Ключевые слова
Литература
Контрольные вопросы
Ключевые слова
· стратегия
· стратегическая защита
· критерий оценки
· критерий эффективности
· объект
· функция
· конкурентная борьба
· интеграция
· стабилизация
· диверсификация
1. Содержание схемы выбора рационального варианта стратегического решения.
2. Модель выбора наилучшего стратегического решения.
3. Понятие стратегических зон хозяйствования.
4. Классификация стратегий.
5. Стратегии роста и продвижения товаров (услуг).
6. Стратегии конкуренции.
7. Содержание процесса выбора стратегических решений.
8. Оценка привлекательности рынка.
9. Определение этапа жизненного цикла организации.
10. Определение положения организации на рынке.
1. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. М., 1997.
2. Кабаков В. С, Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
3. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось, 1996.
4. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 1998.
5. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1998.
Раздел 3: «Управление реализацией стратегии»
План лекций 3 раздела:
1. Содержание процесса реализации стратегии.
2. Виды обеспечения процесса реализации стратегии.
3. Определение адекватной организационной структуры.
4. Оценка и корректировка стратегических решений.
Лекция на тему:
«Содержание процесса реализации стратегии»
Разработка стратегии имеет смысл только тогда, когда есть реальные шансы ее реализации. Поэтому очень важно рассмотреть процесс реализации выбранного варианта стратегии и методы его управления.
Реализация стратегии начинается с момента принятия ее окончательного варианта. Для этого подробно рассматриваются и конкретизируются цели, задачи и приоритеты стратегии. Разрабатываются планы и программы претворения в жизнь стратегических мероприятий. Обосновывается механизм реализации путем организации обеспечивающих подсистем, включая нормативно-правовое, организационно-методическое и прочие виды обеспечения. Важным вопросом является формирование адекватной организационной структуры управления организацией, так как принятая организация процесса управления реализацией стратегии может дать существенный импульс в ее продвижении, либо усложнит и замедлит претворение ее в жизнь.
Далее конкретизируются и уточняются цели и задачи отдельных структурных звеньев организации, осуществляется делегирование им полномочий и ответственности. Важным вопросом является организация системы мотивации структурных звеньев и отдельных работников организации. Обоснованная мотивация является непременным условием успеха в реализации стратегии, и, наоборот, неудачная мотивация может существенно повредить или препятствовать даже самым обоснованным стратегическим вариантам.
В процессе проведения в жизнь стратегических планов особое значение имеет разработка системы оценки и контроля за реализацией принимаемых решений. Налаживание механизма постоянного контроля целесообразно осуществлять через систему управленческого мониторинга, позволяющего не только отслеживать ход претворения в жизнь намеченных мер, но и эффективно регулировать процессом, устранял возможные отклонения от заданного режима функционирования системы.
Основные этапы процесса реализации стратегии представлены на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Основные этапы процесса реализации стратегии
Для упорядочения процесса реализации стратегии и обеспечения достижения заданных целей необходимо разработать систему планов стратегического и тактического характера с проработкой реальных программ и проектов по их практическому внедрению в сферах управления и хозяйствования.
Особое значение для управления стратегией имеет формирование стратегического плана развития организации, отражающего важнейшие цели и конкретные стратегические мероприятия, а также планы тактического характера, включающие в себя план по маркетингу, финансовый план, план производства и закупок продукции и другие аспекты, содержащиеся в бизнес - планах организа-ции. Система планов и проектов стратегического и тактического характера представлена на рис. 4.2.
Отметим, что первые два вида планов носят стратегический характер и включаются в состав стратегического планирования. Основные направления деятельности определяют вид стратегии, а стратегические планы содержат набор стратегических мероприятий. Тактические планы и конкретные программы обеспечивают реализацию принимаемых стратегических решений.
Рис. 4.2 Система планов реализации стратегического управления реализацией стратегии
Лекция на тему:
«Виды обеспечения процесса реализации стратегии»
Реальный успех в деле реализации стратегии во многом зависит от наличия системы обеспечения, включая научно-методическое, ресурсное, организационное, кадровое, инновационное, информационное и прочие виды обеспечения управленческой системы. Содержание основных видов обеспечения представлено в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Виды и функции обеспечения реализации стратегии
Виды | Функции |
1. Ресурсное обеспечение: финансово-экономическое и материально-техническое 2. Организационное 3. Кадровое 4. Инновационное 5. Информационное | Определение потребностей в ресурсах; выявление источников ресурсов; разработка методов привлечения ресурсов; рациональное использование ресурсов. Рассмотрение действующей оргструктуры; определение адекватной оргструктуры; разработка путей модернизации действующей или построение новой оргструктуры; разработка организационных аспектов реализации стратегии. Обоснование потребностей в кадрах; анализ имеющегося кадрового потенциала; формирование плана реорганизации кадрового соответствии с потребностями системы; обоснование системы подготовки и переподтовки кадров. Поиск и стимулирование нововведений; организация НИР и ОКР, отделов НТИ и других мер; организация системы внедрения нововведений. Определение потребностей в информации; определение источников информации; формирование информационных массивов; определение информационных потоков; Формирование информационной базы |
Существуют два вида управления реализацией бюджетно-ресурсное и целевое.
При первом виде управления осуществляется оценка имеющихся ресурсов и обоснование путей их рационального использования (рис. 4.1).
Целевое управление или управление по целям (МBO – management by objectives) предусматривает активное использование целевых методов управления хозяйственной деятельностью организации и доведение четких целей и задач до каждого звена, линейного руководителя и работника. Данный метод позволяет обоснованно формулировать цели и задачи и объективно оценивать результаты работы, доводя их до конкретных структурных звеньев и работников. Конкретные цели должны формулироваться качественно, количественно и во времени. Последовательность и содержание этапов процесса управления по целям представлено в табл. 4.2.
Рис. 4.1 Схема бюджетно-ресурсного управления
Таблица 4.2
Этапы процесса управления по целям
Этапы | Содержание |
1. Определение целей 2. Планирование действий по достижению целей 3. Проверка степени достижения целей и причин имеющихся отклонений 4. Принятие корректирующих мер | Конкретизация целей; определение целей по структурным звеньям Определение мер по достижению целей; разработка календарного плана и сетевого графика по проведению мер; делегирование полномочий; распределение ресурсов по мерам Проверка выполнения заданий; определение причин отклонений Уточнение целей и мероприятий; уточнение функций контроля и анализа |
Лекция на тему:
«Определение адекватной организационной структуры»
Линейная структура в чистом виде редко используется в управлении экономическими объектами, так как основана на Административном стиле управления и не соответствует реалиям рыночной экономики. Чаще применяются ее разновидности, такие, как линейно-штабная и линейно-функциональная структуры, позволяющие повысить качество принимаемых решений за счет специализации и повышения профессионального уровня управленческого персонала. В то же время эти системы связаны с усложнением управленческих связей и требуют более обоснованного построения и функционирования. Многолетний опыт использования этих систем показал, что они эффективны при реализации рутинных управленческих операций, не связанных с нововведениями и освоением новых сфер деятельности. Применительно к стратегиям это может быть концентрация усилий в освоенном сегменте рынка.
Дивизиональная структура управления обычно подразделяется на продуктовую и региональную. Суть данной структуры заключается в сочетании централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами здесь являются не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие хозяйственные подразделения - товарные или региональные службы. Основным достоинством данного типа структур является возможность эффективного управления товарной или региональной деятель-ностью, а недостатком служит резкое усложнение управленческой деятельности, что может снижать их использование при освоении нововведений.
Принципиально другим типом управления являются гибкие или органические структуры. Разновидностями этого типа структур являются проект-ные, матричные, программно-целевые и т. п. Так, матричная структура возникла и стала широко использоваться в последние десятилетия в связи с развитием научно-технического прогресса. Данный тип организации управления основан на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, а с другой - руководителю проекта, который решает задачи проектного менеджмента. При такой организации имеются постоянные функциональные группы и временные проектные коллективы, функционирующие в период действия проекта. Данная структура позволяет гибко учитывать изменения факторов внешней среды и более эффективно применять ресурсы предприятия. В то же время данная структура отличается значительной сложностью, и потому ее использование целесообразно, прежде всего, при подготовке и реализации нововведений при освоении новых товаров и новых товарных рынков.
В обобщенном виде рекомендации по использованию организационных структур приводятся в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Рекомендации по выбору структур управления
Вил организационной структуры | Рекомендуемая стратегия | ||
Концентрация в сегменте | Расшире-ние рынка | Совершенство- вание товара | |
1. Линейно-функциональная | + | - | - |
2. Днвизионально-продук-товая | - | - | + |
3. Дивизионально-регио-нальная | - | + | - |
4. Матричная | - | + | + |
Лекция на тему:
«Оценка и корректировка стратегических решений»
Стратегия организации может быть эффективной лишь при ее постоянной объективной оценке и своевременной корректировке. Схематично этот процесс приведен на рис. 4.1.
Эффективность реализации стратегии может быть достигнуто в том случае, если полученные результаты совпадают с целевыми установками. Но такая ситуация является скорее исключением из правил, чем самим правилом. В большинстве случаев имеет место несовпадение. При этом возможны две ситуации: цели не достигнуты или существенны превзойдены. Обе ситуации свидетельствуют о необходимости корректировки принятых решений. Так, если задуманные цели не достигнуты, то необходимо либо снизить уровень целевых притязаний, либо попытаться найти адекватные варианты стратегических проработок. В противном случае, если цели существенно перекрыты, возникает необходимость повысить уровень целеполагания.
Рис. 4.1 Схема оценки результатов
Для формализации приведенных соображений обозначим через Р результирующие показатели, а через Ц – целевые показатели. Разность между ними обозначим через ∆. Тогда соотношение результатов и целей может быть выражено следующим образом:
∆ = Р-Ц,
если ∆ > 0, то необходима корректировка целевого блока стратегии;
если ∆ = 0, то стратегия остается без изменений;
если ∆< 0, то необходимы корректировки стратегических решений.
Оценка реализации стратегии должна охватить все уровни организации и проводиться системно. При этом требуется ответить на следующие вопросы:
Соответствует ли стратегия возможностям организации?
Предусматривает ли стратегия допустимую степень риска?
Обладает ли организация необходимыми ресурсами для реализации стратегии?
Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
Является ли данная стратегия лучшим способом применения используемых ресурсов организации?
На основании проводимого анализа по результатам реализации стратегии принимаются решения по ее корректировке.
В первую очередь уточняется миссия и цели организации. Проводится корректировка учета факторов внешней среды и ресурсных возможностей системы. Уточняется базовый перечень альтернатив и процесс выбора наилучших вариантов стратегий. Итогом этого анализа является определение «узкого» места в содержании стратегии и принятие решений по его устранению.
К примеру, выбрана стратегия совершенствования товара, но спрос на товар с улучшенными свойствами недостаточен, и потому проводится глубокий анализ ситуации и принимается решение о дополнительной рекламе и мерах по стимулированию спроса. Кроме того, рассматривается возможность направления данного товара на другой региональный рынок, что потребует открытия соответствующего регионального отделения фирмы. В любом случае управленческие решения должны приниматься с учетом параметров реализации стратегии и быть направлены на повышение эффективности хозяйственной деятельности.
· мониторинг
· организационная структура
· модернизация
· нововведения
· целевое управление
· контроль
· анализ
· проектная структура
· матричная структура
· программно-целевая структура