, одинаково враждебными по отношению к Византии, эта великая православная держава вступала в долгий период упадка и агонии. С ее гибелью в мире, казалось, могло уйти в небытие и Православие. Поэтому в контексте дальнейших судеб христианства так важно, что именно в тот критический момент, накануне Великого Раскола 1054 г., возникает новая, великая в будущем православная держава, а с ней вместе и новая Поместная Православная Церковь. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился несомненный Промысел Божий о русском народе.

 

Крещение Руси, которое, как известно, произошло при святом князе Владимире, было не первым знакомством Руси с христианством. Существует широко известное предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным территории будущей Руси. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает о проповеди апостола Андрея на месте будущего Киева. Некоторые авторы высказывают сомнения в истинности этого предания. С особой силой критический пафос в отношении повествования о проповеди святого Андрея в Поднепровье выразился в трудах крупного церковного историка Е.Е. Голубинского.

Тем не менее, устойчивое почитание святого апостола Андрея Церковью как провозвестника христианства на будущих русских землях и небесного покровителя Руси, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени, не позволяет отбросить древнее предание. И хотя нет строгих доказательств того, что апостол проповедовал на днепровских горах, как об этом сообщает «Повесть временных лет», вполне вероятно, что святой Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей посещал Северное Причерноморье. В частности, церковный историк IV в. Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Вполне мог святой апостол Андрей подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Известно, что множество античных торговых факторий существовало по течению Днепра. Таким образом, святой Андрей вполне мог побывать в этих местах вместе с греко-римскими купцами. Преданием о святом Андрее подчеркивалось апостольское преемство Русской Церкви. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди Андрея Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире.

Важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Церкви и сегодня пребывают земли, куда христианство проникло уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма и Приазовья, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III вв. Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. в Херсонесе (Севастополь) мученически закончил свои дни сосланный сюда святой Климент, папа Римский.