Работники должны переосмыслить отношение к своим обязанностям.

Работники должны получить полномочия для проведения корректирующих действий;

Требуется полная заинтересованность высшего руководства в данной программе;

Развитие ТРМ

Можно выделить три поколения развития концепции ТРМ, сущность которых отражена в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Развитие концепции TPM

Первое поколение ТРМ: улучшение работы оборудования Второе поколение ТРМ: улучшение процессов Третье поколение ТРМ: улучшение деятельности предприятия
1. Повышение эффективности оборудования 1. Повышение эффективности оборудования 1. Повышение эффективности оборудования
2. Самостоятельное обслуживание оборудования станочниками 2. Самостоятельное обслуживание оборудования станочниками 2. Самостоятельное обслуживание оборудования станочниками
3. Плановое обслуживание 3. Плановое обслуживание 3. Плановое обслуживание
4. Повышение квалификации производственного и ремонтного персонала 4. Повышение квалификации производственного и ремонтного персонала 4. Повышение квалификации производственного и ремонтного персонала
5. Улучшение работы обеспечивающих подразделений и качества планирования производственной деятельности 5. Улучшение работы обеспечивающих подразделений и качества планирования производственной деятельности
6. Управление качеством продукции
7. Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и обеспечение производственной безопасности

 

Концепция ТРМ похожа на TQM по нескольким аспектам:

2. должна быть одобрена долгосрочная перспектива, т.к. процесс – постоянный;

Работа по совершенствованию оборудования и методов его обслуживания проводится поэтапно и состоит из следующих шагов:

1. Выбор объекта исследования, уточнение состава группы, распределение обязанностей, составление и утверждение плана работ.

2. Сбор и изучение всей технической документации и правил эксплуатации выбранного оборудования. Иногда эту документацию приходится заказывать у изготовителя оборудования или разрабатывать своими силами (при отсутствии связи с изготовителем).

3. Сбор информации о работе машины с помощью контрольных листков, в которых отмечается длительность всех действий оператора и время работы машины, т. е. составляется фотография рабочего дня для данного оборудования. Такие наблюдения должны быть достаточно длительными, не менее недели. К ним следует добавить информацию ремонтных служб о ремонте данного оборудования (виды, частота, продолжительность ремонтов).

4. Классификация и анализ потерь при работе оборудования, расчёт коэффициента эффективности.

5. Разработка с участием технических служб предложений по улучшению функционирования и обслуживания оборудования, включение их в план работы различных служб предприятия.

6. Изготовление необходимой оснастки, проведение модернизации оборудования, освоение усовершенствованных методов его обслуживания.

7. Повторный анализ потерь с помощью контрольных листков, расчёт коэффициента эффективности.

8. В случае эффективности предложенных улучшений их следует задокументировать путём внесения изменений в техническую документацию.

9. Технологические карты и инструкции.

Этот процесс практически является непрерывным. По опыту ведущих предприятий загруженность по времени должна составлять не менее 90 %, загруженность по мощности — не менее 95 %. коэффициент выхода годных — не менее 99 % и коэффициент общей эффективности оборудования должен составлять не менее 85 %. Для предприятия, претендующего на получение международной премии ТРМ, обязательным условием является значение КОЭ > 85 %.

Согласно концепции ТРМ, главное препятствие эффективному использованию оборудования составляют два вида поломок: вызывающие остановку оборудования и приводящие к отклонению от нормального хода работы, влекущие за собой брак или другие потери.

Поломка - «это видимая часть айсберга», причины которой кроются в невидимой части, состоящей из совокупности скрытых дефектов, таких как: пыль, грязь, налипание на рабочие поверхности частиц материала, износ, люфт, коррозия, деформация, трещины, вибрации и т. д.

Скрытые дефекты накапливаются, взаимно усиливая друг друга, критическая их масса приводит к поломке. Поломкам оборудования часто не уделяется должного внимания. Этому есть ряд объяснений. Первое кроется в человеческой психологии. Скрытые дефекты не воспринимаются глазом, на них работники не обращают внимания, а потому и не связывают с причинами поломок. Второе объяснение связано с самим оборудованием и установленным порядком его эксплуатации. Оборудование нередко бывает спроектировано так, что скрытые дефекты либо невозможно обнаружить, поскольку все закрыто крышками и кожухами, либо сложно - из-за затрудненного доступа к чистке и смазке соответствующих поверхностей.

Появление скрытых дефектов означает ухудшение состояния оборудования, поэтому в ТРМ разработана система выявления скрытых дефектов и приведения оборудования в нормальное состояние.

В последние годы в ТРМ внедряется новая система учёта параметров деятельности - вместо отрицательных параметров (потери, остановки, брак), характеризующих производство, используются положительные характеристики по успехам и исправлению недостатков.

«Нуль дефектов» достигается в ТРМ за счёт поэтапного и непрерывного осуществления пяти групп мероприятий:

- создание базовых условий для нормальной работы оборудования,

- соблюдение условий эксплуатации оборудования,

- восстановление естественного износа,

- устранение конструктивных (обусловленных проектом) недостатков оборудования,

- повышение мастерства операторов, ремонтников, механиков, инженеров-проектировщиков.

Следует напомнить, что в реализации этих мероприятий участвуют абсолютно все подразделения предприятия.

Центральное понятие ТРМ - стоимость на протяжении всего жизненного цикла - Life Cycle Cost (LCC) - включает в себя стоимость самого оборудования и расходы на его эксплуатацию за весь срок службы. Выбор оборудования и методов его эксплуатации осуществляется с тем расчётом, чтобы минимизировать LCC.

Многих владельцев предприятий интересует вопрос стоимости внедрения ТРМ. На основании опыта внедрения считается, что если за первый год будет охвачено ТРМ 10% оборудования предприятия (и 20% за второй год), то в течение первых двух лет на 10-20% возрастут расходы на обучение и примерно на 15% увеличатся затраты на обслуживание оборудования. Подобные инвестиции можно сократить, если ТРМ будет применено только на паре единиц оборудования.

Несмотря на то, что в основе системы ТРМ лежат простые идеи, её освоение требует немалых усилий и времени - от 3 до 10 лет, поскольку предполагает коренное изменение как мировоззрения и психологии отдельного работника, так и всей совокупности отношений между сотрудниками. Как показывает опыт предприятий, внедривших эту систему, результаты именно такого рода перемен и составляют сегодня одно из главных преимуществ в конкуренции на мировом рынке.

Система ТРМ продолжает завоёвывать позиции во всем мире, фактически превращаясь в международный стандарт.

Цель развёртывания системы ТРМ — за счёт приведения в идеальное состояние 4 факторов производственной системы (4М) получить максимально возможный результат в отношении: