Практикум

С помощью наблюдения и беседы попробуйте определить локус контроля испытуемого. Как он обычно объясняет свои опоздания, неудачи в учёбе и личной жизни, ссоры с близкими людьми и т.п.? Заботится ли он о своём здоровье или полагает, что если суждено заболеть, то не убережёшься? Как он реагирует на свои успехи, достижения?

Проанализируйте во всех наблюдаемых ситуациях, склонен ли он приписывать большую ответственность себе, своим усилиям (либо недоработкам) или пытается найти «виноватого» на стороне – другие люди, обстоятельства, судьба и т.п. Исходя из известных вам психологических характеристик экстернального и интернального локуса контроля, сделайте обоснованный вывод о выраженности данного качества у вашего испытуемого.

 

Литература

Бурно М.Е. Безвольная личность: Выход из тупика. – М., 1989.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.,1991.

Выготский Л.С. Проблема воли и её развитие в детском возрасте.// Собр. соч.: В 6т. – Т. 3. – М., 1983. – С. 454-465.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.

Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 1983.

Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М., 1989.

Ланге Н.Н. Теория волевого внимания.// Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырёва, В.Я. Романова. – М., 1976.

Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983.

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.

Селиванов В.И. Воля и её воспитание. – М., 1986.

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. – М., 1990.

Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

 

ТЕМА 14. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

Понятие общения и его функции. Общение как единство коммуникации, итеракции и перцепции. Вербальная и невербальная коммуникации (жесты, мимика, пантомимика; особенности голоса; время и пространство общения; «контакт глаз» и др.). Кооперация и конкуренция. Тактики поведения в межличностном конфликте. Восприятие человека человеком (установки, «ореолы», стереотипы). Понимание другого человека (идентификация, эмпатия, рефлексия). Тренинг общения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Личность и группа.

2. Проблема лидерства и руководства.

3. Стили педагогического общения, их эффективность.

4. Психологический климат в группе.

5. Методика социометрии и особенности ее использования.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Закономерности восприятия и понимания человека человеком.

2.Социометрические исследования межличностных отношений.

3. Конфликты в общении с точки зрения трансактного анализа Э. Берна.

4. Психологические проблемы тренинга общения.

5. Проблемы межгруппового взаимодействия.

 

Задачи

1. Руководитель учреждения вызвал к себе начальника одного из отделов… Вот фрагмент их разговора:

- Я решительно заявляю, что вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации вашего отдела.

- Но почему?

- Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.

- Ну и что же? У меня давно зрела идея, она представляется мне вполне рациональной…

- Мало ли что вам представляется. Мне лично всё это совершенно непонятно… Вам вечно приходят в голову вздорные мысли. Да ещё такие, которые совсем не соответствуют вашей должности…

- Почему вы так говорите?

- Потому что так думаю. Не желаю больше спорить… [6].

Какой стиль руководства ярко выражен у руководителя учреждения? Какие тактики поведения в конфликте описаны в данном примере?

2. С помощью социометрии изучали взаимоотношения в детских спортивных секциях. Первая – отделение акробатики детской спортивной школы. Сюда входят учащиеся одной из школ города в возрасте от 12 до 18 лет (всего 16 человек). Вторая – юношеская команда футболистов. В эту команду входят учащиеся разных школ города в возрасте 14-18 лет (16 человек). Каждого члена команды в индивидуальном порядке спросили о том, с кем бы он хотел тренироваться вместе, дружить, проводить время в одной компании, жить в одной комнате во время сборов. В таблице представлено среднее количество выборов, которые получил каждый учащийся, и отдельно капитаны команд по разным критериям [3]:

Команда (в среднем) вместе трениро- ваться дружить Проводить время в одной компании жить в одной комнате Вместе отды- хать
Акробаты Футболисты 5,9 4,8 2,5 1,1 4,5 1,2 5,5 2,4 2,9 1,9
Капитаны: Акробаты Футболисты          

 

Проанализируйте данные, представленные в таблице. В какой команде более тесные деловые и межличностные отношения? Кто из капитанов команд занимает более благоприятное положение в своём спортивном коллективе? Как эти данные можно использовать в учебно–воспитательной работе с учащимися?