Стратегии конкуренции
К стратегиям конкуренции относятся стратегические способы конкурент-ной борьбы и стратегический характер поведения на рынке.
Как известно, основными стратегиями поведения на рынке являются стратегии наступления и обороны.
Наступательная стратегия может быть направлена на:
• ограничение сильных сторон конкурента, но при этом имеется слишком высокий риск поражения (в армии при наступлении надо иметь трехкратный перевес);
• нейтрализацию слабых сторон конкурента, но при этом сильные стороны противника не подавляются и поясняется вероятность сильного контрудара;
• провоцирование контрударов ложным маневром, например, предоставление информации о совершенство старого товара и неожиданный выпуск новых товаров.
Оборонительная стратегия используется для перекрытия путей наступления конкурента или для его шантажа, чтобы дать понять противнику, что при наступлении он подвергнется опасности сильного контрудара.
Наступление и оборона в конкурентной борьбе ведется с использованием методов рекламы, ценовой политики, пропаганды, которые определяют способы конкурентной борьбы:
• ценовая стратегия (стратегия издержек) проводится путем изменения издержек и цены, например, победа в конкуренции путем плавного или резкого (демпинг) снижения цен;
• стратегия дифференцирования состоит в выработке позиции, отличной от других участников конкурентной борьбы;
• стратегия концентрации осуществляется путем сосредоточения усилий на определенную нишу (сегмент) рынка, которая не должна быть слишком широкой, но достаточной для укрепления позиций организации.
Возможные сочетания стратегий конкуренции приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Стратегии конкуренции: возможные сочетании
Способы конкурентной борьбы | Характер поведения на рынке | ||||
1. Ценовая стратегия 2. Стратегия дифференцирования 3. Стратегия концентрации | 1. Стратегии наступления | 2. Стратегии обороны | |||
1.1 Подавление сильных сторон конкурента 1.1.1 2.1.1 3.1.1 | 1.2 Подавление слабых сторон противника 1.1.2 2.1.2 3.1.2 | 1.3 Провоцирование конкурента 1.1.3 2.1.3 3.1.3 | 2.1 Защитные меры 1.2.1 2.2.1 3.2.1 | 2.2 Шантаж путем устрашения 1.2.2 2.2.2 3.2.2 | |
Лекция на тему:
«Оценка и корректировка стратегии»
Проанализировав факторы внешней среды и возможностей организации, необходимо перейти к этапу формирования и выбора стратегических решений.
Проблема выбораявляется важнейшей экономической проблемой. Она возникает практически в любой экономической задаче, но особенную важность приобретает в задачах стратегического управления. Это связано с широкой вариантностью стратегического выбора в рыночной экономике, а также со значительным влиянием данной процедуры на последующие решения и конечный результат деятельности. От правильности принятых стратегических решений зависят все дальнейшие шаги организации. Рассмотрим процесс выбора наилучшего стратегического варианта развития организации на следующей схеме (рис. 3.1).
Рис. 3.1 Схема выбора рационального варианта стратегии
Варианты решения задачи имеют определенные параметры, характеризующие их содержание и результативность. Важнейшими экономическими параметрами являются эффект и затраты. В качестве эффекта рассматриваются возможные результаты деятельности организации (уровень дохода, прибыль, достижение заданных целей и т. п.). Затраты характеризуют требуемые объемы ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных и других.
На основании данных параметров определяется эффективность рассматриваемых вариантов. В наиболее общем виде эффективность оценивается отношением полученного эффекта к затратам ресурсов, связанных с его получением. Критерии эффективности вариантов, могут быть различны, но наибольшее распространение в экономике получили следующие критерии:
максимум эффекта при заданных ограничениях по ресурсам;
минимум затрат при условии достижения заданного эффекта.
В первом случае из всех возможных вариантов решения задачи выбирается тот, который является наиболее эффективным в условиях заданных ограничений по ресурсам. А во втором случае требуемый экономический эффект задается заранее, а среди вариантов выбирается наиболее дешевый. Каждый из применяемых критериев эффективности имеет право на существование, но с точки зрения решения стратегических задач критерий максимума эффекта является предпочтительнее, так как он позволяет ориентироваться не на искусственно полученную величину, а на реальный рыночный спрос и предложение товаров и услуг.
В общем виде экономико-математическая задача выбора наилучшего варианта представлена в форме следующей модели:
(1)
(2)
где j - номер варианта стратегии;
Оj - оценка эффективности варианта;
Хj - искомый параметр варианта стратегии;
Сj - удельный расход ресурсов на единицу параметра;
К- допустимый расход ресурсов.
В основе выработки стратегического курса организации лежит определение и анализ стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), которая представляет собой перспективную сферу деятельности организации на рынке. Данная зона может включать в себя один или несколько рыночных сегментов. Схематически выделение СХЗ представлено на схеме (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Схема выделения стратегических зон хозяйствования (1 и 2)
Выбору СХЗ предшествует большая работа по анализу возможных вариантов формирования стратегии в разрезе следующих параметров:
• прогнозируемый объем спроса и предложения товаров;
• уровень конкуренции на рынке;
• уровень и характер риска;
• прогнозируемая доходность (убыточность) организации;
• уровень стабильности внешних и внутренних факторов и другие.
На основании определенных СЗХ формируются возможные варианты стратегических решений и осуществляется выбор рационального варианта по схеме, приведенной на рис. 3.1.