Ключевые слова

Содержание стратегического плана развития крупного города

(на примере Санкт-Петербурга)»

 

Содержание системы планового регулирования во многом зависит от особенностей объекта планирования. В крупных горо­дах ее состав может существенно видоизменяться при условии сохранения важнейших параметров системы: целевая ориентация, выбор приоритетов, набор первоочередных и стратегических ме­роприятий, механизм реализации. В крупнейших городах, имею­щих уникальный исторический и архитектурный характер, эти особенности могут привести к изменениям в составе и содержа­нии ряда плановых документов.

К числу крупнейших и важнейших российских городов от­носится Санкт-Петербург, обладающий уникальным культурно-историческим наследием мирового значения.

В новых социально-экономических и геополитических ус­ловиях для Санкт-Петербурга особую актуальность приобрела задача определения своей роли в России и мире. В соответствии с действующими факторами внешней среды реальностью оказа­лось изменение системы приоритетов и поиск направлений, по которым город может быть конкурентоспособным в стране, Ев­ропе и мире. Именно в такой ситуации городу стал необходим стратегический план, который объединяет усилия городских вла­стей, предприятий и населения в решении проблем безработицы, технологической отсталости и финансовых трудностей. Поэтому администрация города совместно сучеными инициировала раз­работку и реализацию стратегического плана.

Санкт-Петербург является первым городом в стране, кото­рый разработал уникальный плановый документ - стратегиче­ский план, отличающийся от других видов планов, как в России, так и на Западе. Для российской практики новым явилось непри­вычная гласность и демократичность, открытость разработки. Практически каждый желающий житель города или городская организация могли внести свою лепту в обсуждение плановых ориентиров и дать свои предложения по конкретным направле­ниям и мероприятиям плановых разработок.

Основное отличие стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов для западных городов состоит в не­обходимости учета особенностей переходного периода российской экономики, включая незавершенность рыночного форми­рования, необходимость создания благоприятной хозяйствен-ной и социальной среды.

Для стратегического плана города характерны следующие черты:

· нацеленность на конкурентоспособность города в борьбе за привлечения доходов в форме инвестиций;

· концентрация на ключевых, перспективных направлениях развития;

· стратегический план не является административным до­кументом, а служит договором общественного согласия, в соот­ветствии с которым все его участники принимают на себя опре­деленные обязательства;

· формирование и реализация стратегического плана осно­вана на механизме стратегического партнерства, когда всеего участники вносят свою лепту в разработку и реализацию плано­вых рекомендаций;

· назначение плана состоит в определении ориентиров для всех участников и, прежде всего, для организации бизнеса, инве­сторов и населения;

· сочетание долгосрочного видения и конкретности перво­очередных действий;

· непрерывность работы, что выражается в организации мониторинга и ежегодных уточнениях и дополнениях по мере поступления новой информации и изменения внешних и внут­ренних факторов развития;

· наличие специальных органов стратегического планирования: генеральный и экспертный советы, тематические комис­сии, рабочие группы, а также Проектное бюро Стратегического плана Санкт-Петербурга.

Рассмотрим основные функции органов стратегического планирования города.

Генеральный совет включает в себя представителей всех ос­новных сил города. Его основная функция состоит в рассмотре­нии и утверждении стратегического плана и основных направле­ниях деятельности.

Экспертный совет предварительно анализирует проектные предложения и дает свои рекомендации по их совершенствова­нию и реализации.

Проектное бюро совместно с тематическими комиссиями разрабатывает основные направления и мероприятия развития города. Эти предложения представляются соответствующим ад­министративным структурам, представительным органам власти и общественным организациям.

Порядок разработки плановых рекомендаций:

· анализ конкурентных возможностей Санкт-Петербурга;

· формулировка основной цели - миссии и конкретизация целей развития города;

· обоснование стратегических направлений, целей и задач развития города;

· обоснование механизмов реализации стратегического плана;

· оценка ожидаемых результатов реализации плановых ре­шений.

Итоги проведенного анализа положения Петербурга показали, что основными преимуществами города являются следующие ха­рактеристики: высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения, благоприятное географическое положение города, международная известность, уникальный архитектурный облик центра города, интенсивная культурная жизнь, высокий конкурентный потенциал в ряде отрас­лей города, потенциальная привлекательность для туристов.

В то же время сдерживают развитие города следующие не­гативные факторы: сильная имущественная дифференциация на­селения, включая большую прослойку неимущих, значительная скрытая безработица, отсталая отраслевая структура с преобла­данием ВПК, дефицит бюджетных средств и их неэффективное использование, кризис системы пассажирского транспорта, неудовлетворительное состояние исторического центра, затратная ресурсоемкая инфраструктура, дефицит качественного жилья.

Исходя из перечисленных факторов, определены цель, стра­тегические ориентиры, направления и конкретные меры по реа­лизации целевых ориентиров развития.

Главной целью стратегического плана является стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Достижение этой цели предусматривает формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, а также укрепление Санкт-Петербурга в качестве главного россий­ского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-запада России.

Все три формулировки образуют в единстве целевойблок верхнего уровня при главенстве цели повышения качества жизни.

Данная главная цель распадается на две подцели второго уровня:

· повышение доходов и занятости за счет роста экономики;

· улучшение общих условий жизни за счет повышения эф­фективности расходования бюджетных средств города.

Основными стратегическими ориентирами развития города являются: укрепление Санкт-Петербурга в качестве торгово-транспортного центра Северо-Запада России, развитие наукоемкой промышленности - судостроения, энергомашиностроения, пищевой промышленности, существенное развитие туризма, фи­нансового обслуживания, торговли, информации и связи, ожив­ление сферы науки, образования, культуры и искусства.

В результате проведенных плановых разработок были опре­делены четыре стратегических направления развития, по кото­рым установлены конкретные задачи и меры по их продвижению и реализации:

· формирование благоприятного хозяйственного климата;

· интеграция в мировую экономику;

· улучшение городской среды;

· формирование благоприятного социального климата.

Первое направление предусматривает создание наилучших условий для развития хозяйственной деятельности на территории города путем ликвидации препятствий для предпринимательства, снижения налогового бремени, формирования рынка недвижимо­сти, улучшения градостроительного регулирования и других ме­роприятий.

Второе направление содержит комплекс задач и мер по уси­лению внешнеторговых функций, повышению конкурентоспо­собных промышленных производств, развитию науки, образова­ния и инноваций, интеграции в мировое информационное про­странство.

Третье направление концентрирует меры и задачи по улуч­шению городской среды, включая возрождение исторического центра города, формирование зон активной градостроительной реконструкции, развития сети городского и пригородного транс­порта, развитие инженерной инфраструктуры и улучшение со­стояния окружающей среды.

Четвертое направление предусматривает совокупность мер и задач по развитию социально-культурной сферы города, улуч­шению системы социального обеспечения и социальной защиты населения, реформирования жилищно-коммунального обслужи­вания населения, реорганизации общественного транспорта и созданию условий для безопасности личности, семьи и общества.

Успешное выполнение стратегического плана позволит дос­тичь следующих результатов: создать не менее 200 тысяч новых рабочих мест; увеличить рост реальных доходов населения на 15%; обеспечить рост средней продолжительности жизни на 3 года; повысить среднюю обеспеченность жильем до 20 м /чел.; повысить доходы бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на 20%; улучшить транспортную ситуацию и ограничить среднее время одной поездки в городе 40 минутами; улучшить состояние окружающей среды, включая повышение качества питьевой воды и снижение загрязнения атмосферного воздуха; переключить на Санкт-Петербург не менее 20 млн. т грузов; привлечь в город не менее 3 млн. туристов ежегодно и др.

Важнейшими результатами выполнения стратегического плана будут повышение социальной справедливости, ощутимой помощи малоимущим, содействие производству, повышение до­ходов и расширение рабочих мест, повышение эффективности бюджетных расходов.

Стратегический план Санкт-Петербурга был разработан в 1997 г., а в настоящее время проводится работа по его реализации. Предпринимаются попытки организации мониторинга хода реализации и достигнутых результатов деятельности.

· реформа

· стратегия

· стратегический выбор

· концепция

· комплексная программа

· принцип адаптивности

· принцип минимизации

· принцип легитимности