Тема 1. Феномен социальной работы

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

МОДУЛЬ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

 

 

 

 

Нередко, когда говорят о социальной работе, то имеют в виду помощь индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Данное понимание в принципе верно и его распространение, как в профессиональной среде социальных работников, так и в общественном сознании можно считать нормальным явлением. Однако, довольно простое и беспроблемное на первый взгляд, оно не является полным и всесторонним, охватывающим разные аспекты социальной работы. К тому же его нельзя считать и достаточно точным. Поэтому для тех, кто решил составить себе вполне точное и полное представление о социальной работе, необходимо обратить внимание на некоторые замечания и уточнения.

Во-первых, понимание социальной работы как помощи подразумевает, что она представляет собой определённые действия, но деятельностью не исчерпывается всё её содержание. Кроме того, данное понимание не содержит указания на то, что эта деятельность – профессиональная. Последнее же обстоятельство накладывает на неё весьма существенные особенности, так как любая профессиональная деятельность строится на определенных принципах, научно-методической базе и, следовательно, предполагает наличие научно-теоретического компонента, что справедливо для социальной работы. Другими словами, социальная работа это не только деятельность, но и научная дисциплина, призванная обобщать и объяснять определённые социальные процессы, предвидеть возможные их последствия и разрабатывать новые способы действий и на этой основе стремиться сделать эту деятельность более эффективной.

Профессиональный характер социальная работа приобрела не сразу. Она возникла на основе различных непрофессиональных общественных движений (благотворительности, волонтёрства, взаимопомощи) и государственных форм социальной помощи, вобрав в себя все их содержательное богатство. Но приобрести профессиональный систематический характер она смогла только при последовательном систематическом участии государства и общества, когда был закреплён её статус в правовом пространстве того или иного государства. Следовательно, социальная работа оформлялась как профессиональная деятельность параллельно и благодаря юридической легитимизации и государственному правовому регулированию.

Всё это означает, что социальная работа приобретает статус профессиональной, формируясь, по сути, как социальный институт. Основными составляющими этого института являются система учреждений по оказанию различных видов непосредственной социальной помощи и органов управления, многоуровневая система подготовки кадров в рамках национальной системы высшего и среднего специального образования, нормативная база, определяющая полномочия органов и учреждений социальной сферы и права их клиентов. Помимо названных элементов, его образуют научно-методическая база, включающая совокупность научных знаний о социальной работе и совокупность и научных центров, институтов, осуществляющих научные исследования в данной сфере.

Оформление социальной работы как профессиональной деятельности и, следовательно, её институционализация, происходит, как правило, на этапе зрелого индустриального общества. То, что трансформация частных и общественных форм социальной помощи в новую профессию происходит именно в этот период истории развития человеческого общества объясняется тем, что естественные механизмы социальной помощи и взаимопомощи чаще всего оказываются разрушены или сильно ослаблены в процессе модернизации при переходе от общества традиционного к индустриальному. Ранний капитализм был ещё не в состоянии компенсировать постепенный распад традиционных институтов социальной помощи, что нередко приводило к обострению социальных противоречий в обществе и как следствие – к росту социальной напряженности и революционных выступлений обездоленных социальных групп.

Данная эпоха получила, как вы, наверное, знаете из курса истории и социальной философии, название эпохи первоначального накопления капитала. Институты демократии, которые могли бы обеспечить защиту личных и социальных прав трудящихся и маргинальных слоёв в этот период были ещё развиты слабо. Поэтому в наиболее промышленно развитых странах, прошедших через демократические реформы, профессиональная работа начинает складываться приблизительно спустя столетие после промышленной революции и последовавшей за ней индустриализации. Так в развитых странах Европы и Америки – Германии, Великобритании, США, Канаде профессиональная социальная работа как институционализированная деятельность возникает в конце XIX – начале XX вв., в то время как волну индустриализации они пережили в конце XVIII – начале или середине XIX столетия.

В это время уже проявляется, с одной стороны, острая необходимость в активизации социальной политики государства и социальной деятельности всего общества, подошедшего к черте социальных катаклизмов и насильственных преобразований, с другой – появилась экономическая возможность обеспечить нуждающиеся социальные слои необходимой социальной помощью. С этого времени социальная работа довольно устойчиво развивается как многоплановый общественный институт, и в эпоху научно-технической революции – с развитием массового производства и повышением уровня благосостояния населения – получает новые возможности. Информатизация общественной жизни, которая отличает данный этап общественного развития от всех предшествующих, оказывает позитивное влияние и на развитие деятельности социальных служб. В частности, распространение информационных технология позволяет получить более полную и точную картину социально-экономического состояния общества и его различных социальных слоев. Методы статистики и социального прогнозирования дают возможность научно предвидеть тенденции развития многих социальных явлений и процессов.

Дальнейшая демократизация общественной жизни постиндустриальной цивилизации, развитие институтов прямой демократии и гражданского общества, совершенствование законодательства позволяют лучше обеспечивать и защищать права индивидов и социальных групп. Развитие электронных СМИ и массовое распространение информации в случае необходимости быстро сигнализирует обществу о наличии социальных проблем, о непрофессиональных или неправомерных действиях государственных чиновников или социальных служб. Растущие экономические возможности общества приводят к росту числа социальных учреждений, уровня профессиональной подготовки их кадров, разнообразия форм и видов предлагаемых социальных услуг.

На этапе постиндустриального информационного общества человечество как никогда близко приближается к идеалу социальной справедливости, понимаемой как способность общества обеспечить удовлетворение жизненных потребностей всех членов общества и создать достойные условия жизни каждому индивиду. Здесь целью общества становится не гонка вооружений и военная экспансия, как это было в XIX и в 1-ой половине XX в., и не безудержный экономический рост производства и потребления, что наблюдалось во 2-ой половине XX в. Объектом внимания и настоящей заботы стала личность и полнота её прав. В настоящее время современное общество вплотную подошло к осознанию того факта, что уже не военный и не промышленный, а человеческий капитал, человеческие ресурсы являются решающим фактором общественного развития. Достигнув столь высокого уровня экономического, социального и политико-правового развития, общество оказывается в состоянии рассматривать человека не как средство для достижения собственных целей, а как высшую цель общественного развития и провозгласить права личности высшей ценностью.

Социальная работа также исходит из принципа абсолютной ценности человеческой личности. Всестороннее, гармоничное и свободное развитие человека, формирование и удовлетворение его потребностей, самореализация как социально-ориентированной личности и есть с точки зрения принципов социальной работы главная цель деятельности общественных институтов. Помогая человеку в преодолении жизненных трудностей, социальная работа в этой связи выступает органичным средством реализации принципов гуманизма и защиты прав человека, гарантией обеспечения его благосостояния, защиты от безработицы и различных форм дискриминации. Тем самым она предстаёт как неотъемлемый феномен современного общества, позволяющий реализовать его значимые цели.

Только современное общество оказалось в состоянии обеспечить развитие всех компонентов института социальной работы, т.е. обеспечить его подлинную институционализацию. Без этого деятельность социальных работников была бы просто неэффективной. Без научного анализа, который способен обобщить опыт практической деятельности, вскрыть недостатки, предложить новые методы, проанализировать причины возникновения проблем и способы воздействия результаты деятельности были бы, конечно, незначительными. Практика без теории подобна блужданию в потёмках, движению на ощупь, методом проб и ошибок, которые в социальной работе, как и в других гуманитарных видах деятельности, порой стоят очень дорого.

С другой стороны, никакая легальная деятельность невозможна в современном обществе вне существующего правового поля. Поэтому действенность института социальной работы во многом зависит от принятых законов и подзаконных актов, которые должны способствовать успешной деятельности социальных работников, а так же вовремя предотвращающих обострение социальных проблем. Разумеется, экономическим фундаментом, который позволяет обществу направлять значительные ресурсы на оказание социальной помощи, тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, является современное высокопроизводительное эффективное производство, без которого всех этих возможностей просто бы не существовало.

Ещё одним определяющим фактором успеха социальной работы является уровень подготовки и профессионализм специалистов, который может быть обеспечен только при условии открытия таких специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях, создания системы подготовки квалифицированных кадров. В последние десятилетия этому направлению уделяется особое внимание, так как человеческий фактор становится решающим во многих областях человеческой деятельности.

Другими словами, здесь мы обнаруживаем ещё одну грань феномена социальной работы, связанную с её образовательным аспектом – как учебной дисциплины. Очевидно, что широта и сложность, взаимопереплетение социальных проблем и противоречий современного общества требует глубокого научного понимания и анализа не только при исследовании причин и способов решения этих проблем, но и в практической деятельности специалистов социальной работы. Как сложная социальная система с многообразными, зачастую скрытыми связями, общество требует квалифицированных кадров – так же как технические системы, буквально опутавшие наш мир, требуют квалифицированных инженерных кадров.

Современные социальные работники и педагоги, психологи и психотерапевты выступают своего рода социальными инженерами в таком сложном образовании как современный социум. Поэтому совершенно естественно появление во многих странах специальности «социальная работа» в системе профессионального образования. Подготовка специалистов для различных уровней и направлений данной деятельности стала неотъемлемой чертой института социальной работы в настоящее время. С другой стороны, было бы ошибкой утверждать, что социальная работа как специальность и направление в системе профессионального образования вполне оформилась и больше не меняется.

Напротив, в настоящее время в России программа подготовки будущих специалистов по социальной работе активно обсуждается и постоянно развивается, – как на уровне рабочих программ отдельных дисциплин, так и на уровне государственного стандарта высшего и среднего специального образования по специальности социальная работа. Можно сказать, что идёт активный творческий поиск теоретической основы подготовки будущих специалистов, новых форм обучения, методов преподавания различных дисциплин, путей взаимодействия теории и практики в учебном процессе. Так или иначе, социальная работа постепенно складывается как содержательно насыщенная, разносторонняя (полипредметная) и чрезвычайно увлекательная учебная дисциплина.

Как и ряд других учебных предметов, отражающих институционализированные виды и сферы деятельности, или целые сферы общественной жизни (экономика, социология, политология, культурология, педагогика и т.д.) социальная работа представляет собой целый комплекс взаимосвязанных дисциплин. Они охватывают разные аспекты социальной работы и отражают разные уровни научного обобщения её исторического и современного опыта.

Наиболее общие, основополагающие знания в области социальной работы дают дисциплины общепрофессиональной подготовки – история и теория социальной работы, этика социальной работы, методы и технологии социальной работы и другие. Параллельно будущие специалисты по социальной работе изучают блок правовых, психологических и педагогических дисциплин. Полученные знания служат основой при изучении специальных дисциплины, ориентированных на подготовку к деятельности в конкретных областях и направлениях социальной. Знания, приобретаемые будущими специалистами по социальной работе, носят явно выраженный практико-ориентированный характер, что отражает главную направленность данной профессии – активное социальное действие.

Таким образом, в современном обществе налицо развитие всех компонентов института социальной работы, что мы можем непосредственно наблюдать на примере постсоветской России. В то же время, статус некоторых из них до сих пор вызывает оживлённые дискуссии в научной и профессиональной среде. Так, статус социальной работы как научной дисциплины пока еще не является бесспорным. В отношении научного компонента социальной работы существуют три основных подхода[1]. Как отмечается в некоторых публикациях, часть авторов рассматривает социальную работу только как профессиональную деятельность, лишённую собственного научного содержания. Социальная работа – это работа, утверждают сторонники данной точки зрения, а что касается научно-теоретической базы, то она использует идеи и методы социологии, психологии, педагогики и других гуманитарных наук.

Другие отмечают наличие в ней собственного научно-теоретического базиса, т.е. признают, что социальная работа – это не только деятельность, но и наука. Причём часть из них считает, что это наука, имеющая исключительно прикладной характер. Третья точка зрения состоит в том, что социальная работа помимо деятельностного компонента обладает научным, который включает не только прикладную составляющую, но и фундаментальную, т.е. такого рода научные исследования и получаемые в результате их осуществления знания, которые на настоящий момент времени пока не находят практического применения в профессиональной деятельности и обычной жизни, а представляют только познавательный общетеоретический интерес.

Наиболее правомерной является вторая точка зрения, согласно которой социальная работа – это не только деятельность, но и прикладная наука. Действительно, социология фокусирует своё внимание на изучении социальной структуры, социальных ролях и связях индивида, но не проникает в его внутренний мир. Психология же, акцентирует внимание на индивиде. В отличие от этих дисциплин социальная работа не может рассматривать по отдельности ни социальную структуру, ни индивида, так как призвана изучать способы интеграции индивида в микро- и макросоциум и способствовать их взаимной адаптации.

Кроме того, данные дисциплины изучают различные общественные явления как процессы, протекающие под действием объективных закономерностей. Их предмет и составляют закономерности этих объективных процессов. К примеру, задача социологии – представить развитие общества как объективный процесс изменений в социальной структуре. Отличие социальной работы как науки в данном случае состоит в том, что она отходит от такого «объективистского» описания социальных явлений. Она имеет своим предметом закономерности воздействия на субъектов (клиентов) социальной работы, а также взаимодействия различных субъектов в процессе оказания помощи. Её предмет составляют закономерности развития социальных явлений под влиянием целенаправленного воздействия, т.е. вмешательства социальных работников. Тем самым она вводит в предмет исследования субъекта действия и описывает социальные явления как результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Эти факторы обусловливают наличие у социальной работы собственного предмета исследования и обусловливают её существование как самостоятельной научной дисциплины.

Как видно из данных рассуждений, феномен социальной работы довольно сложен и неоднозначен. Соответственно, отразить понятие социальной работы в одном определении является непростой задачей. Обычно, определяя сущность социальной работы, обозначают её основные компоненты как социального института – в частности, как профессиональной деятельности и научной дисциплины, так как эти аспекты охватывают основные виды активности, связанные с социальной работой – теорию и практику. Этим путём, к примеру, идёт словарь социальной работы Роберта Баркера[2].

Многие издания, включая учебные пособия, научные монографии и справочные издания, акцентируют внимание на таких аспектах социальной работы, как предоставление помощи индивидам и группам, научной и институциональной составляющей социальной работы. Так, одно из определений описывает социальную работу как деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав, и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию[3]. Можно обнаружить и несколько иной понимание социальной работы – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц[4].

Можно встретить интерпретациюсоциальной работы как специфической профессиональной деятельности, осуществляемой специалистом, задачей которой является развитие и организация решений социальных проблем[5]. Курбатов определяетсоциальную работу как науку о человеческих проблемах и технологиях их разрешения. Встречаются определения и довольно общего плана, где социальная работа понимается как форма деятельности, направленная на достижение социальных изменений[6].

Несмотря на многообразие определений социальной работы, все они сходятся в главном, – в том, что это профессиональная деятельность, главными объектами которой являются определённые социальные общности, либо их представители, а целью – оказание помощи нуждающимся в ней индивидам, социальным группам и территориальным сообществам. Большинство из этих определений совпадают или по крайне мере очень близки в понимании сущности социальной работы и лишь по-разному ставят акценты.

Одно из наиболее ёмких и корректных определений социальной работы даёт упомянутый словарь Р.Баркера. В нём отмечается, что социальная работа – это прикладная наука оказания помощи индивидам, группам и общинам, направленная на формирование, усиление или восстановление их способности к психосоциальному функционированию и создание общественных условий, необходимых для достижения этих целей.

К достоинствам данного определения можно отнести то, что оно довольно точно определяет назначение социальной работы и обозначает разницу между профессиональной социальной работой и непрофессиональными видами социальной помощи, в частности, благотворительностью. Как видно из данного определения, оказание социальной помощи для профессиональной социальной работы не является самоцелью. Её цель – не просто оказание помощи, но способствование достижению клиентами социальной работы устойчивой способности к «психосоциальному функционированию», т.е. к самостоятельной полноценной и независимой жизни.

Задача социальной работы – не просто помочь в решении какой-либо конкретной проблемы, выйти из сложившейся трудной жизненной ситуации, а помочь индивиду (группе) научиться противостоять подобным проблемам, и по возможности их предупреждать или минимизировать их последствия. Тем самым социальная работа стремиться активизировать собственный потенциал клиента, его внутренние ресурсы. Она ставит целью не просто борьбу с конкретной социальной болезнью, но, образно выражаясь, выработку определённого иммунитета к их появлению.

Не совсем удачным следует признать использование термина «функционирование» применительно к человеческим индивидам, и социальным группам, который в русском языке применяется по отношению к техническим системам, либо к отдельным элементам биологических систем. Поиск соответствующих русскоязычных научных терминов, как уже отмечалось, является актуальной задачей теории социальной работы. Наиболее близким аналогом, имеющимся в русском языке на сегодняшний день являются выражения «полноценная жизнедеятельность», «независимая жизнь», но пока они не получили широкого распространения.

Последователен Баркер и в обозначении клиентов социальной работы – это и индивиды и группы и общины, которые чаще всего обозначают территориальные сообщества. Довольно полно перечисляет он и разнообразные задачи социальной работы. Это не только восстановление утраченной или ослабленной способности к независимой жизнедеятельности (обозначаемая в русском языке как реабилитация), нл и формирование (абилитация) и усиление этой способности.

Немаловажным является то, что Баркер отмечает ещё одну важную сторону социальной работы, о которой забывают многие авторы. Социальная работа, как видно из данного определения, направлена не только на помощь индивидам и группам, испытывающим трудности, но и на создание соответствующих общественных условий, способствующих достижению этих целей. Этим подчёркивается, что социальная работа направлена не только на борьбу с проблемами конкретных индивидов и социальных групп, которые, по сути, являются следствиями причин более глубокого порядка, но и на сами причины, имеющие социальную, а не индивидуальную природу.

Социальная работа не может игнорировать эти причины и условия, коль скоро они в не меньшей, а иногда в большей степени вызывают жизненные трудности её клиентов, она не может ограничиваться только помощью индивидам, забывая, что, не устранив социальные причины, мы обрекаем их или других людей на повторение таких же проблем. К сожалению, как у нас в стране, так и за рубежом не всегда помнят об этой стороне социальной работы, хотя она имеет важное значение. Отчасти это объясняется тем, что решать проблемы на общесоциальном уровне сложнее, поскольку такой подход требует больше средств, усилий, властных полномочий. Но именно он способен действительно предотвратить многие проблемы, а не «тушить» потом в пожарном порядке их последствия. Ниже в соответствующем разделе мы подробнее рассмотрим различные направления и подходы в социальной работе. В том числе и те, которые предусматривают необходимость действий не только на индивидуальном и групповом, но и на общесоциальном уровне.

Итак, социальная работа может быть определена как профессиональная деятельность и социальный институт, способствующий социальному оздоровлению общества, как научная и учебная дисциплина, изучающая пути к этому состоянию. Вместе с тем, пока что не все аспекты социальной работы достаточно хорошо известны в российском обществе. На уровне массового сознания выражение «социальная работа» чаще воспринимается несколько односторонне – как деятельность социальных работников «низшего звена», выполняющих наиболее простые, элементарные функции – по предоставлению социально-бытовых, социально медицинских услуг и т.п.

Пока в российском обществе в целом более известны и привычны такие понятия, как «социальное обеспечение», «социальная защита». В настоящее время у исследователей нет единого мнения относительно соотношения значений данных понятий с понятием социальной работы. Нередко в литературе можно встретить расширительное толкование любого из них, как центрального понятий в данной сфере. Так, с принятием известных законов о социальном обслуживании в середине 90-х гг., в некоторых публикациях вся система социальных служб и их деятельность стали обозначаться как система социального обслуживания.

Такой подход вряд ли можно признать оправданным, так как сами понятия «обслуживание», «защита», «обеспечение» уже по смыслу, нежели понятие «работа», которое ближе всего из этого ряда к понятию «деятельность». В силу своей большей широты и смысловой нейтральности, отсутствию жёсткой связи с каким-либо конкретным видом социальной деятельности, с тем или иным аспектом социальной помощи, понятие «социальная работа» должно оставаться центральным системообразующим понятием в данной сфере. При всей дискуссионности данного вопроса, тем не менее, можно указать в общих чертах смысловые рамки обсуждаемых понятий.

Так, социальное обслуживание правильнее и логичнее всего понимать как предоставление разнообразных социальных услуг, социальную защиту – как комплекс мер правового, организационного, экономического характера, обеспечивающих в собственном смысле слова защиту индивида в трудных жизненных ситуациях. Термин социальное обеспечение более известен населению нашей страны. Правильнее будет сохранить традиционно закрепившееся за ним в советское время значение как непосредственное предоставление государством социальной помощи различным группам населения.

В настоящее время вопрос с системообразующими терминами в области социальной работы до конца не решён. Часто можно встретить смешение значений разных понятий, вновь вводимые термины частично пересекаются по смыслу с уже устоявшимися, что ещё больше осложняет ситуацию. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме, посвященной понятийному аппарату социальной работы. Исходя из приведённых выше аргументов и следуя сложившемуся словоупотреблению, мы будет использовать в качестве центрального термина выражение «социальная работа». Приведённые же выше понятия отражают определённые аспекты социальной работы, её различные формы и направления.