Лекция на тему: Пути реализации стратегии
Литература
Контрольные вопросы
1. Суть стратегического планирования в городах.
2. Особенности опыта территориального планирования в советский период.
3. Зарубежный опыт стратегического планирования.
4. Преимущества и недостатки современного подхода к разработке стратеги-ческих планов городов и территорий.
5. Понятия стратегии, стратегического выбора, концепции и комплексной программы развития города.
6. Основные виды предплановых обоснований регулирования развития города.
7. Структура стартового социально-экономического потенциала города.
8. Основные разделы концепции развития города.
9. Схема социально-экономического прогнозирования развития города.
10. Принципы формирования стратегического выбора города.
11. Содержание процесса формирования стратегического выбора города.
12. Содержание комплексной программы социально-экономического развития города.
13. Принципиальная схема планового регулирования развития города.
14. Особенности стратегического плана Санкт-Петербурга.
15. Основные функции органов стратегического планирования.
16. Основные преимущества и недостатки развития Санкт-Петербурга.
17. Стратегические цели и ориентиры развития Санкт-Петербурга.
18. Основные направления и меры по развитию Санкт-Петербурга.
19. Отличия стратегических планов и концепций развития городов России от аналогичных документов в зарубежных странах.
20. Позитивные и негативные черты документа «Стратегический план Санкт-Петербурга».
1. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999.
2. Яновский В. В. Город как система и объект управления: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СЗ АГС, 1999.
3. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб., 1997
Раздел 2: «Стратегия реформирования и развития городского хозяйства»
План лекций 2 раздела:
1. Состав и структура стратегии городского хозяйства.
2. Целевые ориентиры и показатели стратегии.
3. Основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.
4. Пути реализации стратегии.
5. Ход реализации и проблемы жилищно-коммунальной реформы.
Лекция на тему:
«Состав и структура стратегии развития городского хозяйства»
Необходимость стратегического подхода к развитию городского хозяйства диктуется следующими обстоятельствами.
Стратегические разработки необходимы для обеспечения устойчивого функционирования и развития любой территориальной системы, включая городское хозяйство.
В состав городского хозяйства входят многочисленные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры города, имеющие устойчивый и консервативный характер, длительные сроки службы. Для проведения глубоких преобразований требуется длительное время и значительные ресурсы, которые крайне трудно сконцентрировать в текущем периоде.
Городское хозяйство, как комплекс обслуживающих отраслей, имеет высокую социальную значимость, и поэтому любые крупные преобразования должны быть тщательно обоснованы.
Городское хозяйство выполняет важнейшие функции жизнеобеспечения города, для устойчивого выполнения которых требуются стратегические проработки.
Внешние условия функционирования системы городского хозяйства характеризуются высокой степенью нестабильности, неопределенности и значительными рисками, что также требуют серьезных стратегических обоснований принимаемых решений.
Решение глубоких и застарелых проблем в городском хозяйстве, формирующихся в течение многих десятилетий, невозможно в рамках принятия текущих и оперативных решений. Выход из сложившейся ситуации возможен лишь и при переходе к стратегическому управлению и планированию.
Задержка со своевременным проведением реформ в данной сфере, функционирование административно-ведомственного механизма хозяйствования определяют необходимость стратегических, логических подходов к реформированию и развитию данного комплекса города.
Все эти обстоятельства определяют необходимость перехода к стратегическому управлению городским хозяйствам и формированию стратегии развития данной сферы.
Структура стратегии городского хозяйства состоит из трех основных блоков, в целом соответствует принятой структуре стратегии других сфер города и потому не требует серьезных комментариев. Стратегия городского хозяйства содержит: целевой блок, включающий в себя цели, задачи, принципы, приоритеты, основные направления и мероприятия, а также реализации стратегии.
Порядок разработки стратегии городского хозяйства представлен на рис. 3.1.
Рис. 3.1 Порядок разработки стратегии городского хозяйства
В соответствии с рис. 3.1 разработка стратегии начинается с оценки стартовых условий развития городского хозяйства, определения проблем и обоснования стратегического замысла развития данной сферы.
Стратегический замысел разрабатывается с учетом оценки действия внешних факторов и внутренних возможностей системы и принципов формирования стратегических решений. Он представляет собой процесс выбора эффективного курса стратегии реформирования и развития городского хозяйства.
Стратегический выбор определяет миссию и стратегические цели развития городской сферы с учетом действующих норм и системы социальных стандартов в сфере муниципального обслуживания потребителей. Отсутствие необходимой нормативной базы и системы социальных стандартов является сигналом, определяющим необходимость их разработки или использования методических нормативных материалов и рекомендаций.
Целевая направленность стратегического курса позволяет определить приоритеты развития отдельных отраслей и комплексов городского хозяйства.
Наличие целей и приоритетов развития дает возможность перейти к обоснованию важнейших направлений и стратегических мероприятий, обоснованию технологии принятия решений последующей реализации принятых решений.
Полученные результаты о ходе реализации стратегий позволяют сделать вывод о реалистичности выбранного курса и в случае необходимости перейти к его корректировке на всех этапах формирования стратегии.
Лекция на тему:
«Целевые ориентиры и показатели стратегии»
Проведенный анализ функционирования важнейших систем городского хозяйства городов страны выявил и недостаточный уровень их развития и наличие серьезных проблем, настоятельно требующих своего разрешения. Эти проблемы во многом обусловлены крайне неэффективным механизмом хозяйствования, характерными чертами которого служат ведомственный монополизм, администрирование, затратный характер, необоснованная тарифная политика, отсутствие стимулов к улучшению деятельности и учету интересов потребителей. Сложившийся хозяйственный механизм является тормозом на пути развития городского хозяйства, препятствует эффективному использованию привлекаемых в эту сферу ресурсов (централизованных и нецентрализованных). Поэтому на данный момент сложилась такая ситуация, при которой дальнейшее развитие городского хозяйства возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления.
Но для того, чтобы эффективно проводить реформу, необходимо дать ясные ответы на вопросы:
В каких целях намечаются преобразования?
Что предлагается осуществить?
Каким образом, в каком порядке планируются меры по реформированию?
Каковы источники ресурсообеспечения намечаемых реформ?
Обоснованные ответы на эти вопросы предполагают наличие системы принципов, которые и должны быть положены в основу проведения реформ.
Важнейшими принципами реформирования городского хозяйства являются: целенаправленность, системность и комплексность, социальная ориентация, эффективность и ряд других. Все эти принципы хорошо известны в науке и практике, но, тем не менее, до сих пор их не удавалось последовательно проводить в жизнь в ходе проводимых реформ в России, что имело вполне конкретные негативные социальные и экономические последствия. Глубокая научно-методическая проработанность реформы в сфере городского хозяйства, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий являются важнейшим условием ее результативности и эффективности. Поэтому рассмотрим эти принципы применительно к реформированию городского хозяйства.
Целенаправленность означает четкую проработку целевого блока реформы городского хозяйства, включая формулировку базовой цели, целевых установок, определение перечня целевых показателей с их количественными параметрами и сроками реализации.
Системность означает рассмотрение намечаемых и реализуемых мероприятий во взаимосвязи друг с другом, в едином пакете, поскольку проведение отдельных, даже самых прогрессивных мер, может не только не привести к желаемым результатам, но иметь негативные последствия. Комплексность предполагает принятие управленческих решений по реформированию городского хозяйства с учетом всех важнейших факторов, которые оказывают решающее влияние на их проведение (экономических, социальных, политических, экологических и др.).
Социальная ориентация предполагает достижение социальных целей, обеспечение социальных гарантий жителям и поддержку социально неблагополучных групп населения в период реформирования.
Принцип эффективности ориентирует на принятие экономически оправданных управленческих решений, экономию ресурсов, достижение окупаемости инвестиций и перевод городского хозяйства на условия самофинансирования и окупаемости, ресурсосбережение и сокращение неоправданных потерь в данной сфере.
В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы.В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.
В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования отраслей городского хозяйства, а для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные сферы города.
Признавая актуальность и обоснованность такого подхода отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышение тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги. Ввиду наличия серьезных негативных социальных последствий данный путь не целесообразен.
При другом подходе приоритет отдается повышению качества содержания жилищного фонда и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения на основе структурной перестройки хозяйственных отношений в городском секторе путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги также является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер в городе, не затрагивающих непосредственно интересы населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Отметим, что переход к экономически обоснованным тарифам необходим, но этот процесс должен сопровождаться комплексом мер по социальной защите населения и быть тесно увязан с уровнем доходов основных групп горожан, особенно нарождающегося среднего класса, на который и выпадут основные экономические тяготы реформы.
Данный путь реформирования представляется единственно правильным и реально осуществимым.
Важнейшей стратегической целью в сфере городского хозяйства является повышение качества жизни населения городов путем динамичного развития отраслей городского хозяйства и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии со стандартами качества.
Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры и показатели.
В качестве целевых рассматриваются ориентиры реформирования и развития:
· снижение производственных издержек в сфере городского хозяйства;
· снижение расходов бюджета города на содержание городского хозяйства;
· смягчение для населения негативных последствий реформы;
· повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
· соответствие структуры квартир составу семей;
· повышение качества жилья;
· повышение уровня технического содержания жилищного фонда города;
· повышение уровня надежности инженерных систем города;
· повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
· обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжении, в теплоснабжении, в электроэнергии, в телефонах;
· повышение уровня обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями;
· повышение качества содержания улиц и внутриквартальных территорий;
· улучшение системы санитарной очистки в городе;
· повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями;
· улучшение транспортного обслуживания населения.
Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл. 3.1.
Отметим, что ряд показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами, методиками:
5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);
4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);
3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);
2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);
1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).
Таблица 3.1
Стратегические цели и целевые показатели реформирования и развития городского хозяйства на примере крупного города
Цель | Целевой показатель | Значение целевого показателя | ||
2000 г. | 2003 г. | 2008 г. | ||
1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения | Уровень жилищной обеспеченности, м2 общей площади на жителя | 17,8 | 19,5 | |
2. Соответствие структуры квартир демографической структуре населения | Разность между средним числом комнат (и) и жителей, приходя- щихся на одну квартиру | п-1 | п | п+1 |
3. Повышение качества жилья | Качество жилья, баллы | 2,0 | 2,5 | 3,5 |
4. Повышение уровня технического содержания жилищного фонда города | Уровень технического содержания жилищного фонда, баллы | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
5. Повышение уровня надежности инженерных систем: - водоснабжения и канализации; - газоснабжения; - электроснабжения; - теплоснабжения | Снижение числа отказов инженерных систем в год, % | - - - - | ||
6. Повышение качества коммунальных услуг: - водоснабжения; - газоснабжения; - электроснабжения; - теплоснабжения | Качество подаваемых населению: - воды; - газа; - электричества; -тепла | 3,5 4,5 3,5 3,5 | 4,0 5,0 4,5 4,0 | |
7. Обеспечение потребностей населения в воде | Уровень обеспеченно- сти населения водой, л/чел. в сутки | |||
8. Обеспечение потребностей населения в централизованном горячем водоснабжении | Уровень обеспеченности населения горячим водоснабжением, л/чел. в сутки | |||
9. Обеспечение потребностей населения в электроэнергии | Уровень обеспечения потребностей населения в электроэнергии, кВт-ч/чел. в месяц | |||
10. Обеспечение потребностей населения в телефонах | Уровень телефонизации населения, число телефонов на 1 000 чел. | |||
Цель | Целевой показатель | Значение целевого показателя | ||
2000 г. | 2003 г. | 2008 г. | ||
11. Повышение уровня обеспеченности населения дорогами с совершенствованными покрытиями | Уровень обеспечения населения дорогами с усовершенствованными покрытиями, км/100 чел. | 0,7 | 0,75 | 0,8 |
12. Повышение качества содержания улиц и внутриквар-тальных территорий | Уровень содержания улиц и внутриквар-тальных территорий, баллы | 2,0 | 2,5 | 3,5 |
13. Улучшение системы санитарной очистки в городе | Уровень чистоты в городе, баллы; степень переработки отходов, % ко всем отходам | 1,5 3,0 | 2,5 5,0 | 3,5 10,0 |
14. Повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями | Площадь зеленых насаждений общего пользования, приходящихся на жителя города, м2/чел. | 6,0 | 8,0 | 12,0 |
15. Улучшение транспортного обслуживания населения | Среднее время поездки пассажира, мин; число пассажиров, приходящихся на 1 машино-км |
Оценка уровня и качества работ и услуг в городском хозяйстве должна проводиться с помощью вневедомственной экспертизы и обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Таким образом можно будет оценить уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий. За аналог принимаются показатели, достигнутые в наиболее благополучных европейских городах.
Лекция на тему:
«Основные направления и важнейшие мероприятия стратегии»
Для достижения целей и решения задач, сформулированных выше, необходимо провести комплекс мер, которые целесообразно разделить на две большие группы.
Первая группа мер решает задачи собственно реформирования сложившихся хозяйственных отношений и носит, в основном, экономико-организационный и правовой характер. Их проведение не требует привлечения значительных ресурсов, но предполагает серьезную научно-методическую проработку содержания реформ, в том числе обоснование технологической последовательности проведения мероприятий.
Вторая группа мер и проектов решает конкретные задачи развития городского хозяйства: строительство, реконструкция и модернизация, внедрение новой техники и технологий, другие нововведения. Большинство из этих мер и проектов требуют значительных ресурсов.
Итак, для реализации поставленных целей необходимо решить следующие группы задач:
· повышение эффективности системы управления городским хозяйством;
· формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства;
· стимулирование энергоресурсосбережения;
· упорядочение тарифной системы;
· обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ;
· повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
· улучшение технического содержания жилищного фонда города;
· повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло- и электроснабжения населения;
· улучшение содержания улиц и внутрирайонных территорий города;
· улучшение системы санитарной очистки и уборки территории города;
· улучшение содержания и развития садово-паркового хозяйства города;
· улучшение транспортного обслуживания на населения города;
· развитие гостиничного комплекса города.
Выделение перечисленных выше направлений реформирования и развития городского хозяйства определяется положением дел и оценкой стартовых условий развития данного комплекса.
Так было установлено, что не менее 50% не менее городов нуждаются в улучшении жилищных условий. Поэтомунаправление мер по улучшению условий проживания горожан представляется крайне необходимым. Здесь должны рассматриваться меры но стимулированию жилищного строительства привлечению инвестиций и проведению адекватной жилищной политики, ориентированные на нецентрализованные и нетрадиционные источники развития жилищного сектора города.
Следующая группа задач связана с проведением жилищно-коммунальной реформы в городе.
Как уже указывалось выше, качество жилищно-коммунального обслуживания в городах в целом не соответствует потребностям населения, а действующий механизм хозяйствования является тормозом на пути его развития. Поэтому возникает необходимость проведения мер по коренному реформированию данного комплекса.
Так, во многих городах до сих пор фактически отсутствует разделение функций заказчика и подрядчика в сфере эксплуатации жилищного фонда, недостаточно развиты договорные отношения, слабо осуществляются функции контроля за деятельностью предприятий и организаций данного комплекса. Отсюда следует необходимость повышения эффективности системы управления городским хозяйством, включая реальное разделение функций управления и хозяйствования, развитие договорных отношений и усиление контроля администрации за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства.
Ведомственный монополизм, характерный для данной сферы, определяет необходимость формирования конкурентной среды и развитие нецентрализованных форм управления в городских системах.
Чрезмерные потери энергетических и водных ресурсов диктуют необходимость проведения политики энергоресурсосбережения и, в первую очередь, организации учета расхода энергии и воды.
Структура и уровень тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги в городе явно нерациональны. Отсюда возникают задачи упорядочения тарифной политики, включая разработку и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения, выравнивание коммунальных тарифов для различных групп потребителей, дифференциация тарифных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
Для реализации намеченных реформ и достижения требуемого уровня развития городского хозяйства необходим целый комплекс обеспечивающих мер (подсистем). К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, инновационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без глубокой проработки обеспечивающих мер эффективность реформирования и последующего развития городского хозяйства будет крайне низка либо безрезультативна. Поэтому кратко остановимся на основных обеспечивающих мероприятиях.
Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость разработки комплексной программы реформирования и развития городского хозяйства включающей в себя систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу реформирования пассажирского транспорта города, схему санитарной очистки и уборки территории, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных услуг и др. Все эти материалы могут быть результативными только в случае их тесной координации друг с другом и с методическими материалами по городу в целом, что возможно лишь в рамках комплексной программы.
Правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и, при необходимости, выход с законодательной инициативой на уровень области, пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития систем городского хозяйства. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о регулировании предприятий -естественных монополистов в коммунальной сфере, о минимальных социальных стандартах и др.
Важнейшей обеспечивающей подсистемой является финансовая. Без решения финансовых проблем и привлечения существенных финансовых ресурсов решение задач реформирования и тем более развития данной сферы в современных условиях попросту невозможны. Поэтому проработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы и городского пассажирского транспорта на самофинансирование (по крайней мере, в части текущих расходов). В связи с этим необходимо разработать программу перехода городского хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.
Успешная реализация реформ и существенное улучшение деятельности систем городского хозяйства невозможны без квалифицированного персонала, отвечающего современным квалификационным требованиям. В современных условиях неполной занятости и в связи с крупными задачами эти требования существенно повышаются. Наряду с организацией системы подготовки и переподготовки работников рабочих специальностей особую значимость имеет подготовка и переподготовка специалистов высшего и среднего звена. Здесь главную роль играет выбранная база общения, которая должна обеспечить подготовку современных управленцев и экономистов-менеджеров, обладающих знаниями, умениями и навыками в области менеджмента и маркетинга, управления персоналом и экономики недвижимости, управления инвестиционным процессом и управления проектами, бухучета и финансов.
Маркетинговый подход к принятию решений означает ориентацию хозяйственной деятельности на потребителя, на его нужды, вкусы и предпочтения, что предусматривает существенные преобразования в системах управления предприятиями и организациями данного профиля, в переходе к современному менеджменту, ликвидации излишних звеньев, балласта рабочей силы и в то же время усилении тех участков и направлении деятельности, которые непосредственно работают на потребительский спрос. Внедрение маркетингового подхода и проведение маркетинговых исследований целесообразны и эффективны в процессе развития рыночных отношений и внедрения элементов рынка в городское хозяйство г. Тольятти.
Особую роль играет социально-психологическое обеспечение реформ и крупных мероприятий. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания предусматривает психологическую готовность населения и работников принять и поддержать нововведения. В противном случае даже самые бесспорные меры обречены на неудачу. Поэтому при проведении крупных преобразований необходимы специальные меры по пропаганде и разъяснению позитивных (и негативных) сторон реформ, по подготовке населения и самих исполнителей работ к неизбежности и целесообразности проведения очень нужных, но болезненных мероприятий. Проведение социально-психологической подготовки, в свою очередь, требует проработанных методик и квалифицированных специалистов.
Важное значение имеет информационное обеспечение реформ, что особенно важно для получения оперативной, достоверной и полной информации.
Имеются и другие виды обеспечения, но даже краткое описание приведенных выше направлений показывает значимость и объем работы, обеспечивающей результативность мер по достижению показателей целевого блока концепции.
Примерный перечень стратегических направлений и важнейших мероприятий города приведен в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Стратегические направления и мероприятия развития городского хозяйства