Тема 6. Теория социальной работы в системе научного знания

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 3. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР

 

 

Место науки в системе научного знания определяется объектом и предметом её исследования и связями с другими науками, определяемыми близостью её предмета к предмету этих наук. С момента своего возникновения научное знание переживает процесс предметной дифференциации, т.е. выделения новых предметных областей и, соответственно, появления новых научных дисциплин. Очевидно, что этот процесс не мог идти без существенного сужения предметов частных научных дисциплин и нарастанию специализации. В результате, как уже говорилось выше, во второй половине XX в. сложилась ситуация, когда подобная узкая специализация стала препятствовать как в понимании целостного функционирования и развития объектов различной природы, так и в их проектировании и управлении.

Ответом на эту проблему явилось развитие междисциплинарных исследований, появление новых дисциплин, предмет которых строится по несколько иному, неклассическому типу. Они ориентированы не на выделение в действительности однопорядковых явлений, описываемых одними и теми же законами, а скорее на изучение реально существующих целостных феноменов. Перед ними стоит сложная задача по интеграции научного знания, объединению эмпирических данных и методов различных наук для теоретической реконструкции изучаемых явлений в том виде, в котором они существуют в действительности.

Таким образом, на процесс дифференциации научного знания в последние десятилетия наложился процесс интеграции научного знания. В результате структура научного знания, система и её внутренних взаимосвязей стали ещё более сложными. В области социальных наук это означает, что к анализу общественных процессов и явлений традиционными академическими дисциплинами – социологией, психологий, экономикой, политологий и т.д. добавился ряд новых дисциплин, также прилагающих усилия для понимания сложных общественных явлений. К ним последним можно отнести ювенологию, феминологию, социальную экологию и ряд других, включая социальную работу.

Статус этих дисциплин в настоящее время не является в полной мере определённым и устойчивым, а свою репутацию им ещё предстоит заслужить в будущем. Только время сможет показать, какие из них действительно дееспособны и готовы предложить эффективный анализ и перспективные методы исследования и практики, новые интересные подходы для исследования и решения различных социальных проблем, а какие, возможно, окажутся несостоятельными. Однако не стоит забывать, что все они – явились ответом на новые вызовы времени и олицетворяют поиск новых путей в науке, который никогда не был простым. Данные науки имеют исторический шанс влиться в семью социальных наук и внести свой вклад в копилку человеческой мудрости.

Комплексный междисциплинарный характер социальной работы обусловливает богатство её межпредметных связей и взаимодействий со многими социально-гуманитарными дисциплинами. Мало какая из наук может похвастаться таким разнообразием «знакомств», плодотворного сотрудничества со своими «соседями» – смежными науками. Если внимательно посмотреть на объект исследования социальной работы, её задачи как практической деятельности, то можно определить, по каким направлениям строятся эти взаимодействия.

В научном окружении социальной работы можно выделить различные уровни и эшелоны. В нём выделяются базовые науки, чьи понятия, методы, идеи активно используются в социальной работе в качестве основы теоретических моделей социальной работы и её методологических предпосылок. Это в первую очередь философия, социология, психология, педагогика, социальная педагогика, правоведение.

Философия определяет методологические основы научных исследований в социальной работе, мировоззренческие основы самой деятельности, модели человека и общества, глубинные онтологические смыслы, предоставляет общенаучные и философские категории. Социальная философия рассматривает общество как целостную социальную систему, единый социальный процесс, совокупность взаимопереплетение различных социальных институтов и их взаимодействие, место и задачи социальной работы как одного из социальных институтов. Взаимодействие социальной работы и философии будет подробнее рассмотрено ниже, а сейчас мы несколько более детально остановимся на её связях с остальными науками «ближнего окружения».

Взаимодействие социальной работы с базовыми научными дисциплинами строится в двух аспектах – теоретическом и прикладном. В теоретическом эти связи проявляются в использовании социальной работой методологических и мировоззренческих положений этих дисциплин, их теоретических объяснительных схем в качестве интерпретации природы объекта социальной работы, привлечения их понятийного аппарата и теоретических методов исследования. В прикладном аспекте взаимодействие социальной работы с данными дисциплинами осуществляется путём использования их методов для целей социальной работы как вида социальной практики.

Социология позволяет обрести целостный взгляд на социальную структуру общества, проследить и понять процессы социальной динамики, а также процессы мобильности в обществах разного типа. Социологическое знание и методы социологии помогают проанализировать статус индивида в обществе и социальной группе, особенности социализации и идентификации личности, проанализировать её социальные роли и ролевые системы, различные ролевые конфликты и несоответствия, сопровождающие трудные жизненные ситуации.

Различные социологические направления, – такие как функционализм, социология конфликта, социология жизненных сил и социальной субъектности и др. составляют основу социолого-ориентированных теоретических моделей социальной работы. Методы прикладной эмпирической социологии позволяют специалисту по социальной работе и исследователю составить картину сложившейся ситуации его клиента, собрать и обработать данные, сделать обобщения и выводы и помогают выбрать методы для осуществления вмешательства[15].

Психология как ещё одна базовая дисциплина в отношении к социальной работе выступает прочной основой теоретической и профессионально-практической подготовки социального работника-практика и учёного-исследователя. Как и социология, она образует основу некоторых теоретических моделей социальной работы, т.е., по сути, позволяет интерпретировать природу проблем и некоторые задачи социальной работы в психологических терминах. Трудно переоценить роль психологических знаний как фундамента профессиональных компетенций специалиста по социальной работе, их роль при изучении проблем индивидуального клиента и организации практического взаимодействия с ним.

Во многих ситуациях психологический аспект является если не определяющим, то весьма и весьма существенным, поскольку весь успех деятельности социального работника, в конечном итоге, зависит от способности установить контакт и доверительные отношения со своими клиентами и организовать эффективное сотрудничество и взаимодействие. Методы психологической науки составляют неотъемлемый элемент профессионального инструментария социального работника-практика и исследователя – как средство получения информации о клиенте, его социальных связях, их характере, об особенностях его личности, внутреннего мира во всём его богатстве и неоднозначности.

Грамотное использование методов психологической науки поможет социальному работнику в понимании проблем клиента, его внутреннего мира, эмпатическому пониманию его внутреннего эмоционального состояния, налаживанию равноправного доверительного субъект-субъектного взаимодействия. Умение понять эмоциональное состояние клиента и учитывать его при принятии решений и осуществлении действий является одной из определяющих компетенций специалиста по социальной работе, так как без такого учёта правильные в своей основе методы и шаги могут быть обесценены, пойдут во вред или просто окажутся применены несвоевременно.

С психологическими аспектами взаимодействия социального работника и клиента оказываются тесно связанными и этические, поскольку при любом межличностном общении и взаимодействии существует множество как очевидных, так и невидимых, на первый взгляд, этических норм, ограничений, принципов. Результатом интеграции арсенала социальной работы и этики стало появление новой прикладной дисциплины – этики социальной работы, которой посвящён отдельный курс в системе подготовки специалистов по социальной работе.

Социальная педагогика, в некоторой степени, пересекается с социальной работой по своим методам и задачам. Среди теоретических интерпретаций социальной работы важное место занимает социально-педагогическая теоретическая модель. Социальная педагогика даёт большой вклад в понимание процессов социализации подростков, педагогических влияний среды, роли взаимоотношений в коллективе. Данные из области социальной педагогики позволяют социальному работнику понимать причины и находить методы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Однако её интерес не ограничивается подростковым и молодым возрастом. Методы социальной педагогики предполагают и возможность взаимодействия со взрослыми людьми, что немаловажно для социальной работы. В некоторых странах социальные педагоги, по сути, объединяют в себе и социальных педагогов и социальных работников, а в России эти две профессии сопряжены как на деятельностном, так и на институциональном уровнях, что находит отражение и в области научно-теоретического взаимодействия.

Любая профессиональная деятельность протекает в определенном правовом поле и предполагает законодательное закрепление целей этой деятельности, прав её субъектов и используемых методов. Сказанное относится и к социальной работе, поскольку она не просто подразумевает правовое оформление института социальной работы, но и направлена на защиту прав своих клиентов в тех ситуациях, когда они зачастую сами не в состоянии их защитить. Однако интерпретация социальной работы как защиты прав своих подопечных возможна только в условиях правового государства, конституционного строя, когда права субъектов закреплены законодательно. В таком случае права клиентов социальных работников создают сам предмет их деятельности, без которого она не смогла бы приобрести статус профессиональной, обязательной.

Так возникает одно из важных взаимопересечений проблематики юридической науки и социальной работы и появляется новая область исследований – социальная работа и права человека, в центре внимания которой – их системность и полнота, реализация и защита. Социальная работа выступает в данном контексте как способ обеспечения и защиты прав человека. Наибольший акцент социальная работа ставит на социальных правах личности – праве на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь, на жилище и т.д. В этом контексте она более тесно взаимодействует с такими разделами юридической науки, как социальное право, трудовое право, жилищное право и т.п.

Поскольку социальная работа обращается не только к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи, но и к тем, кто представляет определённую опасность для общества и собственной личности, то ещё одним полем предметного взаимодействия с правоведением оказываются вопросы причин и профилактики противоправного поведения. Социальные причины преступности и психологический портрет правонарушителя, в силу некоторых особенностей личности и внешних условий, склонному к девиантному поведению, является как предметом юридических наук (криминологии, юридической психологии), так и теории социальной работы.

Социальная работа привлекает данные правоведческих наук при анализе эволюции правонарушителей в направлении противоправного поведения, социально-психологических, социально-экономических, культурно-исторических, психолого-педагогических причин, подталкивающих их к подобному поведению и образу жизни в целом. Данные индивиды и группы интересуют социальную работу с точки зрения оказания им помощи по преодолению негативных социальных установок и мотивации к противоправным действиям, предупреждению социальных отклонений в будущем.

Не последнюю роль играет интерес социальной работы к задачам профилактики противоправного поведения, а также к процессу применения мер юридической ответственности. Как известно, цели, с которыми применяются меры юридической ответственности, обоснованы и абсолютно социальны. В частности, они предусматривают оказание воспитательного воздействия на лицо, виновное в совершении правонарушения и превенцию новых противоправных действий. Однако, также известно, что далеко не всегда эти цели достигаются в полной мере, поскольку возможности правовых институтов в отношении задач педагогического воспитательного воздействия ограничены.

Поэтому социальная работа ищет новые, альтернативные пути достижения целей, которые преследуют меры юридической ответственности. Это должны быть такие способы социального воздействия на личность, которые позволили бы минимизировать негативные аспекты существующей ныне правоприменительной практики, сопровождающей, в частности, исполнение наказаний – формирование криминальной субкультуры, вовлечение в неё новых лиц, высокий процент рецидива и т.д. В качестве таковых методов она предлагает различные формы социально-психологического, социально-терапевтического воздействия, профилактики, гуманизации процесса наказания, защиты прав подсудимых и осужденных, создание условий, способствующих их возвращению к нормальной жизни и адаптации к ней.

Взаимодействие социальной работы с другими научными дисциплинами, конечно, не исчерпывается только лишь уже описанными науками «ближнего окружения», базовыми академическими дисциплинами. В силу разнообразия клиентов социальной работы и стоящих перед нею задач, она естественным образом связана с большим количеством частных научных дисциплин, специализирующихся на изучении более узкого круга явлений социальной действительности. Нередко это могут быть разделы уже упоминавшихся наук – социологии, психологии, юриспруденции. Вместе с тем, некоторые из них зачастую уже обособились и конституировались в качестве относительно самостоятельных научных дисциплин. В этом ряду можно выделить социологию и психологию девиантного поведения, криминологию, конфликтологию, феминологию и гендерологию, ювенологию и др.

Взаимосвязь социальной работы с некоторыми из них напрямую продиктована её традиционными объектами (социальными субъектами). Так, важное направление социальной работы представляет социальная работа с семьёй. В этой связи закономерны её тесные связи с семейной педагогикой, возрастной психологией, психологией общения и коммуникации. Ещё одним направлением социальной работы является социальная работа в школе, что обусловливает её связи с педагогикой и социальной педагогикой, а также уже отмеченной возрастной психологией.

Комплексный характер социальной работы подразумевает и её активные связи с медицинскими и социально-медицинскими дисциплинами: психиатрией и психодиагностикой, валеологией, геронтологией, гериатрией, и др. Интерес для социальной работы здесь заключается в исследовании проблем и способов социальной поддержки лиц, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, нуждающихся в социально-психологической реабилитации и социальной адаптации – по выходе из них. Кроме того, одной из важных тем для социальной работы является профилактика «социальных болезней» – алкоголизма, наркомании, помощь лицам, страдающим данными формами физической и психологической зависимости, в социально-психологической реабилитации после прохождения медицинского курса лечения.

Важное направление социальной работы – это социальная помощь лицам с ограниченными физическими возможностями, которые испытывают множество проблем различного характера – медицинских, правовых, психологических, социально-бытовых и пр. Исследование комплекса этих специфических проблем и планирование системных мер, направленных на оказание помощи в их преодолении, потребность представителей данной категории населения в медицинской, психологической, социально-бытовой, профессионально-образовательной реабилитации обусловливает связи социальной работы с множеством дисциплин – правоведением, медициной, психологией, эргономикой, реабилитологией и другими науками.

Таким образом, круг научных дисциплин, с которыми взаимодействует социальная работа, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, практически неограничен. Её ближайшее окружение – смежные научные дисциплины обеспечивают опосредованную связь со многими другими науками. Эффективность научных исследований и практической деятельности практики социальной работы напрямую связана с её способностью интегрировать исследовательские возможности наук из разных областей социального познания, и обеспечивать как комплексный характер изучения социальных явлений, процессов, отношений, проблем и противоречий так и системный характер их решения на практике.