Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.

Цели и задачи изучения темы

Тема 5. Культура Украины второй половины XVII – XVIII веков.

Вопросы для повторения

1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XIV- первой половины XVII века.

2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XIV- первой половины XVII века.

 

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XIV - первой половины XVII века и их главные достижения.

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов.

Изучить характер культурных процессов, центры национального культурного развития и вклад в сокровищницу духовности народа Украины.

Рассмотреть украинское барокко, как примету времени, его содержание и формы проявления.

Проанализировать содержание и направленность художественной культуры.

 

На развитие культуры Украины в XVII-XVIII вв. определяющее воздей­ствие оказало несколько факторов: сохранение традиций средневековой пра­вославной культуры, проникновение барочных импульсов из Западной Ев­ропы через польское посредство, религиозный раскол в связи с Брестской церковной унией 1596 г., длительное нахождение в составе Речи Посполитой, тесные контакты с татарско-крымскими соседями и Османской империей, постоянные войны, разделение украинской территории на две части — Пра­вобережную, оставшуюся в Речи Посполитой, и Левобережную с Киевом, вошедшую после восстания казачества под руководством Богдана Хмельниц­кого в 1654 г. в состав Русского государства. Всё это затрудняло приобрете­ние украинской культурой целостного облика, но одновременно придавало ей пестроту, открытость многочисленным воздействиям, столь типичные для эпохи барокко. Украина становится крупнейшим цент­ром барочной культуры в православном мире, оказывая влияние на развитие культур других православных народов именно в этом направлении. Первен­ствующее положение Киево-Могилянской академии подтверждает это мне­ние. Богатство архитектуры и искусства, как православного, так и униатско­го, их яркость, народность, демократизм делают барокко наивысшим достижением в истории пластических искусств Украины.

Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического.

В униатской церкви восточно-христианское наследие долгое время оста­валось важной опорой в проповеди, развитии теологической мысли, в фило­софствовании. Ученые униаты-базилиане стремились поддерживать знание греческого языка в своей среде, хотя им этого не удалось. Церковно-славянский язык был практически забыт в униатской церкви к XVIII в., но «русская мова» развивалась очень успешно.

Взгляды и деятельность Иосафата Кунцевича оправдывают понимание униатства как второй, наряду с православием, «национальной» религии «ру-тенов». В целом Кунцевич сохранял самосознание именно «русина» и в своих идеях и проповеди опирался на византийско-славянскую церковно-учительскую традицию. Характерно, что в одном из своих сочинений, защищая унию, он обращается ко «всем станом народу нашего российского». Но в то же вре­мя после ознакомления с жизнью и наследием Кунцевича мы приходим к выводу о его самой искренней преданности римско-католическому учению.

Андрусовское перемирие 1667 г. создало в религиозно-культурной жиз­ни оставшейся за Польшей части Украины совершенно новую ситуацию, в которой позиции греко-католической церкви стремительно и однозначно укрепились, а позиции православия столь же быстро и необратимо ухудши­лись. Однако в 1672-1699 гг. значительная часть Правобережья оставалась под фактической властью турок, и этот факт и сопряженные с ним потери самым негативным образом сказались на динамике культурного развития этой части Украины.

«Вечный мир» 1686 г. между Россией и Польшей предусматривал ряд га­рантий для православных, но это не меняло положения в целом и не могло предотвратить распространения католической и польской культуры в запад­ной части Украины. Полонизация неизбежно сопровождалась католициза-цией и, соответственно, глубокой культурной переориентацией верхов укра­инского общества. Две другие социальные опоры православной церкви и православной культуры — казачество и братства — практически сходят со сцены общественной борьбы. Естественным результатом был сначала тай­ный, потом открытый переход православного духовенства Правобережья в унию. Львовский епископ Иосиф Шумлянский даже выработал план систе­матического обращения в унию православных священников, шляхты и горо­жан. В 1708 г. унию приняло Львовское ставропигиальное братство, в 1712 г. — Почаевский монастырь. После этого православная церковь в Речи Поспо-литой практически прекратила существование, хотя латентное сопротивле­ние католическому давлению продолжалось вплоть до разделов Речи Поспо-литой во второй половине XVIII в.

Обращаясь к вопросу о влиянии церковной унии на украинскую культу­ру на территориях, остававшихся в составе Речи Посполитой, нужно подчер­кнуть, что статус, институты, деятельность, идеология греко-католической церкви зависели от польского католицизма.

Важнейшим рубежом в истории униатской церкви стал Замойский собор 1720 г., в котором приняло участие все высшее духовенство, девять архиман­дритов во главе с протоархимандритом Басилианского ордена Антоном За­вадским, деканы, 129 представителей приходского духовенства и монахи.

Все белое духовенство и монахи должны были под страхом наказаний подписать принятое собором «Исповедание веры», которое включало и filioque, то есть специфически католическое добавление в христианский сим­вол веры. Униатам было строго запрещено посещать православные храмы, молиться в них и принимать таинства от православных священников. Вводи­лись индексы запрещенных книг, всякая новая публикация подлежала одоб­рению со стороны епископа, для чтения книг, привезенных из-за восточной границы, надлежало получить специальное разрешение, запрещалось поку­пать не одобренные епископом книги и читать книги, не прошедшие церков­ную цензуру. Все литургические книги нужно было переработать, предста­вить на проверку в Рим и только после этого напечатать и использовать в богослужении.

Были смягчены требования к постам, определены 36 праздников, часть из которых (например, праздник Божьего Тела) прежде не были включены в православный календарь. Чудеса признавались таковыми только после под­тверждения их епископом. Особое внимание собор уделил Григорию Пала-ме, наиболее почитаемому исихасту православного мира, запретив праздно­вать его память, считать святым и даже упоминать. Собор положил конец прежним православным монашеским традициям в униатской церквц. Отны­не все монастыри должны были войти в базилианскую конгрегацию. В 1739 г. была создана новая провинция Ордена с центром во Львове. Монахи-басили-ане полонизировались и проникались латинско-католическими влияниями быстрее, чем остальное духовенство. Из их рядов рекрутировалась вся иерар­хия. Этим углублялись различия между высшим и низшим духовенством, ко­торое мало чем по образу жизни, доходам и даже грамотности отличалось от обнищавшего крестьянства.

В обрядах «латинизация» выразилась в постепенном удалении иконоста­сов, внедрении в богослужебную практику звоночков, т.н. «годзинок» и «ти­хих литургий», устроении боковых престолов и конфессионалов, изменении одежды священнослужителей, опускании на одно колено, новых архитектур­ных формах храмов, по типу латинских барочных, появлении органов и пр. Нет никакого сомнения, что именно Замойский собор окончательно оторвал греко-католическую церковь от православной. После разделов Польши рус­ское правительство предприняло меры по переходу униатов в православие, что было поддержано массой простых прихожан.