Основные цели и направления развития инженерной
Литература
Контрольные вопросы
Ключевые слова
· состав
· структура
· целевой ориентир
· целенаправленность
· системность
· социальная ориентация
· принцип эффективности
· организационно-методическое обеспечение
· правовое обеспечение
· информационное обеспечение
1. Необходимость применения стратегического подхода к развитию городского хозяйства.
2. Порядок разработки стратегии реформирования городского
хозяйства.
3. Особенности развития жилищного фонда в России.
4. Характерные черты систем водоснабжения и канализации.
5. Характерные черты энергетического комплекса в городах России.
6. Уровень развития систем благоустройства городов.
7. Характеристика положения дел в городском хозяйстве страны в целом.
8. Основные принципы реформирования городского хозяйства.
9. Характеристика альтернативных подходов к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
10. Базовая цель и целевые ориентиры реформирования городского хозяйства.
11. Перечень задач, необходимых для реализации поставленных целей реформирования городского хозяйства.
12. Обеспечение реализации реформ городского хозяйства.
13. Важнейшие мероприятия города по реализации реформ.
14. Основные отличия и общие черты вариантов стратегического замысла проведения жилищно-коммунальной реформы.
15. Альтернативные варианты целей и целевых показателей реформирования и развития городского хозяйства.
16. Выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей.
1. Муниципальное планирование: Учеб. пособие / Под ред. В. Е. Рохчи-на, В. С. Чекалина. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
2. Чекалии В. С. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие.
СПб.: СПбГИЭА, 1999.
3. Чернышев Л. Н. Формирование рыночных отношений в жилищно
коммунальном хозяйстве. М., 1996.
Раздел 3: «Стратегия развития инженерной инфраструктуры города»
План лекций 3 раздела:
1. Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического планирования.
2. Основные цели и направления развития инженерной инфраструктуры города.
3. Стратегия реструктуризации энергетического комплекса города.
Лекция на тему:
«Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического управления»
Инфраструктура города представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для жизнедеятельности города и обеспечения потребности населения. В состав городской инфраструктуры входят инженерно-энергетические и дорожно-транспортные сооружения, системы информации и связи, складское хозяйство и другие объекты структуры, выполняющие обеспечивающие функции.
Здесь рассматриваются вопросы экономики и организации инженерной инфраструктуры города, особенностью которой является высокая хозяйственная и социальная значимость. Основу инженерной инфраструктуры составляет инженерно-энергетический комплекс, включающий в себя водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство, т.е. объекты централизованного водоснабжения и канализации, отопления и горячего водоснабжения, электро- и газоснабжения, уличного освещения и другие.
Большинство отраслей данного комплекса относятся к группе естественных монополий и имеют обеспечивающий характер. Любые существенные отклонения от нормального режима работы объектов инженерной инфраструктуры ведут к нарушению жизнедеятельности города в целом.
Инженерная инфраструктура относится к числу важнейших объектов городского управления и планирования, так как от результатов ее деятельности в первую очередь зависят возможности развития города, привлечение инвестиций и качество жизни населения. Поэтому эффективное управление данным комплексом является приоритетной задачей развития города. Для ее решения необходимо рассмотреть содержание и дать оценку действующего механизма управления этим комплексом, который выполняет столь важные функции и является локальной естественной монополией.
Как показывает проведенный анализ, действующие системы инженерно-энергетического комплекса во многих городах выполняют свои функции с большим напряжением сил и возможностей.
Большинство объектов головных сооружений и сетевого хозяйства физически изношены и нуждаются в капитальном ремонте или полной замене.
Применяемые техника и технологии в водопроводно-канализационном и особенно в энергетическом хозяйстве во многом устарели и требуют глубокой модернизации либо обновления.
Во многих городах и населенных пунктах наблюдается дефицит энергетических и водных ресурсов.
Качество предоставляемых услуг потребителям и, прежде всего, населению является неудовлетворительным.
Действующая система управления и планирования данным комплексом имеет монопольно-ведомственный характер и отличается крайней неэффективностью. Действенный контроль за работой предприятий инженерной инфраструктуры не налажен.
Имеют место громадные потери воды и энергоресурсов.
Действующая система не отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям, а недостаточное развитие канализационных систем приводит к ухудшению экологического состояния городов и пригородных территорий.
Неудовлетворительное техническое состояние инженерных объектов данного комплекса, недостаточный уровень научно-технического прогресса, административное управление и хозяйствование обуславливают низкий уровень надежности и эффективности функционирования объектов инженерной инфраструктуры города. Имеют место громадные потери, значительный дефицит и низкое качество подаваемых населению эпергоресурсов и воды. Явно недостаточен уровень очистки канализационных стоков. Эта ситуация осложняется отсутствием системы эффективного регулирования предприятий естественных монополий в данном комплексе городского хозяйства.
Отметим также, что во многих городах страны наблюдается дефицит питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Так, в Санкт-Петербурге ежесуточная потребность в воде составляет около 3,6 млн. м3, а подача воды в сеть 3,2 млн. м3, т. е. дефицит равен 400 тыс. м3. В то же время неучтенный расход воды и потери составляют порядка 900 тыс. м, что явно больше величины дефицита. Поэтому даже частичное сокращение непроизводительных потерь сможет разрешить проблему дефицита и снизить остроту задачи наращивания объемов водоснабжения потребителей.
Заметное влияние на систему водоснабжения в городе оказывает нерациональное использование питьевой воды населением. Так, если в городах Европы потребление воды в сутки составляет 120-180 литров в сутки на человека, то в городах России расход воды на одного жителя находится в пределах 270-400 нитрон.
Низкое качество питьевой воды в городах является следствием работы очистных сооружений водопровода в форсированном режиме и неудовлетворительного состоянии водопроводных сетей, включая магистральную и разводящую сеть, а также внутридомовое оборудование. По ряду показателей качество питьевой воды у потребителей не соответствует нормативным требованиям.
Канализационное хозяйство многих городов не обеспечивает необходимых объемов очистки стоков и нуждается в модернизации и развитии. Так, в Санкт-Петербурге до сих пор 30% сточных вод сбрасывается в акваторию Невы и Невской губы без очистки, что крайне отрицательно сказывается на экологическом состоянии региона.
Водопроводные и канализационные сети сильно изношены, и значительная их часть требует ремонта или полной замены. Существуют трудности с обработкой илового осадка от канализационных стоков в местах его складирования, хотя в некоторых городах эта проблема начинает решаться. Так, в Санкт-Петербурге введен в действие завод по переработке илового осадка сточных ввод по самой современной технологии.
Действующая в городах система теплоснабжения не обеспечена ресурсосберегающими технологиями и оборудованием и не соответствует экологическим стандартам. В зимний период возникает дефицит тепловой энергии. Значительная часть головных инженерных сооружений, источников энергоснабжения и сетевого хозяйства нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Особую тревогу вызывает состояние тепловых сетей, так как их аварийность чрезвычайно велика. В Санкт-Петербурге 40% всех тепловых сетей отслужили все нормативные сроки и требуют замены. Аналогичная ситуация складывается в системе газоснабжения. Отметим, кроме того, что большинство потребителей тепло-, газо-, и водоснабжения не имеет индивидуальных счетчиков расхода ресурсов, а формы оплаты не зависят от объема потребления. Такая ситуация не способствует экономии дефицитных ресурсов и не соответствует требованиям эффективного хозяйствования.
Во многих городах имеются проблемы с электроснабжением. Существующие электрические сети и оборудование устарели и требуют реконструкции. Освещение улиц и внутриквартальных территорий явно недостаточны.
Кроме перечисленных имеется немало проблем, непосредственно связанных с функционированием комплекса отраслей городского хозяйства: хронический дефицит финансовых средств, низкий уровень НТП и острая нехватка современных машин, оборудования, средств механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и труда, недостаточная квалификация работников и др.
В большинстве городов страны имеет место нехватка наличных денежных средств на цели эксплуатации и развития. Это обстоятельство во многом объясняется неплатежеспособностью потребителей и чрезмерным развитием взаимозачетов и бартера. Так, в Санкт-Петербурге в доходах предприятий данного комплекса денежные средства составляют лишь 13 остальное - ценные бумаги, чеки, векселя и т.п.
Таким образом, налицо несоответствие уровня предоставляемых продукции и услуг в данном комплексе потребностям населения и города в целом. Важнейшими проблемами функционирования данного комплекса являются следующие:
· ненадежность функционирования инженерно-энергетрических систем;
· дефицит воды и энергии;
· несоответствие требованиям качества предоставляемой продукции и услуг.
К числу основных причин создавшейся напряженной ситуации в сфере инженерной инфраструктуры городов относятся следующие:
1. Дефицит финансовых ресурсов, в первую очередь, на воспроизводство основных средств инженерно-энергетического комплекса (ИЭК).
2. Отсутствие механизма привлечения инвестиций в ИЭК.
3. Высокий износ мощностей и оборудования, сетевого хозяйства ИЭК.
4. Чрезмерные потери и неучтенные расход энергии, воды: удельное потребление энергоресурсов и воды во многих российских городах в 2-3 раза превышает соответствующийуровень в странах Западной Европы.
5. Высокие удельные затраты на выработку единицы энергетических и водных ресурсов.
6. Отсутствие отработанного механизма взаимозачетов предприятий в городской и федеральный бюджеты.
7. Слабое развитие оптовых рынков энергии и мощностей в ИЭК.
8. Отсутствие механизма регулирования рационального распределения и использования прибыли предприятий монополистов в данном комплексе.
9.Чрезмерный монополизм и неразделенность функций подрядчика и заказчика в инженерно-энергетическом комплексе.
10. Отсутствие четкого разделения функций государственного управления и хозяйствования. Предприятия инженерно-энергетического комплекса города выполняют, наряду с хозяйственными, ряд функций государственного управления: контроль, право выдачи технических условий, право наложения штрафов и т. д., что неправомерно.
11. Отсутствие экономического механизма стимулирования ресурсосбереже-ния.
12. Неэффективные организационно-правовые формы ряда предприятий ИЭК. Существующие организационно-правовые нормы предприятий данного комплекса препятствуют развитию экономических отношений в ИЭК и не создают условия для снижения уровня монополизма.
13. Недостаточная обоснованность проводимой тарифной политики в ИЭК.
14. Отсутствие действенного контроля со стороны органов государственного управления города за деятельностью предприятий ИЭК.
Обобщая вышесказанное, целесообразно выделить две группы причин неудовлетворительного положения в ИЭК города: технико-технологическая отсталость и монопольно-ведомственный механизм управления и хозяйствования.
Первая причина носит во многом объективный характер, отражая низкий стартовый уровень развития данного комплекса, а вторая имеет субъективную основу и требует безотлагательного разрешения.
Лекция на тему:
инфраструктуры гор»
Цели и задачи развития ИЭК
Важнейшими целями развития ИЭК являются;
· удовлетворение потребностей населения и других потребителей в продукции и услугах ИЭК;
· обеспечение устойчивого, безаварийного функционирования ИЭК;
· доведение качественных параметров продукции и услуг ИЭК до соответствия установленным стандартам и требованиям;
· доведение удельного потребления энерго- и водных ресурсов до уровня показателей развитых стран (100-120 кВтч теплопотребления в год на 1 м2 площади жилищного фонда вместо 400 кВт-ч/год на 1 м2 в настоящее время и 180-200 литров воды в сутки на человека вместо 300-400 литров сейчас).
Для достижения указанных целей необходимо решить ряд важных задач:
1. Существенное снижение потерь воды и энергии путем использования ресурсосберегающих мероприятий, и том числе обязательного внедрения приборного учета потребления энергоресурсов.
2. Создание эффективного механизма взаимозачетов предприятий ИЭК по налогам в федеральный и городской бюджеты для снижения уровня неплатежей и постепенный отказ от системы взаимозачетов в будущем.
3. Разработка механизма финансирования работ по воспроизводству и текущему содержанию объектов ИЭК
4. Четкое разделение функций заказчика и подрядчика в системе ИЭК.
5. Обоснованное разделение функций государственного управления и хозяйствования в ИЭК.
6. Создание системы стимулирования энергоресурсосбережения.
7. Разработка методических основ формирования экономически обоснован-ных тарифов.
8. Создание действенного механизма привлечения инвестиций в ИЭК.
9. Разработка новых организационно-правовых форм предприятий ИЭК, обеспечивающих условия для снижения монополизма и повышения эффективности деятельности в интересах города.
10. Создание оптового рынка энергий (тепловой и электрической).
11. Создание эффективного механизма регулирования деятельности предприятий естественных монополистов в ИЭК.
Достижение поставленных целей и решение сформулированных задач в области развития ИЭК обусловливает необходимость определить основные направления и мероприятия по их достижению и проведению реструктуризации данной сферы.
Отметим, что реструктуризация ИЭК города представляет собой совокупность мер по совершенствованию экономико-организационной и технической структуры и пропорций в сферах данного комплекса.
Основные направления и мероприятия но реструктуризации и развитию ИЭК:
Совершенствование систем управления в ИЭК
1. Изменение организационно-правовых форм предприятий ИЭК с целью усиления контроля за деятельностью естественных монополистов. Одной из рациональных форм в настоящее время является акционерное общество с контрольным пакетом акций в городе.
2. Создание организационных структур по регулированию деятельности естественных монополистов.
3. Формирование системы «заказчик-подрядчик» в инженерно-энергетическом комплексе путем выделения из структуры предприятий-монополистов отдельных подразделений, не выполняющих основных функций.
4. Обязательное проведение тендеров на все основные виды работ (капитальное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проектные работы и другие), на приобретение оборудования и материалов, закупаемых за счет бюджетные средств.
5. Усиление функций контроля за деятельностью естественных монополий путем:
· лицензирования;
· повышения ответственности производителей за выполнение договорных обязательств;
· проведения аудиторских проверок хозяйственно-финансовой деятельности предприятий;
· создания системы учета производства и потребления энергоресурсов и воды за счет внедрения приборов учета.
6. Передача государственной собственности ИЭК в аренду или хозяйственное ведение на выгодных для города условиях.
7. Совершенствование договорных отношений предприятий естественных монополистов с потребителями.
8. Обеспечение «прозрачности» отчетно-финансовой информации предприятий ИЭК.
Создание конкурентной среды и рыночных отношений в ИЭК
1. Формирование оптового рынка энергии мощности путем разделения функций производства и транспортировки энергетической продукции и создания подконтрольных роду «транспортных» компаний для снижения издержек производства и повышения качества предоставления услуг.
2. Децентрализация источников теплоснабжения как альтернативное направление централизованной системе
3. Выделение из состава естественных монополий отдельных структур, создающих основы для формирования конкурентной среды (новое строительство, капитальный ремонт и реконструкция).
4. Создание благоприятных условий для привлечения предприятий и организаций различных форм собственности путем формирования устойчивой системы городских заказов ИЭК.
Тарифная и социальная политика в ИЭК
1. Выравнивание тарифов между различными группами потребителей (предприятиями и населением).
2. Совершенствование системы компенсаций социально незащищенным слоям населения.
3. Введение дифференцированных тарифов на основе установленных стандартов потребления услуг.
4. Разработка экономически обоснованных тарифов за пользование продукцией и услугами ИЭК.
5. Принятие и реализация программы установки приборов учета потребления энергоресурсов и воды в ЖКХ.
6. Разработка программы по формированию и реализации тарифной политики в городе.
Инвестиционная политика в ИЭК
1. Формирование благоприятных организационно-экономических условий привлечения инвестиций в инженерную сферу, основанных на рациональном использовании ресурсов и обоснованной тарифной политике.
2. Разработка быстроокупаемых энергоэффективных проектов.
3. Проведение полноценной амортизационной политики в ИЭК, обеспечивающей функционирование и развитие предприятий данного комплекса.
4. Создание системы привлечения внебюджетных инвестиций (внебюджетные фонды, заемные средства, средства инвесторов).
5. Расширение практики смешанного финансирования инвестиционных проектов: бюджетные и внебюджетные источники.
6. Совершенствование взаимодействия с федеральными органами по реализации утвержденных программ по Санкт-Петербургу.
Ресурсо- и энергосбережение
1. Разработка и реализация экономического механизма стимулирования энергосбережения.
2. Разработка и реализация программы энерго- и ресурсосбережения.
3. Разработка и реализация Программы внедрения приборов учета энергоресурсов.
4. Создание служб по энергоаудиту.
Совершенствование экономического механизма регулирования ИЭК
1. Ограничение уровня рентабельности предприятий в ИЭК.
2. Установление особого порядка распределения прибыли у предприятий инженерно-энергетического комплекса.
3. Переход от системы распределения государственных инвестиций на хозяйственные цели в ИЭК к их размещению на конкурсной основе.
4. Создание системы государственного (городского) кредитования предприятий ИЭК.
5. Разработка системы раздельного учета затрат на производство и транспортировку энергоресурсов и воды.
6. Развитие новых форм и видов договорных отношений:
· модель ЭСКО (энергосервисная компания);
· концессионные соглашения и другие формы.
7. Передача оборудования в лизинг, получение товарных кредитов, разработка системы гарантий на получение кредитов.
Правовое, информационное и кадровое обеспечение развития ИЭК
1. Принятие федеральных и региональных законов: о естественных монополиях; об энергосбережении и других.
2. Подготовка проектов постановления по вопросам создания и функционирования в городе акционерных обществ в системе ИЭК с контрольным пакетом акций в собственности города.
3. Приведение уставов государственных предприятий системы ИЭК в соответствие с действующим законодатательством.
4. Подписание соглашения о разделении прав и обязанностей в области ИЭК между Правительством Российской Федерации, руководством региона и администрацией города.
5. Формирование системы мониторинга в ИЭК.
6. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в ИЭК.
7. Совершенствование контрактной системы в ИЭК.
8. Разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок коммерческого учета энергоресурсов.
Лекция на тему:
«Стратегия реструктуризации энергетического комплекса города»
Энергетический комплекс является важнейшим звеном в системе жизнеобеспечения городов. В настоящее время эта сфера выполняет свои функции с большим напряжением. Техническое состояние энергетических инженерных систем во многих городах неудовлетворительно. Применяемые технологии в большинстве случаев несовершенны. Экономические возможности функционирования и развития данной сферы крайне ограничены, а непроизводительные потери энергетических ресурсов в городах огромны. Об этом свидетельствует низкий уровень надежности и эффективности функционирования энергетической системы во многих городах, а также низкое качество обеспечения потребностей населения.
Действующая в городах система централизованного теплоснабжения крайне неэффективна, технологически устарела и нуждается в реконструкции, но размер потребных инвестиций чрезмерно велик. Поэтому задача реконструкции действующей системы теплоснабжения города не может быть решена традиционным способом на основе централизованного бюджетного финансирования. Ситуация осложняется отсутствием системы эффективного регулирования предприятий - естественных монополистов.
Развитие систем теплоэнергетики и внедрение ресурсосберегающих технологий возможно путем создания эффективного экономико-организационного механизма хозяйствования, основанного на разработанной нормативно-правовой базе, четких гарантиях инвесторам и нетрадиционных методах финансирования. В современных условиях России это могут быть иностранные инвестиции (кредиты, зарубежные фонды) и внутренние источники, полученные в результате энергосбережения. Причем экономия энергоресурсов должна осуществляться как со стороны производителей, так и со стороны потребителей.
Стратегический подход является реальной альтернативой бюджетному подходу. Его суть заключается в согласованном сотрудничестве различных фирм и организаций в процессе формирования эффективных энергетических систем в городе, создаваемых на основе привлеченных инвестиций. Координация охватывает процессы проектирования, производства, транспортировки, модернизации, инвестирования, эксплуатации и потребление энергии. Разработка и внедрение стратегии осуществляется для повышения эффективности работы систем теплоснабжения города, которое достигается путем внедрения передовых технологий и современного менеджмента.
В то же время реализация данной стратегии связана с необходимостью решения ряда актуальных проблем.
Основной проблемой в разработке и реализации стратегии развития коммунальной энергетики является отсутствие средств у властей города для финансирования энергоэффективных проектов. Большинство энергетических предприятий также не имеют ресурсов для инвестиций и не могут оперировать крупными кредитными суммами. Действующее энергетическое оборудование сильно изношено и технологически устарело, что затрудняет ею совмещение с западными образцами и требует значительных реконструктивных работ.
Негативным фактором является также отсутствие четких правовых основ для создания и функционирования системы в реальных экономических условиях. В энергетическом комплексе слабо развит современный менеджмент, который необходим для успешного продвижения данного проекта. К тому же, многие руководители и специалисты, активно работающие в данной сфере, не имеют достаточных знаний и должной квалификации в области экономики и менеджмента, не владеют методами принятия эффективных управленческих решений. Все эти моменты затрудняют, но не исключают возможности применения стратегического подхода к развитию коммунальной энергетики в российских условиях.
Основная цель стратегии состоит в повышении эффективности систем теплоснабжения города на основе внедрения передовых технологий и формирования адекватной системы управления данным процессом.
Важнейшие задачи, решаемые при реализации стратегии:
· обеспечение потребностей горожан в теплоснабжении;
· обеспечение стабильной и надежной работы систем теплоснабжения города;
· внедрение передовых энергосберегающих технологий и техники на основе отечественного и зарубежного опыта;
· формирование эффективной системы управления процессом теплоснабжения города и стимулирование энергосбережения;
· повышение уровня менеджмента на базовых предприятиях теплоэнергетики города.
Основными направлениями реализации стратегии являются:
· повышение надежности функционирования теплоэнергетической системы города путем реконструкции существующей централизованной системы и сооружения автономных систем теплоснабжения;
· проведение мер по энергосбережению путем внедрения новых технологий, современной техники, организации учета расхода и потребления энергоресурсов;
· повышение эффективности системы управления энергетическим комплексом путем усиления функций прогнозирования, программирования, регулирования, мотивации и контроля хозяйственной деятельности предприятий в сфере теплоэнергетики;
· усиление координации всех заинтересованных сторон (администрации города, проектировщиков, предприятий, специалистов, потребителей) путем их включения в процесс разработки и реализации стратегического подхода.
Для успешной реализации стратегии необходимо предусмотреть разработку обеспечивающих подсистем:
· нормативно-правовое обеспечение - создание нормативно-правовых документов и принятие соответствующих решений городских властей, обеспечивающих гарантии прав всем участникам проекта и, прежде всего, инвесторам;
· финансовое обеспечение - определение источников финансирования и механизмов привлечения финансовых ресурсов (кредиты, займы, фонды, фанты, средства потребителей);
· организационно-методическое обеспечение - организация системы взаимодействия всех участников процесса и проработка организационных процедур продвижения стратегических мероприятий, создание методических документов по выполнению основных этапов, включая прогнозирование, производство, поставку оборудования, обслуживание инженерных систем, экономичное потребление, внедрение новых технологий и другие;
· кадровое обеспечение - создание системы подготовки и переподготовки кадров, включая повышение квалификации специалистов с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;
· техническое обеспечение - создание банка современных технических средств и новых технологий, определение перечня производителей, поставщиков и подрядчиков, требуемых для внедрения новых технологий;
· информационное обеспечение - создание автоматизированной информационной системы, обеспечивающей органы управления и всех участников процесса достоверной, своевременной и актуальной информацией о технико-экономических характеристиках реконструируемых и предлагаемых систем;
· социально-психологическое обеспечение - создание благоприятных социально-психологических условий про жителям и потребителям, включая иностранных и отечественных участников, а также населению для благоприятного восприятия проводимых мероприятий и достижения поставленных целей, активного сотрудничества с зарубежными и отечественными коллегами, положительного восприятия проводимых в рамках проекта мероприятий.
Успешная реализация стратегии невозможна без определения системы экономических взаимоотношений между всеми участниками энергетического процесса. Поэтому рассмотрим функции основных участников и характер их взаимоотношений (рис. 4.1).
Органы власти и управления городом - выделение дотаций энергетическим предприятиям в соответствии с городским бюджетом, установление гарантий инвесторам, определение правил и норм производства и потребления энергии, принятие концепций, программ, проектов и подготовка законов, нормативов, стандартов развития энергетики города.
Региональная энергетическая комиссия - проведение тарифной политики, согласование базовых тарифов в период действия проекта.
Менеджерская фирма по реализации проекта - разработка и. реализация менеджерского проекта, координация работы всех участников процесса, регулирование финансовых потоков проекта.
Рис. 4.1. Схема хозяйственных взаимоотношений участников стратегии реструктуризации энергетического комплекса города
Инвестор - организация, выполняющая функции финансирования разработки и реализации проекта.
Производитель оборудования - фирма, осуществляющая производство и монтаж нового технологического оборудования, а также производство подрядных работ по модернизации и реконструкции энергетической системы.
Проектная организация - организация, осуществляющая разработку технического проекта.
Поставщик топлива - организация, осуществляющая поставку топлива энергетическим предприятиям города.
Производитель энергии - предприятия, обеспечивающие производство и поставку тепловой энергии потребителям.
Потребитель - жители города и организации, пользующиеся услугами коммунальных энергетичечеких систем.
Кроме основных участников, к реализации стратегии должны привлекаться и другие организации, например, страховые компании, общественные организации (общество потребителей) и прочие, которые могут выполнять важные функции в процессе выполнения проектных установок.
Основными этапами реализации стратегии развития энергетического комплекса города служат следующие:
· выявление потребности и предварительная оценка возможностей данного региона, города или муниципала, образования в использовании высокоэффективных энергетических систем;
· определение потенциальных потребителей проектных предложений (администрация территориального образования, предприятия, фирмы, потребители энергии и др.);
· направление рекламных материалов и проведение специализированных семинаров в регионе для подробного ознакомления участников с содержанием проекта;
· разработка и реализация пилотных и демонстрационных проектов и проведение специализированных семинаров и совещаний заинтересованных сторон для обсуждения полученных результатов;
· создание специализированной менеджерской фирмы, определение состава участников стратегических решений и принятие ими взаимных обязательств;
· разработка стратегии и реализующих ее программ и проектов в полном объеме;
· завершение конкретных проектов, выполнение обязательств сторон и перевод системы в заданный режим функционирования.
Широкое внедрение энергосберегающих эффективных технологий, обоснованная схема привлечения и регулирования финансовых потоков, разумное разделение функций между всеми участниками управленческого процесса потребителям делают перспективы реализации стратегии развития энергети-ческого комплекса города достаточно реальными и осуществимыми.