Лекция на тему: Пути реализации стратегии

Литература

Контрольные вопросы

1. Суть стратегического планирования в городах.

2. Особенности опыта территориального планирования в со­ветский период.

3. Зарубежный опыт стратегического планирования.

4. Преимущества и недостатки современного подхода к разра­ботке стратеги-ческих планов городов и территорий.

5. Понятия стратегии, стратегического выбора, концепции и комплексной программы развития города.

6. Основные виды предплановых обоснований регулирования развития города.

7. Структура стартового социально-экономического потенциала города.

8. Основные разделы концепции развития города.

9. Схема социально-экономического прогнозирования развития города.

10. Принципы формирования стратегического выбора города.

11. Содержание процесса формирования стратегического вы­бора города.

12. Содержание комплексной программы социально-экономического развития города.

13. Принципиальная схема планового регулирования развития города.

14. Особенности стратегического плана Санкт-Петербурга.

15. Основные функции органов стратегического планирования.

16. Основные преимущества и недостатки развития Санкт-Петербурга.

17. Стратегические цели и ориентиры развития Санкт-Петербурга.

18. Основные направления и меры по развитию Санкт-Петер­бурга.

19. Отличия стратегических планов и концепций развития го­родов России от аналогичных документов в зарубежных странах.

20. Позитивные и негативные черты документа «Стратегиче­ский план Санкт-Петербурга».

 

1. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭП РАН, 1999.

2. Яновский В. В. Город как система и объект управления: Учеб. по­собие. СПб.: Изд-во СЗ АГС, 1999.

3. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб., 1997

 

Раздел 2: «Стратегия реформирования и развития городского хозяйства»

План лекций 2 раздела:

 

1. Состав и структура стратегии городского хозяйства.

2. Целевые ориентиры и показатели стратегии.

3. Основные направления и важнейшие мероприятия стратегии.

4. Пути реализации стратегии.

5. Ход реализации и проблемы жилищно-коммунальной реформы.

 

Лекция на тему:

«Состав и структура стратегии развития городского хозяйства»

Необходимость стратегического подхода к развитию город­ского хозяйства диктуется следующими обстоятельствами.

Стратегические разработки необходимы для обеспечения устойчивого функционирования и развития любой территориаль­ной системы, включая городское хозяйство.

В состав городского хозяйства входят многочисленные объ­екты инженерно-транспортной инфраструктуры города, имею­щие устойчивый и консервативный характер, длительные сроки службы. Для проведения глубоких преобразований требу­ется длительное время и значительные ресурсы, которые крайне трудно сконцентрировать в текущем периоде.

Городское хозяйство, как комплекс обслуживающих отрас­лей, имеет высокую социальную значимость, и поэтому любые крупные преобразования должны быть тщательно обоснованы.

Городское хозяйство выполняет важнейшие функции жиз­необеспечения города, для устойчивого выполнения которых требуются стратегические проработки.

Внешние условия функционирования системы городского хозяйства характеризуются высокой степенью нестабильности, неопределенности и значительными рисками, что также требуют серьезных стратегических обоснований принимаемых решений.

Решение глубоких и застарелых проблем в городском хо­зяйстве, формирующихся в течение многих десятилетий, невоз­можно в рамках принятия текущих и оперативных решений. Вы­ход из сложившейся ситуации возможен лишь и при переходе к стратегическому управлению и планированию.

Задержка со своевременным проведением реформ в данной сфере, функционирование административно-ведомственного ме­ханизма хозяйствования определяют необходимость стратегических, логиче­ских подходов к реформированию и развитию данного комплекса города.

Все эти обстоятельства определяют необходимость перехо­да к стратегическому управлению городским хозяйствам и фор­мированию стратегии развития данной сферы.

Структура стратегии городского хозяйства состоит из трех основных блоков, в целом соответствует принятой структуре стратегии других сфер города и потому не требует серьезных комментариев. Стратегия городского хозяйства содержит: целе­вой блок, включающий в себя цели, задачи, принципы, приоритеты, основные направления и мероприятия, а также реализа­ции стратегии.

Порядок разработки стратегии городского хозяйства пред­ставлен на рис. 3.1.

 

 


 


Рис. 3.1 Порядок разработки стратегии городского хозяйства

 

В соответствии с рис. 3.1 разработка стратегии начинается с оценки стартовых условий развития городского хозяйства, опре­деления проблем и обоснования стратегического замысла разви­тия данной сферы.

Стратегический замысел разрабатывается с учетом оценки действия внешних факторов и внутренних возможностей системы и принципов формирования стратегических решений. Он пред­ставляет собой процесс выбора эффективного курса стратегии реформирования и развития городского хозяйства.

Стратегический выбор определяет миссию и стратегические цели развития городской сферы с учетом действующих норм и системы социальных стандартов в сфере муниципального обслу­живания потребителей. Отсутствие необходимой нормативной базы и системы социальных стандартов является сигналом, определяющим необходимость их разработки или использования методических нормативных материалов и рекомендаций.

Целевая направленность стратегического курса позволяет определить приоритеты развития отдельных отраслей и комплексов городского хозяйства.

Наличие целей и приоритетов развития дает возможность перейти к обоснованию важнейших направлений и стратегических мероприятий, обоснованию технологии принятия решений последующей реализации принятых решений.

Полученные результаты о ходе реализации стратегий позволяют сделать вывод о реалистичности выбранного курса и в случае необходимости перейти к его корректировке на всех этапах формирования стратегии.

 

Лекция на тему:

«Целевые ориентиры и показатели стратегии»

Проведенный анализ функционирования важнейших систем городского хозяйства городов страны выявил и недостаточный уровень их развития и наличие серьезных проблем, настоятельно требующих своего разрешения. Эти проблемы во многом обу­словлены крайне неэффективным механизмом хозяйствования, ха­рактерными чертами которого служат ведомственный монополизм, администрирование, затратный характер, необоснованная тарифная политика, отсутствие стимулов к улучшению деятельности и учету интересов потребителей. Сложившийся хозяйственный механизм является тормозом на пути развития городского хозяйства, препят­ствует эффективному использованию привлекаемых в эту сферу ресурсов (централизованных и нецентрализованных). Поэтому на данный момент сложилась такая ситуация, при которой дальней­шее развитие городского хозяйства возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления.

Но для того, чтобы эффективно проводить реформу, необ­ходимо дать ясные ответы на вопросы:

В каких целях намечаются преобразования?

Что предлагается осуществить?

Каким образом, в каком порядке планируются меры по ре­формированию?

Каковы источники ресурсообеспечения намечаемых ре­форм?

Обоснованные ответы на эти вопросы предполагают нали­чие системы принципов, которые и должны быть положены в ос­нову проведения реформ.

Важнейшими принципами реформирования городского хо­зяйства являются: целенаправленность, системность и комплекс­ность, социальная ориентация, эффективность и ряд других. Все эти принципы хорошо известны в науке и практике, но, тем не менее, до сих пор их не удавалось последовательно проводить в жизнь в ходе проводимых реформ в России, что имело вполне конкретные негативные социальные и экономические последст­вия. Глубокая научно-методическая проработанность реформы в сфере городского хозяйства, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий являются важнейшим условием ее результативно­сти и эффективности. Поэтому рассмотрим эти принципы приме­нительно к реформированию городского хозяйства.

Целенаправленность означает четкую проработку целевого блока реформы городского хозяйства, включая формулировку ба­зовой цели, целевых установок, определение перечня целевых показателей с их количественными параметрами и сроками реа­лизации.

Системность означает рассмотрение намечаемых и реали­зуемых мероприятий во взаимосвязи друг с другом, в едином па­кете, поскольку проведение отдельных, даже самых прогрессив­ных мер, может не только не привести к желаемым результатам, но иметь негативные последствия. Комплексность предполагает принятие управленческих решений по реформированию город­ского хозяйства с учетом всех важнейших факторов, которые оказывают решающее влияние на их проведение (экономических, социальных, политических, экологических и др.).

Социальная ориентация предполагает достижение социальных целей, обеспечение социальных гарантий жителям и под­держку социально неблагополучных групп населения в период реформирования.

Принцип эффективности ориентирует на принятие эконо­мически оправданных управленческих решений, экономию ре­сурсов, достижение окупаемости инвестиций и перевод город­ского хозяйства на условия самофинансирования и окупаемости, ресурсосбережение и сокращение неоправданных потерь в дан­ной сфере.

В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, опреде­лившие содержание реформы.В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.

В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования отраслей городского хозяйства, а для ос­вобождения средств, которые могут быть направлены на соци­альные нужды и на другие жизненно важные сферы города.

Признавая актуальность и обоснованность такого подхода отметим, что практически он может быть реализован путем пере­ложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышение тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги. Ввиду наличия серьезных негативных социальных последствий данный путь не целе­сообразен.

При другом подходе приоритет отдается повышению каче­ства содержания жилищного фонда и повышению уровня жи­лищно-коммунального обслуживания населения на основе структурной перестройки хозяйственных отношений в городском сек­торе путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресур­сосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги также является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможно­стей комплекса экономико-организационных и институциональ­ных мер в городе, не затрагивающих непосредственно интересы населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий го­родского хозяйства. Отметим, что переход к экономически обос­нованным тарифам необходим, но этот процесс должен сопрово­ждаться комплексом мер по социальной защите населения и быть тесно увязан с уровнем доходов основных групп горожан, осо­бенно нарождающегося среднего класса, на который и выпадут основные экономические тяготы реформы.

Данный путь реформирования представляется единственно правильным и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью в сфере городского хо­зяйства является повышение качества жизни населения городов путем динамичного развития отраслей городского хозяйства и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии со стандартами качества.

Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориен­тиры и показатели.

В качестве целевых рассматриваются ориентиры реформи­рования и развития:

· снижение производственных издержек в сфере городского хозяйства;

· снижение расходов бюджета города на содержание город­ского хозяйства;

· смягчение для населения негативных последствий реформы;

· повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

· соответствие структуры квартир составу семей;

· повышение качества жилья;

· повышение уровня технического содержания жилищного фонда города;

· повышение уровня надежности инженерных систем города;

· повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

· обеспечение потребностей населения в холодной воде, горя­чем водоснабжении, в теплоснабжении, в электроэнергии, в те­лефонах;

· повышение уровня обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями;

· повышение качества содержания улиц и внутриквартальных территорий;

· улучшение системы санитарной очистки в городе;

· повышение уровня обеспеченности населения зелеными на­саждениями;

· улучшение транспортного обслуживания населения.

Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл. 3.1.

Отметим, что ряд показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или пер­спективными стандартами, нормами, методиками:

5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отлич­ное качество работ или услуг);

4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);

1 балл - полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).

 

Таблица 3.1

Стратегические цели и целевые показатели реформирования и развития городского хозяйства на примере крупного города

 

  Цель     Целевой показатель   Значение целевого показателя
2000 г. 2003 г. 2008 г.
1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения Уровень жилищной обеспеченности, м2 общей площади на жителя   17,8   19,5  
2. Соответствие струк­туры квартир демографической структуре населения Разность между сред­ним числом комнат (и) и жителей, приходя- щихся на одну квартиру п-1 п п+1
3. Повышение каче­ства жилья Качество жилья, баллы 2,0 2,5 3,5
4. Повышение уровня технического содер­жания жилищного фонда города Уровень технического содержания жилищного фонда, баллы   3,0   3,5   4,0
5. Повышение уровня надежности инже­нерных систем: - водоснабжения и канализации; - газоснабжения; - электроснабжения; - теплоснабжения Снижение числа отказов инженерных систем в год, %     -   - - -        
6. Повышение качества коммунальных услуг: - водоснабжения; - газоснабжения; - электроснабжения; - теплоснабжения Качество подаваемых населению: - воды; - газа; - электричества; -тепла         3,5 4,5 3,5 3,5     4,0 5,0 4,5 4,0
7. Обеспечение потребностей населения в воде Уровень обеспеченно- сти населения водой, л/чел. в сутки      
8. Обеспечение по­требностей населе­ния в централизован­ном горячем водо­снабжении Уровень обеспеченно­сти населения горячим водоснабжением, л/чел. в сутки      
9. Обеспечение пот­ребностей населения в электроэнергии Уровень обеспечения потребностей населе­ния в электроэнергии, кВт-ч/чел. в месяц      
10. Обеспечение пот­ребностей населения в телефонах Уровень телефонизации населения, число теле­фонов на 1 000 чел.      
  Цель     Целевой показатель   Значение целевого показателя
2000 г. 2003 г. 2008 г.
11. Повышение уров­ня обеспеченности населения дорогами с совершенствованны­ми покрытиями Уровень обеспечения населения дорогами с усовершенствованными покрытиями, км/100 чел.     0,7     0,75     0,8
12. Повышение каче­ства содержания улиц и внутриквар-тальных территорий Уровень содержания улиц и внутриквар-тальных территорий, баллы   2,0   2,5   3,5
13. Улучшение сис­темы санитарной очистки в городе Уровень чистоты в го­роде, баллы; степень переработки отходов, % ко всем от­ходам 1,5   3,0 2,5   5,0 3,5   10,0
14. Повышение уров­ня обеспеченности населения зелеными насаждениями Площадь зеленых на­саждений общего поль­зования, приходящихся на жителя города, м2/чел.     6,0     8,0     12,0
15. Улучшение транспортного обслужива­ния населения Среднее время поездки пассажира, мин; число пассажиров, при­ходящихся на 1 машино-км      

 

Оценка уровня и качества работ и услуг в городском хозяй­стве должна проводиться с помощью вневедомственной экспер­тизы и обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Таким образом можно будет оценить уровень дости­жения целей и эффективность реализации проводимых меро­приятий. За аналог принимаются показатели, достигнутые в наи­более благополучных европейских городах.

 

Лекция на тему:

«Основные направления и важнейшие мероприятия стратегии»

Для достижения целей и решения задач, сформулированных выше, необходимо провести комплекс мер, которые целесообраз­но разделить на две большие группы.

Первая группа мер решает задачи собственно реформирова­ния сложившихся хозяйственных отношений и носит, в основ­ном, экономико-организационный и правовой характер. Их про­ведение не требует привлечения значительных ресурсов, но предполагает серьезную научно-методическую проработку со­держания реформ, в том числе обоснование технологической по­следовательности проведения мероприятий.

Вторая группа мер и проектов решает конкретные задачи развития городского хозяйства: строительство, реконструкция и модернизация, внедрение новой техники и технологий, другие нововведения. Большинство из этих мер и проектов требуют зна­чительных ресурсов.

Итак, для реализации поставленных целей необходимо ре­шить следующие группы задач:

· повышение эффективности системы управления город­ским хозяйством;

· формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства;

· стимулирование энергоресурсосбережения;

· упорядочение тарифной системы;

· обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ;

· повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

· улучшение технического содержания жилищного фонда города;

· повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло- и электроснабжения населения;

· улучшение содержания улиц и внутрирайонных террито­рий города;

· улучшение системы санитарной очистки и уборки терри­тории города;

· улучшение содержания и развития садово-паркового хо­зяйства города;

· улучшение транспортного обслуживания на населения города;

· развитие гостиничного комплекса города.

Выделение перечисленных выше направлений реформиро­вания и развития городского хозяйства определяется положением дел и оценкой стартовых условий развития данного комплекса.

Так было установлено, что не менее 50% не менее городов нуждаются в улучшении жилищных условий. Поэтомунаправле­ние мер по улучшению условий проживания горожан представ­ляется крайне необходимым. Здесь должны рассматриваться ме­ры но стимулированию жилищного строительства привлече­нию инвестиций и проведению адекватной жилищной политики, ориентированные на нецентрализованные и нетрадиционные ис­точники развития жилищного сектора города.

Следующая группа задач связана с проведением жилищно-коммунальной реформы в городе.

Как уже указывалось выше, качество жилищно-коммуналь­ного обслуживания в городах в целом не соответствует потребно­стям населения, а действующий механизм хозяйствования явля­ется тормозом на пути его развития. Поэтому возникает необхо­димость проведения мер по коренному реформированию данного комплекса.

Так, во многих городах до сих пор фактически отсутствует разделение функций заказчика и подрядчика в сфере эксплуата­ции жилищного фонда, недостаточно развиты договорные отно­шения, слабо осуществляются функции контроля за деятельно­стью предприятий и организаций данного комплекса. Отсюда следует необходимость повышения эффективности системы управления городским хозяйством, включая реальное разделение функций управления и хозяйствования, развитие договорных от­ношений и усиление контроля администрации за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства.

Ведомственный монополизм, характерный для данной сфе­ры, определяет необходимость формирования конкурентной сре­ды и развитие нецентрализованных форм управления в городских системах.

Чрезмерные потери энергетических и водных ресурсов дик­туют необходимость проведения политики энергоресурсосбере­жения и, в первую очередь, организации учета расхода энергии и воды.

Структура и уровень тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги в городе явно нерациональны. Отсюда возникают задачи упорядочения тарифной политики, включая разработку и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения, выравнивание коммунальных тарифов для раз­личных групп потребителей, дифференциация тарифных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

 

 

Для реализации намеченных реформ и достижения требуе­мого уровня развития городского хозяйства необходим целый комплекс обеспечивающих мер (подсистем). К их числу относят­ся меры по организационно-методическому, правовому, кадрово­му, техническому, финансовому, информационному, инноваци­онному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без глубокой проработки обеспечивающих мер эффективность реформирования и последующего развития городского хозяйства будет крайне низка либо безрезультативна. Поэтому кратко остановимся на основных обеспечивающих ме­роприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматрива­ет создание стройной системы по разработке, реализации, кор­ректировке и доработке целой системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусмат­ривается необходимость разработки комплексной программы ре­формирования и развития городского хозяйства включающей в себя систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу реформирования пассажир­ского транспорта города, схему санитарной очистки и уборки территории, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных услуг и др. Все эти материалы могут быть ре­зультативными только в случае их тесной координации друг с другом и с методическими материалами по городу в целом, что возможно лишь в рамках комплексной программы.

Правовое обеспечение предусматривает разработку и приня­тие на уровне города и, при необходимости, выход с законода­тельной инициативой на уровень области, пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития систем городского хозяйства. В их число целесообразно включить законы и положе­ния об энергоресурсосбережении, о регулировании предприятий -естественных монополистов в коммунальной сфере, о минималь­ных социальных стандартах и др.

Важнейшей обеспечивающей подсистемой является финан­совая. Без решения финансовых проблем и привлечения сущест­венных финансовых ресурсов решение задач реформирования и тем более развития данной сферы в современных условиях по­просту невозможны. Поэтому проработка механизма финанси­рования в настоящее время является приоритетной. Это осо­бенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищ­но-коммунальной сферы и городского пассажирского транспор­та на самофинансирование (по крайней мере, в части текущих расходов). В связи с этим необходимо разработать программу перехода городского хозяйства на принципы самофинансирова­ния, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.

Успешная реализация реформ и существенное улучшение деятельности систем городского хозяйства невозможны без ква­лифицированного персонала, отвечающего современным квали­фикационным требованиям. В современных условиях неполной занятости и в связи с крупными задачами эти требования сущест­венно повышаются. Наряду с организацией системы подготовки и переподготовки работников рабочих специальностей особую значимость имеет подготовка и переподготовка специалистов высшего и среднего звена. Здесь главную роль играет выбранная база общения, которая должна обеспечить подготовку современ­ных управленцев и экономистов-менеджеров, обладающих зна­ниями, умениями и навыками в области менеджмента и марке­тинга, управления персоналом и экономики недвижимости, управления инвестиционным процессом и управления проектами, бухучета и финансов.

Маркетинговый подход к принятию решений означает ори­ентацию хозяйственной деятельности на потребителя, на его ну­жды, вкусы и предпочтения, что предусматривает существенные преобразования в системах управления предприятиями и органи­зациями данного профиля, в переходе к современному менедж­менту, ликвидации излишних звеньев, балласта рабочей силы и в то же время усилении тех участков и направлении деятельности, которые непосредственно работают на потребительский спрос. Внедрение маркетингового подхода и проведение маркетинговых исследований целесообразны и эффективны в процессе развития рыночных отношений и внедрения элементов рынка в городское хозяйство г. Тольятти.

Особую роль играет социально-психологическое обеспечение реформ и крупных мероприятий. Реформирование жилищно-ком­мунального хозяйства и транспортного обслуживания предусмат­ривает психологическую готовность населения и работников принять и поддержать нововведения. В противном случае даже самые бесспорные меры обречены на неудачу. Поэтому при про­ведении крупных преобразований необходимы специальные ме­ры по пропаганде и разъяснению позитивных (и негативных) сто­рон реформ, по подготовке населения и самих исполнителей ра­бот к неизбежности и целесообразности проведения очень нуж­ных, но болезненных мероприятий. Проведение социально-психологической подготовки, в свою очередь, требует проработан­ных методик и квалифицированных специалистов.

Важное значение имеет информационное обеспечение ре­форм, что особенно важно для получения оперативной, достовер­ной и полной информации.

Имеются и другие виды обеспечения, но даже краткое опи­сание приведенных выше направлений показывает значимость и объем работы, обеспечивающей результативность мер по дости­жению показателей целевого блока концепции.

Примерный перечень стратегических направлений и важ­нейших мероприятий города приведен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Стратегические направления и мероприятия развития городского хозяйства