Цели и задачи изучения темы

ТЕМА 10. Развитие Украинской культуры в период независимости.

Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры.

Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными системами мира.

Рассмотреть украинское народное творчество и мировые художественные достижения. Украинских деятелей культуры и их вклад в мировую сокровищницу культуры.

 

В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение прини­мали единолично Г. Маленков, И. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не име­ющим юридической силы решение 1951 г., однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.

В первой половине 50-х гг. постепенно открывались возможности проведения новой политики, потребность в которой очень остро назрела.

Новая политика была связана с деятельностью II. С. Хрущева и проявлялась:

- в первых шагах по десталинизации общества (прекращение ре*
прессий, начало реабилитации незаконно репрессированных, некоторое
ослабление жесткого идеологического контроля, критика культа личности
Сталина и т. д.);

- в экспериментах в сельском хозяйстве (участие Украины в
подъеме целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение
новой системы севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины;
попытки решения кадровых проблем села и др.);

- в переменах в промышленности (решение о ликвидации отрас­
левых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым
под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики
- в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции предприятий,
увеличение выпуска товаров народного потребления и др.);

- в проведении денежной реформы 1961 г.;

- в развитии социальной сферы (повышение жизненного уровня,
рост доходов трудящихся на Украине между 11)51 и 1958 г. на 230%
и др.);

Либерализация общественно-политической и духовной жизни поз­волила сформироваться целому поколению «шестидесятников)) (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы твор­ческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен — В. Симо-неико, Л. Костенко, Е. Сверстюк, И/Дзюба, И. Драч, Д. Иавлычко и др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому язы­ку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. «Шестидесятники» сыграли важ­ную роль в общественно-политических процессах второй половины 80-х —начала 90-х гг., в провозглашении и становлении суверенного укра­инского государства.

Реформы Хрущева содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ ко­мандно-административной системы, экономические преобразования дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не про­изошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу­тем.

Смещение Хрущева в октябре 19(54 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине, как и в стране в целом, на­ступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденций.

В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.