Как современная парадигма социальной работы

Тема 16. Социальное обслуживание населения

 

 

Как было показано в предыдущей теме, социальное обслуживание выступает одним из направлений (форм) социальной работы. Мы уже отмечали, что в соответствии с нормами языка и, исходя из его реального содержания, под социальным обслуживанием следует понимать предоставление населению разнообразных социальных услуг – социально-бытовых, социально-медицинских и т.д. Принятый в 1995г. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[33] Несмотря на несколько расширительное толкование сути социального обслуживания данным определением, его можно взять за основу.

В научной и учебной литературе, нормативных документах нередки случаи чрезмерно расширительного истолкования некоторых форм и направлений социальной работы. В частности, так обстоит дело и социальным обслуживанием. В некоторых изданиях можно встретить такое понимание данного направления, которое включает в себя все другие формы социальной поддержки населения. Приступая к изучению данного вопроса, нам необходимо определить сущность социального обслуживания и более чётко обозначить его рамки. В самом начале нашего курса мы уже обращались к соотношению определяющих понятий в социальной работе.

Напомним, что при их сопоставлении мы выделили термин «социальная работа», как наиболее подходящий для обозначения всей сферы деятельности, связанной с оказанием различных видов социальной помощи. Из всего ряда конкурирующих терминов он является наиболее нейтральным, не связанным с каким-либо одним конкретным видом действий (обеспечение, обслуживание, защита, реабилитация) и, следовательно, не ограничивающийся только им. Кроме того, он является и наиболее общим, поскольку понятие «работа» наиболее близко к самому широкому понятию, обозначающему любые виды активности человека, отличающиеся целенаправленным преобразовательным характером – понятию деятельности.

Как уже отмечалось выше, выбирая термин для обозначения определённой сферы или вида деятельности, необходимо учитывать сложившееся словоупотребление, устойчиво закрепившиеся за ним смыслы и образы, связанные с ними ассоциативные ряды, что в совокупности и обеспечивает живое функционирование как естественного разговорного, так и профессионального языка. В этой связи наиболее естественное, аутентичное значение термина «социальное обслуживание» связано с деятельностью по оказанию различных социальных услуг, что и зафиксировано в Федеральном законе. К тому же, социальная работа, как мы знаем, не сводится только к предоставлению социальных услуг, но включает и другие формы.

Будучи одной из ведущих форм социальной работы, социальное обслуживание исходит из определённых принципов, тождественных по своей сущности общим принципам социальной работы. Вместе с тем, некоторые из них уточняют общие принципы социальной работы в соответствии со спецификой, которой обладает данное направление. Текст закона приводит перечень принципов социального обслуживания: адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.

Принципы добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности совпадают с общими принципами социальной работы, которые мы подробно разбирали ранее. Остановимся подробнее на остальных принципах. Так, принцип адресности подразумевает направленность помощи на конкретных субъектов, в данном случае – граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Идеология данного принципа достаточно очевидна: он предостерегает от недифференцированного подхода и распыления средств при оказании социальных услуг.

Будучи оправданным с точки зрения требований дифференцированного подхода он, тем не менее, ограничивает круг субъектов – клиентов социальных служб теми, кто находится в трудной жизненной ситуации, дословно так и определяя клиента социальных служб. Кроме того, рассматриваемый нормативный акт распространяет социальное обслуживание только на граждан, что так же является существенным ограничением. Следовательно, если данный принцип и можно признать допустимым в отношении деятельности определённых типов учреждений, то с ним никак нельзя согласиться в отношении всей социальной работы целом.

Социальная работа как гуманитарная и гуманистическая деятельность не проводит различий между людьми по принципу гражданства, возраста, расовой, этнической, принадлежности или религиозного исповедания, что зафиксировано в принципе универсальности социальной работы. Несмотря на то, что закон делает оговорку относительно иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, этого недостаточно, так как в нём ничего не сказано об иностранцах, временно, или проездом находящихся на территории России, а также лицах без гражданства.

То же самое можно сказать относительно принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Данный принцип следует рассматривать как уточняющий и соответствующий специфике социального обслуживания. Но он актуален в контексте дефицитной модели социальной работы, когда приходится выбирать и расставлять подобные «жесткие» приоритеты – кому в первую очередь оказывать помощь – несовершеннолетним или одиноким престарелым, лицам с ограниченными возможностями или подвергшимся насилию и т.д. С точки зрения институциональной модели, любой клиент социальной работы самоценен и в равной степени нуждается в оказании социальной помощи.

Таким образом, изложение сути и принципов социального обслуживания в данном законе не лишено недостатков. К сожалению, не лишён он и противоречий. К примеру, текст закона ясно очерчивает круг клиентов социальных служб как граждан, оказавшихся находящихся в трудной жизненной ситуации. В то же время, он провозглашает принцип профилактической направленности социального обслуживания. Но данный принцип окажется, скорее всего, невыполним, если работать только с теми, кто уже попал в трудную ситуацию. Предположение о том, что здесь имеется в виду вторичная профилактика попадания в подобные жизненные ситуации отпадает, так как когда говорят о профилактической направленности, то подразумевают предупреждение какого-либо явления как такового, а не его последствий.

Подобные «шероховатости» в нормативных актах говорят о том, что существует необходимость более тесного сотрудничества и кооперации усилий исследователей социальной работы, системы социальных служб и государственных органов, в частности, законодательных. Законопроекты должны разрабатываться с привлечением как теоретиков, так и специалистов-практиков, и проходить тщательную экспертную проверку. Исходя из этих фактов, в процессе изучения курса теории социальной работы вы должны выработать для себя правило, что при детальном анализе понятий и стремлении установить их точный смысл, не стоит ограничиваться лишь нормативными документами, а необходимо привлекать различные источники – научную, справочную, учебную литературу.

С точки зрения теории социальной работы немаловажно, что главный нормативный документ, регулирующий социальное обслуживание в нашей стране, уделяет вниманием и субъектам – исполнителям социальной работы. В нормативной базе современной России пока остаётся пробел в отношении специальных нормативных актов, регулирующих статус и различные аспекты деятельности социальных служб, наподобие законов о государственной службе, об адвокатуре, НКО, или религиозных организациях и объединениях. Пока не принят подобный закон о социальной службе, даже отдельные статьи в различных законодательных актах социальной направленности, которые оговаривают её статус, крайне необходимы.

Основными субъектами, социального обслуживания выступают социальные службы – «предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги».[34] Кроме того, к ним причислены граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Тем самым подтверждается тенденция постепенного отхода от монополии государственной системы социальных служб, своего рода «диверсификации» и плюрализации субъектов социального обслуживания. В соответствии с ней государство обязуется поддерживать и поощрять развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Принципиальным является момент, связанный с истолкованием понятия «трудная жизненная ситуация». Оно трактуется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую он не может преодолеть самостоятельно. Такое понимание, опять же, несколько сужает круг лиц, которые вправе претендовать на получение социальных услуг и рассматриваться в качестве клиентов социальной работы в целом.

Существует более широкое понимание трудной жизненной ситуации, подразумевающее, что она не только объективно нарушает жизнедеятельность индивида, но и субъективно воспринимается им как трудная. Последнее обстоятельство нельзя игнорировать, так как внутриличностные проблемы клиента так же являются объектом социальной работы и в случае невмешательства могут привести к различным отрицательным последствиям. К тому же, субъективное восприятие может отражать некоторые изменения в объективной ситуации клиента, до определённых пор не заметные со стороны. Поэтому, характеризуя трудную жизненную ситуацию, необходимо включать в данное понятие и субъективно-психологический аспект.

В структуре социального обслуживания следует выделить основные формы и виды. К формам социального обслуживания можно отнести разные по своему характеру виды деятельности, требующие различных навыков, методов и ресурсов. Виды социального обслуживания подразумевают под собой предоставление социальных услуг в различных ситуациях – в учреждениях, на дому и т.д.

Исходя из текста Федерального закона, формами социального обслуживания следует считать:

- предоставление социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и на дому;

- материальную помощь, включая выплату денежных средств, предоставление продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- консультативную помощь, в рамках которой клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

- социальная реабилитация, или предоставление реабилитационных услуг, включая помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Помимо форм выделим виды социального обслуживания:

- социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Данный вид предоставляется гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, или одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью;

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях. Подразумевает предоставление социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта. Данный вид услуг предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта. Временный приют предоставляют специализированные учреждения социального обслуживания (социальные гостиницы и т.п.);

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Включает социальное обслуживание в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и лицам с ограниченными возможностями, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.[35]

Несмотря на то, что законодатель в данном случае не выделяет виды и формы социального обслуживания, они достаточно легко «читаются» в тексте рассматриваемого Федерального закона. Некоторые другие нормативные акты конкретизируют понятие, формы и виды социального обслуживания применительно к отдельным группам населения. Так, Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ выделяет конкретные формы социального обслуживания.

К ним он относит социальное и социально-медицинское обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания; срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь.[36]

Данный законодательный акт восполняет и некоторые другие пробелы, отмеченные нами в законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Так, в нём оговариваются права в сфере социального обслуживания иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев. Согласно данному закону, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Таким образом, в данном нормативном акте в большей степени учтены такие фундаментальные принципы социальной работы как гуманность, доступность, универсальность (недискриминация).

В целом данный закон более подробно оговаривает стандарты и права граждан в сфере социального обслуживания, гарантии на получение минимального объёма и соответствующего качества социальных услуг. Больше внимания уделяет он реализации принципов социального обслуживания (принцип добровольности, принцип доступности информации, принцип конфиденциальности). Всё это свидетельствует о значительном потенциале в развитии нормативной базы социальной работы и о важности его научно-методологического обеспечения.

В ряду различных форм социальной работы социальное обслуживание выделяется тем, что обладает определёнными преимуществами: близость учреждения социального обслуживания (территориальный принцип размещения), доступность, добровольность. Данные черты рассматриваемой формы социальной работы позволяют снимать накопившееся в обществе социальное напряжение, поскольку, помимо непосредственной пользы и предоставления социальной помощи, создают «эффект досягаемости». Когда какое-то благо гарантировано и доступно постоянно, у людей возникает ощущение защищённости и уверенности в завтрашнем дне.

Данный эффект хорошо знаком из области культуры. Жители крупных мегаполисов, к примеру, реже бывают в музеях своего города и посещают другие достопримечательности, будучи уверены, что они «всегда успеют». То же и с социальными услугами – люди более спокойны и уверены в сохранении социальной стабильности, так как осознают гарантированность их получения.

В настоящий исторический период система учреждений социального обслуживания России проходит сложную стадию становления. Основными проблемами, препятствующими развитию системы социального обслуживания, как отмечает некоторые авторы, на данный момент являются слабая правовая база системы социального обслуживания, ограниченность её финансирования, слабая координация деятельности отдельных ведомств, отвечающих за социальное обслуживание, дефицит квалифицированного персонала, низкий статус социального работника в обществе и неадекватная оплата его труда. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М., 2003. С. 218.

Выход из данной ситуации видится в совместных действиях различных государственных ведомств в двух основных направлениях. Во-первых – в совершенствовании деятельности государственной системы социальных служб – увеличении помощи им в финансовом и кадровом обеспечении, и, одновременно, усилении контроля за качеством результатов их работы; дальнейшем развитии нормативной базы, которая более детально регулировала бы различные аспекты деятельности социальных служб; усилении координации в деятельности различных звеньев института социальной работы.

Второе направление – развитие сети негосударственных форм социальных услуг, которые могли бы занять «ниши», незанятые государственным сектором. Потребность общества в социальных услугах гораздо шире того перечня, который сегодня могут предложить как государственные, так и негосударственные учреждения и предприятия по социальному обслуживанию. Само общество также пока ещё не осознаёт, насколько оно нуждается и заинтересовано в этом виде деятельности, который смог бы повысить обеспеченность, комфортность и безопасность многих людей. Пока что многие не понимают необходимости инвестировать средства на получение различных социальных услуг. Для преодоления этого положения необходимо развитие пропаганды, социальной рекламы, конкуренции между различными социальными агентствами, что повысить их привлекательность в глазах населения и сделать более доступной плату за их услуги.