Стратегии развития и продвижения товаров

Раздел 2: «Формирование стратегических альтернатив

Литература

Контрольные вопросы

Ключевые слова

· планирование

· стратегия

· система

· процесс

· прогноз

· программа

· проект

· субъект регулирования

· методология планирования

· социальность

· вариантность

· системность

· власть

· органы власти

 

1. Актуальность социально-экономического планирования.

2. Сущность и особенности территориального планирования.

3. Содержание процесса планирования.

4. Классификация видов планирования.

5. Научно-методические принципы планирования.

6. Нормативный и балансовый методы формирования плано­вых решений.

7. Классификация плановых показателей.

8. Схема организации планирования в СССР.

9. Схема организации планирования в Российской Федерации.

10. Принципиальная схема программы развития города (муни­ципального образования).

11. Этапы формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования.

12. Структура программы социально-экономического развития города.

13. Основные принципы и условия формирования программы развития города и городского хозяйства.

14. Механизм реализации программы социально-экономического развития города.

1. Рохчин В. Е., Чекалин В. С. Региональное и муниципальное плани­рование. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.

2. Стратегическое планирование: Учебник / Под ред. Уткина. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998.

3. Общий менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. М: ИПФРА-М, 1999.

 

и выбор стратегии организации»

План лекций 2 раздела:

 

1. Формирование стратегических альтернатив и выбор стратегии организации

2. Классификация стратегии

3. Оценка и корректировка стратегии

 

 

Лекция на тему:

«Формирование и выбор стратегических альтернатив»

После рассмотрения и оценки вариантов стратегических альтернатив необходимо выбрать наилучшее решение. Отбор стратегического варианта должен производиться с учетом важнейших факторов, наличия ресурсов и принятого критерия.

В составе учитываемых факторов особую значимость имеют:

• допустимая степень риска;

• возможная реакция конкурентов;

• фактор времени (благоприятный период или нет) и ряд других.

В качестве ресурсов рассматриваются финансовые, матери­ально-технические и трудовые. Финансовые ресурсы подразде­ляются на собственные и заемные.

Критерием служит прогнозируемый эффект от реализации стратегии.

Процедура выбора

Существуют различные методы выбора стратегии. Наиболее широко применяется метод, разработанный Вoston Consulting group (ВСG). Данный метод положен в основу предлагаемой процедуры выбора наилучшего стратегического решения,

Суть данной процедуры заключается в оценке предложенных вариантов стратегии и определении наилучшей позиции фирмы с учетом параметров рынка.

Процедура выбора состоит из следующих этапов:

• Оценка привлекательности рынка (см. табл. 3.1 и 3.2)

• Оценка позиции фирмы на рынке (см. табл.3.3)

Оценка привлекательности рынка

Оценка привлекательности рынка проводится на основе таких важнейших характеристик, как объем рынка, степень доходности, уровень конкуренции и других. Оценка уровня организации в результате реализации вариантов стратегии оценивается по форме табл. 3.2.

Таблица 3.1

Оценка рыночных характеристик

 

Факторы Вес, % Уровень Итоговая оценка (базовая) Оценка по вариантам стратегии
             
1. Объем рынка 2. Средняя доходность 3. Уровень конкуренции 4. Трудность входа и выхода                
Итого - y У1 У2 УЗ У4 У 5

 

 

Таблица 3.2

Оценка уровня организации

 

Факторы Вес, % Уровень Итоговая оценка (базовая) Оценка организации по вариантам
             
1. Доля рынка, % 2. Цена товара, руб. 3. Качество товара, баллы 4. Доходность 5. Менеджмент                
Итого - y У1 У2 УЗ У4 У 5

 

Определение положения фирмы на рынке

 

Привлекательность стратегических зон хозяйствования оценивается по схеме (рис. 3.3).

Определение положения фирмы на рынке (табл. 3.3) прово­дится на базе Матрица Бостонской группы (ВСС). При этом учи­тываются два важнейших показателя: потенциал рынка (рост объема спроса) и устойчивость организации (доля рынка).

Таблица 3.3

Определение положения организации на рынке товаров и услуг

(Бостонская матрица)

 

 

    Доля рынка
  1. Высокая 2. Низкая
Потенциал рынка (рост спроса)     1. Высокий 1.1 ЗВЕЗДА 1.2 ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ
2. Низкий 2.1 ДОЙНАЯ КОРОВА 2.2 ПАРШИВЫЙ ПЕС

 

В результате определении позиции организации на всех трех этапах разработки стратегии составляется итоговая таблица, оп­ределяющая объективное положение организации в настоящем и возможности ее развития по вариантам стратегии (табл. 3.4). Наилучшая стратегия определяется по критерию минимума рангов. В данном примере наилучшие позиции имеет первый ва­риант стратегии.

Таблица 3.4

Выбор варианта стратегии (пример)

 

 

 

 

Критерий min рангов Вариант Парамегры Ранг
1. Привлека­тельность рынка 2. Этап жизненного цикла 3. Позиция фирмы
База Б Б Б Б

Лекция на тему:

«Классификация стратегии»

Основная задача, решаемая в процессе выработки стратегии развития организации, состоит в активизации ее сильных пози­ций и ограничении слабых сторон с тем, чтобы адекватно реаги­ровать на изменения внешней среды и максимально полно ис­пользовать имеющиеся ресурсы. Но стратегии могут быть самы­ми различными и значительно отличаться друг от друга. Поэтому важно рассмотреть классификацию стратегий с тем, чтобы учесть всю полноту возможных стратегических решений в любой ситуа­ции и изменения внешних или внутренних факторов.

В стратегическом менеджменте различают следующие виды стратегий: базовые, охватывающие все вопросы развития организации, и частные, касающиеся тех или иных аспектов их деятельности, стратегии роста и стабилизации, стратегии про­движения на рынок и конкурентной борьбы, стратегии направ­ления развития организации и другие. Исходя из этих сообра­жений и строится классификация стратегических решений. Важнейшими признаками классификации являются следую­щие: объект рассмотрения, стратегическая функция, направле­ние развития организации, характер поведения на рынке, пути продвижения товара на рынок, способ конкурентной борьбы. Более подробно классификация стратегий рассматривается в табл. 3.1.

Помимо перечисленных вариантов стратегий, на практике нередко встречаются различные сочетания стратегических под­ходов, чем обеспечивается более гибкое реагирование на измене­ние внешних условий хозяйствования и внутренних возможно­стей организации.

Таблица 3.1

Классификация стратегий

 

Признак классификации   Виды стратегий
1. Объект рассмотрения     2. Выполняемая функция     3. Направление развития организации     4. Характер поведения на рынке     5. Способ продвижения товара на рынок     6. Способ конкурентной борьбы 1.1 Общая стратегия 1.2 Частные стратегии, для структурных звеньев или конкретных сфер деятельности   2.1 Стратегии сбыта 2.2 Продуктовые стратегии 2.3 Инновационные стратегии 2.4 Инвестиционные стратегии 2.5 Финансовые стратегии 2.6 Кадровые стратегии   3.1 Стратегия роста 3.2 Стратегия стабилизации 3.3 Стратегия свертывания   4.1 Стратегия наступления 4.2 Стратегия защиты   5.1 Стратегия проникновения 5.2 Стратегия расширения границ рынка 5.3 Стратегия совершенствования товара 5.4 Стратегия диверсификации 5.5 Стратегия интеграции   6.1 Ценовая стратегия 6.2 Стратегия дифференциации 6.3 Стратегия концентрации

 

 

Основными стратегиями развития служат стратегии роста, стабилизации и свертывания деятельности организации.

Стратегия роста заключается в широком использовании возможностей фирмы для расширения своей деятельности. Она используется при наличии благоприятных факторов внешней среды и наличии ресурсов для поддержания заданного роста. В процессе использования данной стратегии целесообразно периодическое повышение уровня целевых показателей, например, объема реализации продукции, размера оборота, величины прибыли и других. Стратегия роста применяется в следующих случаях:

• в динамично развивающихся отраслях и сферах деятельно­сти при использо-вании современных технологий и нововведений;

• в неустойчивых сферах, где отсутствие быстрого роста может привести к банкротству.

Необходимо различать два вида роста: долгосрочный и краткосрочный. В стратегическом управлении чаще рассматри­ваются возможности долгосрочного роста.

Стратегии роста целесообразно рассматривать в сочетании со стратегиями продвижения товаров на рынок. Перечень наибо­лее устойчивых сочетаний стратегических подходов приведен в табл. 3.1.

Стратегия стабилизации или ограниченного роста представ­ляет собой стратегический курс на упрочение позиций организации на рынке и состоит в уточнении целей без их существенного пере­смотра для снижения риска. Данная стратегия применяется в ус­тойчивых отраслях и сферах деятельности со сложившейся техно­логией при позитивных результатах деятельности организации.

Таблица 3.1

Основные направления стратегий роста и продвижения товаров

Интенсивный рост Интеграционный рост Диверсификация
1. Глубокое внедрение на рынок (концентрация в данном сегменте) 2. Расширение границ рынка (старый товар на новом рынке) 3. Совершенствование товара (новый товар на старом рынке) 1. Интеграция назад (к поставщику)   2. Интеграция вперед (в сторон сбыта   3. Горизонтальная интеграция (объединение фирм) 1. Аналогичные товары в новых отраслях   2. Новые товары на новых рынках     3. Абсолютно новые направления деятельности

 

Стратегия свертывания (сокращения) представляет собой существенное снижение объемов деятельности в связи с ухудше­нием конъюнктуры на рынке или ослаблением позиции органи­зации путем ликвидации организации, отсечения лишнего, пере­ориентации и другие.