Тема 4. Правовые основы рыночного хозяйства

Права собственности –это санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием благ и касающиеся их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий. Экономические агенты не могут передать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить также к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок в экономике).

Правомочиями собственника являются: право владения; право пользования; право управления; право на доход; право суверена; право на безопасность; право на передачу вещи по наследству; бессрочность; запрет вредного использования; ответственность в виде взыскания и право остаточного характера.

 
 


Режимы собственности

       
   


Свободный доступ Исключительность

к ресурсам доступа к ресурсам

           
   
   

 


Общая Коммунальная Частная Государственная

собственность собственность собственность собственность

 

Общая собственность означает, что ни один из индивидов, претендующих на один и тот же ресурс, не находится в привилегированном положении, и никто не имеет права исключить других из дос­тупа к данному благу. Права на эту собственность плохо определены, отсутствует режим исключительности и отчуждаемости собственности.

Коммунальная собственностьподразумевает исключительность прав собственности на данный объект только у части экономических агентов (определенная группа, община) из рассматриваемого множества.

В частной собственности отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем «пучком» правомочий или некоторыми правомочиями «пучка».

При государственной собственност всем «пучком» или разными его элементами владеет исключительно государство.

Большое значение для характеристики прав собственности имеют процессы спецификации и размывания прав собственности.Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею. Противоположным процессом является размывание прав собственности, что имеет место, когда они либо неточно установлены и плохо защищены, либо попадают под разного рода ограничения (прежде всего, со стороны государства).

Трансакция – отчуждение и присвоение прав собственности и прав свобод, принятых в обществе. Согласно Дж. Коммонсу существует три типа трансакций:

1) торговые трансакции – передают права на материальные ценности посредством добровольного соглашения между равными по закону сторонами;

2) трансакции управления – отношения власти и подчинения в иерархической структуре с целью управления поведением одной из сторон;

3) трансакции рационирования – переговоры по достижению соглашения между несколькими участниками, которые имеют право распределять прибыли и убытки между членами совместного предприятия.

Характерные признаки трансакций:

1. Степень специфичности (специфическим называется ресурс, который может найти применение только у данного конкретного производителя);

2. Степень регулярности и длительности сделок;

3. Степень неопределенности (если сделка занимает длительное время, то на момент ее заключения может существовать большая неопределенность относительно того, в каком состоянии окажется рынок к моменту ее завершения);

4. Степень измеримости характеристик сделки (любой товар или услуга - это пучок количественных и качественных свойств, одни из которых легко поддаются измерению, а другие – с огромными трудностями;

5. Степень взаимозависимости сделок (автономные или тесно переплетаться со многими другими).

Трансакционные издержки (ТАИ) – это 1) издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности; 2) все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационные издержки – по Д. Норту).

Виды трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информацииобусловлены недостатком у индивида необходимой информации о возможных альтернативах (поиск информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, потерях, обусловленных неполнотой и несовершенством найденной информации).

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара.

3. Издержки измерения. Фактически никакой товар, предлагаемый на продажу, не
свободен от издержек по измерению его свойств, т.к. любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Данный вид издержек проявляется в: 1) непосредственной защите прав собственности (расходы на содержание органов правопорядка); 2) воспитании и образовании населения (издержки в сфере образования и культуры). В эту категорию входят расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты ресурсов на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности, расходы на образование, связанные с получением необходимой информации.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» введен О. Уильямсоном и означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен и в условиях контракта, но возникают в результате производства и потребления товаров и услуг, и связаны с взаимозависимостью производственных функций и функций полезности. Они называются внешними, т. к. касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.

Внешние эффекты делятся на положительные (приносящие выгоду и увеличивающие производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, например, общественные блага) и отрицательные (связанные с издержками и снижающие производительность или полезность для третьих лиц, например, различные формы загрязнения окружающей среды, шум, курение и т.п.).

Виды внешних эффектов:

Потребительский внешний эффект – экстерналия, возникающая на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной функциональной зависимости для другого человека (шумовое загрязнение в районе аэропортов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к этой территории).

Технологический внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров и услуг другого агента.

Денежный внешний эффект – экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента.

Регулированиевнешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства.

Из предложенной Р.Коузом теоремы следует, что при определенных условиях рынок способен сам справляться с внешними эффектами, так что возможные отклонения от оптимальной аллокации ресурсов будут носить исключительно преходящий характер.

Теорема Коуза: если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности, т. е., неважно, кто изначально обладает правами собственности на ресурс, важно, что правами собственности обладает тот, кто выше всего его ценит.