ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 7. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МОДУЛЬ 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Тема 18. Социальная работа как институт современного общества, его основные функции

 

 

Понятие социальный институт в современном его понимании возникло в социологической науке и оттуда проникло во многие дисциплины, включая социальную работу. Оно достаточно сложно и многозначно, им зачастую обозначают весьма разные социальные феномены – от устойчивой формы социальных отношений и системы тех или иных учреждений, организаций до идеи, получившей организационное воплощение. Чаще всего под социальными институтами понимают исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих общественно-значимые функции.

В философской и социологической литературе можно встретить понимание социального института как объединения людей, «выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей».[41] Данные объединения обладают внутренней структурой и иерархией, и характеризуются определённым набором связей как между внутренними элементами, так и с другими институтами.

Однако при всём разнообразии определений социального института социологи сходятся во мнении, что они выступают в качестве неких базовых элементов социальной структуры общества, которые придают ему устойчивость и позволяют существовать в качестве целостного социального организма. Такая роль институтов обусловлена тем, что они выполняют жизненно важные общественные функции, обеспечивая решение как текущих задач по поддержанию существования общества, так и перспективных.

Таким образом, социальные институты выделяют чаще всего при функциональном анализе общества. Помимо этого социальная философия и социология рассматривает общество с точки зрения структурного подхода, когда в нём выделяют различные социальные группы, или общности, связанные общими признаками, интересами, образом жизни и способные к совместным действиям. Социальная структура в данном случае предстаёт в виде иерархии социальных групп, слоёв (социальной стратификации), связанных множеством социальных отношений и взаимодействий.

Как мы уже видели из первых тем нашего курса, объектом исследования социальной работы как науки и объектом вмешательства и преобразования являются социальные отношения. В социолого-ориентированных теориях социальной работы она понимается как инструмент коррекции социальных отношений. Социальные проблемы, которые возникают в обществе, есть ни что иное как определённый тип отношений между социальными общностями и индивидами, или же ситуации, «качество» которых не является для индивида или группы приемлемым в силу несоответствия их потребностям или интересам. Из философии известны различные типы отношений, в которых могут находиться те или иные объекты по отношению друг к другу. При полном совпадении свойств отношения оно определяется как тождество. При частичном несовпадении свойств мы имеем такой тип отношений, как различие. В случае полной или преимущественной противоположности свойств вещей, образующих отношение, оно выступает как противоречие.

Применительно к обществу и его социальной структуре это означает, что в качестве сторон отношения выступают социальные группы, а свойствами, определяющими характер отношений между ними, являются их интересы, нормы и ценности. Безусловно, интересы и ценности разных социальных групп не совпадают, что определяется различиями их статуса в обществе, разной ролью в системе отношений власти и подчинения, собственности, производства и распределения материальных и нематериальных благ.

Как любой объект действительности, общество несет в себе противоречия, противоположные тенденции, борьбу противоположных начал. Диалектика взаимодействия этих полярных тенденций определяет специфику общества как целостной системы, его основные свойства и особенности развития. Система противоречий, присущих человеческому обществу чрезвычайно разнообразна и многопланова. В такой сложной организации, каковым является общество, неизбежны разного рода отклонения, флуктуации, несовпадение интересов его частей, перспективных и текущих потребностей и т.д. Здесь могут сталкиваться интересы различных классов, социальных, этнических, профессиональных групп и отдельных личностей.

История развития человеческого общества демонстрирует множество примеров, когда данные противоречия подолгу не решались, либо же они решались насильственно, приводя к многочисленным человеческим жертвам. С переходом к современному индустриальному и, идущему ему на смену, информационному обществу, с массовым производством и ростом уровня благосостояния – с одной стороны, и процессами демократизации общественной жизни – с другой, стало возможным управлять социальными процессами, в том числе снимать остроту классовых, групповых противоречий. В этой связи социальная работа может рассматриваться как один из инструментов, способов разрешения социальных противоречий современного общества.

Из курса философии вы знаете, что некоторые философы и социологи подчёркивали различия, противоречия классовых интересов, рассматривая их как антагонизмы. Другие считали, что наряду с несовпадением интересов различных социальных групп их объединяют общенациональные интересы более высокого порядка. Исследователи общества давно заметили, что одним из основных, фундаментальных противоречий общественной жизни является противоречие между индивидом и родом, отдельной личностью и обществом, либо какой-то его частью, – классом, группой, организацией или общественным институтом.

Все общественные противоречия, включая данное, по своему предмету, способу существования и другим особенностям можно разделить на несколько групп. Наиболее очевидными, «лежащими на поверхности» являются противоречия между классами, социальными группами, выражающиеся в их противоположных или несовпадающих интересах. Подобные противоречия по своему характеру являются структурными, как противоречия между частями целого, или между целым и его частью. Данная группа противоречий неизбежно присутствует на всех этапах развития общества, они меняются достаточно медленно – только за длительные исторические отрезки времени, исключая, конечно, периоды революционных изменений, когда историческое время течет в десятки и сотни раз быстрее.

Как правило, такие противоречия возникают, развиваются и находят свое разрешение вместе с появлением, развитием и трансформацией (или уходом с исторической сцены) тех или иных социальных групп и, соответственно, отношений между ними. Социальные изменения в обществе, в свою очередь, зависят от уровня развития производительных сил, способа производства, национальных, культурных и иных особенностей исторического развития. Так, несмотря на сохранение фундаментальных основ капиталистического общественного строя (частной собственности на средства производства и свободы частного предпринимательства, свободного рынка и конкуренции), развитие промышленности, появление новых технологий и видов деятельности, изменение характера хозяйственных связей и повышение производительности труда за последнее столетие существенно изменили социальный облик капитализма.

Теперь самому массовому когда-то классу крестьянства и аграрных рабочих в развитых странах пришло на смену фермерство, которое не насчитывает и пяти процентов от общей численности населения. Уходит в прошлое и эпоха классического индустриального общества с преобладанием в социальной структуре людей физического труда, занятых на предприятиях крупного промышленного производства – пролетариата, которому, по словам Маркса, нечего было терять, кроме своих цепей. Современный рабочий является высокооплачиваемым и квалифицированным работником, благодаря техническому прогрессу по уровню знаний приближающимся к инженеру. Появились новые быстрорастущие сферы занятости – сфера обслуживания, служба информации, управления и менеджмента («белые» и «золотые» воротнички).

По своей структуре экономика современного постиндустриального общества из производящей все больше превращается в обслуживающую, где значительная часть населения, кроме упомянутых сфер, оказывается занята в сфере образования, медицинского обслуживания, в сфере финансовых, юридических, социальных, информационных и других услуг. Естественно, что все это порождает иную систему социальных связей и взаимоотношений. Многие социальные группы, чье положение раньше было ущемленным, теперь занимают более высокую «строку» в сетке социальной стратификации, как, например, сегодняшние рабочие или фермеры. В то же время появились новые, слабо защищенные, социально уязвимые слои – неквалифицированные работники в сфере услуг, рабочие-мигранты и т.д. Таким образом, противоречия видоизменились, но они остались и требуют своего разрешения.

Противоречия между социальными группами проявляются, в частности, в разном уровне жизни, социальных стандартах их существования. Обостряясь, они выражаются в росте социальной напряжённости, опасности дестабилизации общества и нуждаются в разрешении или, по крайней мере, смягчении. Снятию или смягчению данных противоречий способствуют меры по выравниванию социально-экономического положения разных социальных слоёв, т.е. развитие социального обеспечения и системы социальной защиты уязвимых групп населения.

Другим типом общественных противоречий являются лонгитюдные – в качестве основного предмета имеющие временное противостояние. Таковыми являются противоречия между сегодняшними, текущими и отдаленными, перспективными потребностями общества. Лонгитюдные противоречия суть противоречия между различными поколениями, в частности, ныне живущими поколениями людей и их потомками. Исторический процесс слагается из многих эпох и жизни множества поколений и то, что отвечает интересам нынешних, не всегда оказывается приемлемым, а иногда бывает губительным для будущих.

Выражением позиции крайне пренебрежительного отношения к интересам потомков является формула «После нас хоть потоп», высказанная маркизой де Помпадур, фавориткой французского короля Людовика XV и ставшая символом исторической безответственности. Человеку свойственно заботиться о своих наиболее близких потомках – детях, внуках, правнуках. Однако история измеряется временем не в три поколения, и поэтому в обществе должны существовать определенные социальные механизмы «самосохранения», позволяющие учитывать отдаленные последствия наших сегодняшних действий, предотвращать своеволие монархов и снимать подобные противоречия.

Необходимо предохранять общество и от другой крайности, когда его основные ресурсы направляются на проекты, обещающие «светлое будущее» в ущерб насущным нуждам многих социальных групп. Так было при социализме, когда стремясь ускорить переход к коммунистическому обществу, советское правительство направляло главные ресурсы на развитие производства, построение материальной базы коммунизма, а социальная сфера финансировалась по остаточному принципу.

Одним из примеров проявления лонгитюдных противоречий является проблема выбора стратегии социально-экономической политики государства в расходовании государственных средств на накопление и потребление. Государственная власть постоянно находится в ситуации выбора: социальные проблемы и нужды непосредственно сегодня требуют больших вложений средств, принятия действенных социальных программ, проведения социально-ориентированного политического курса. Однако эффект от этих вложений сказывается не сразу и не всегда может быть представлен в денежном выражении, в результате чего и возникла упомянутая в прошлой теме идеологема «проедания денег».

Интересы же развития общества, поддержания стабильности и нормального функционирования всех его систем диктуют необходимость направлять больше средств на развитие передовых отраслей производства, науки, техники, транспорта, в строительство, от чего в большой мере будет зависеть социальное благополучие общества завтра. Поиск такой стратегии, которая позволила бы достигнуть баланса между этими интересами предполагает всесторонний анализ социально-экономической и социально-психологической ситуации в обществе, развитие методов социального прогнозирования и проектирования. К проведению подобного анализа необходимо привлекать исследователей социальной работы, администраторов-управленцев из этой сферы, которые хорошо знакомы с положением наименее социально защищённых слоёв. Меры, принимаемые в этом направлении, способствовали бы разрешению рассматриваемого типа противоречий.

Наиболее разнообразной является следующая группа противоречий, которую можно обозначить как функциональные. Современное общество, с его динамикой, усложнившейся социальной дифференциацией, высоким уровнем развития науки, техники, специализации и ритма общественной жизни предъявляет к человеку жесткие требования на соответствие тем или иным общественным функциям. Кроме этих причин объективного порядка всегда существуют и субъективные, связанные с ошибками в воспитании, несовершенством общественного устройства, невозможностью до конца осуществить на практике принцип социальной справедливости. Несоответствие между возможностями человека, уровнем его культурного развития и образования, установками и ценностями с одной стороны, и социальными ролями, функциями, выполнение которых требуется от него в обществе с другой – есть противоречие, которое также требует вмешательства.

Разрешение данного противоречия видится посредством организации процесса социального воспитания и содействия социальной адаптации личности к сложным и постоянно изменяющимся общественным условиям. Такой подход, как мы выяснили ранее, предполагает социально-педагогическая теория социальной работы. Острота подобных противоречий и актуальность деятельности по их разрешению многократно повышается в периоды общественных кризисов, перехода от одного типа общественного строя к другому. В это время обостряются все социальные проблемы и усиливаются дезадаптационные процессы, нарастает социальная аномия и дезорганизация. В такой ситуации кризиса общественных норм и системы ценностей особенно важна работа по их восстановлению как у отдельных индивидов, так и у социальных групп.

Вместе с тем, даже в отсутствие кризисных явлений, современное общественное развитие протекает столь динамично, что стало нормой постоянное изменение социальной структуры общества, вытеснение людей из одних сфер деятельности в другие, появление новых профессий и видов деятельности. Такие изменения могут происходить на протяжении жизни одного поколения и порой не один раз, что является новым историческим явлением, свойственным эпохе научно-технической революции.

Переход людей от одного рода занятий к другому, из одной социальной группы в другую порождает множество проблем различного характера и требует социально-психологической адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности. Все большее ускорение темпов социально-экономического развития общества, происходящее в тесной связи с научно-техническим прогрессом в перспективе может сделать эту проблему одной из главных проблем общественной жизни. Социальные работники способны оказать важную помощь личности в адаптации к новым социально-экономическим и социально-психологическим условиям, снизив остроту функциональных противоречий в современном обществе.

Таким образом, в контексте динамики социальной структуры общества социальную работу можно интерпретировать как особый механизм разрешения общественных противоречий. Этой ролью её общественные функции, конечно, не исчерпываются, однако она составляет её существенный аспект. Попытка разрешить описанные противоречия цивилизованным, гуманным и профессиональным способом и составляет суть социальной работы как общественного института.

Известно, что в истории человеческого общества эти противоречия играли важнейшую, иногда роковую роль. История убедительно свидетельствует о том, что их разрешение часто осуществлялись не в интересах человеческой личности и общества, а в угоду чьей-либо субъективной воле, прихоти монархов, на основе групповых, кастовых или узкоклассовых интересов в ущерб интересам остальных социальных групп и общественного развития в целом. Такое развитие имело далеко не гуманные и нецивилизованные формы, приводя, как правило, к социальным бедствиям и конфликтам, опустошительным войнам, революциям и в итоге – к сломанным человеческим судьбам и утраченным жизням, подавлению свободы и творческой самореализации личности, невостребованности и стагнации интеллектуальных и духовных сил нации, ее разобщённости.

Все это вплотную подводит нас к мысли о том, что существование социальной работы как общественного института возможно только в демократическом обществе – там, где государство гарантирует, охраняет и способствует реализации всего комплекса социальных прав своих граждан. В демократическом обществе государственное управление «замкнуто» через обратную связь на интересы большинства населения страны, что обеспечивает соответствие им проводимого политического курса, в частности, в области социальной политики.

Отсутствие такого механизма, независимость и не подотчётность власти народу приводит к тому, что многие политические решения принимаются в интересах тех или иных политических сил и группировок, самого бюрократизированного государственного аппарата. Необходимыми составляющими этого механизма являются основные демократические институты общественной жизни: конституционный строй и главенство закона, политическое равноправие, политический, культурный, хозяйственный плюрализм и др.

Только достигнув этой ступени развития, общество оказывается заинтересованным во всестороннем развитии своих членов и, с другой стороны, экономически способным взять на себя определенные функции по обеспечению этого развития. Таким образом, в самом широком смысле социальная работа представляет собой деятельность, направленную на разрешение разного рода общественных противоречий легитимным способом на постоянной профессиональной основе. Такое широкое понимание социальной работы включает в себя любые виды деятельности, связанные с решением социальных проблем, имеющие своим предметом социальные отношения, социальную сферу жизни общества.

Налицо историческая тенденция, согласно которой, разрешение общественных противоречий и, стало быть, само общественное развитие становятся предметом анализа и активного воздействия со стороны общества. Постепенно проблемы социального здоровья, социального благополучия становятся одним из главных направлений государственной политики, которое осознаёт и конституирует себя как «социальное государство», или «государство благосостояния». В таких условиях описанная деятельность представляет собой разветвленную систему, охватывающую все уровни общественной жизни, объединенную общими целями, принципами, научным и профессиональным опытом, методами деятельности в единый институт социальной работы.

Как и любой социальный институт, социальная работа призвана выполнять в обществе некоторые значимые функции. Несмотря на существенное разнообразие, все они подчинены главным идеям социальной помощи и достижения социального благополучия общества. Среди основных функций социальной работы, определяющих ее место и роль в обществе, обычно выделяют следующие[42]:

- общегуманистическая функция. Социальная работа по своей природе и внутреннему смыслу является глубоко гуманным делом оказания помощи человеку, который оказался в незащищенном или беззащитном положении. Она способствует созданию условий для свободного всестороннего развития и самореализации личности. Социальная работа служит для всего общества позитивным примером гуманного и цивилизованного решения социальных проблем.

- социально-регулятивная. Социальная работа служит механизмом, регулирующим социальные отношения и человеческое поведение в обществе; предотвращает нарастание социальной напряженности, способствует разрешению или сглаживанию социальных противоречий. Социальная работа выступает регулятором общественных отношений на общесоциальном, групповом и индивидуальном уровнях. Её предметом являются межличностные отношения в группе, воздействие на которые осуществляется методами групповой терапии, коррекция индивидуального поведения, социальная и психологическая реабилитация. Она влияет на развитие социальных процессов в обществе, взаимодействуя с другими общественными институтами;

- функция социальной защиты и социального обеспечения, выражающаяся в оказании помощи индивидам, группам, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти самостоятельно, или нуждающимся в поддержке. Это одна из традиционных и «очевидных» функций социальной работы. Реализуется путём оказания различных видов социальной помощи, предоставления дополнительных прав и освобождения от некоторых юридических обязанностей, предоставления социальных услуг, развитие социального страхования и т.д.;

- прогнозно-аналитическая функция социальной работы состоит в анализе развития социальных процессов, изменения социальной структуры общества, причин возникновения социального неблагополучия отдельных социальных групп и роста социальной напряженности. Предполагает использование научного арсенала социальной работы для изучения социального положения различных групп населения, мониторинга социально-психологического состояния общества. На основе анализа общественной ситуации разрабатываются социальные проекты, в том числе целевые социальные программы, обеспечивающие социальную защиту различных общественных групп и минимизирующие возможность появления социальных отклонений, конфликтов, роста социальной напряженности;

- контрольно-профилактическая функция социальной работы предусматривает осуществление социального контроля в отношении лиц и общественных групп, демонстрирующих отклоняющееся поведение. Реализуется путём выявления в обществе различных социальных отклонений и осуществление действий, направленных на их устранение и защиту от них общества. Предполагает разработку системы предупредительных мер, использование методов работы, направленных на профилактику возникновения таких явлений в обществе;

- социо-интегративная. Содействуя решению проблем индивидов и социальных групп, социальная работа сглаживает социальные противоречия, уменьшает социальную поляризацию и уровень социальной напряжённости в обществе, способствует поддержанию его целостности. В научно-теоретическом аспекте социо-интегративная функция социальной работы означает преодоление узкодисциплинарного редуцирующего подхода в изучении индивидов и социальных групп, искусственного членения проблем, с которыми они сталкиваются в своём существовании. В деятельностном и институциональном аспектах означает преодоление ведомственной разобщённости при оказании практической помощи. Предполагает синтез знаний о человеке из различных областей и координацию усилий специалистов для решения его проблем в их единстве и взаимосвязи;

- организационно-методическая, предусматривающая создание системы социальных служб – органов и учреждений, планирующих и предоставляющих социальные услуги и разные виды социальной помощи. Реализуется как изучение, обобщение и распространение позитивного опыта социальной работы, способов организации и методов её проведения через создание научно-методической базы, информатизацию деятельности социальных служб;

- рекламно-пропагандистская – предусматривает распространение информации о деятельности социальных служб, имеющихся общественных ресурсах. Предполагает создание и распространение социальной рекламы, пропаганду в средствах массовой информации позитивных социальных ценностей, идей социальной помощи, укрепления и поддержки семьи, развития социальных традиций;

- информационная, предусматривающая создание банков данных о клиентах социальной работы, социальных процессах в обществе, фактах социальных отклонений, управление информационными потоками с целью организации эффективной работы социальных служб.

Функции социальной работы определяют её место и роль в обществе как социального института, выявляют специфику социальной работы в сравнении с другими видами деятельности и общественными институтами. Условием их успешной реализации является полнота института социальной работы, слаженное взаимодействие всех его компонентов, а также эффективное взаимодействие с другими институтами общества – государственной социальной политикой, системой образования, семьёй, правоохранительной системой, учреждениями здравоохранения и другими.