Решений

Раздел 3: « Методы формирования и принятия управленческих

Литература

Контрольные вопросы

1. Понятие внешней среды организации.

2. Состав факторов внешней среды общего воздействия.

3. Содержание экономических факторов внешней среды.

4. Содержание рыночных и конкурентных факторов внешней среды.

5. Содержание социальных факторов внешней среды.

6. Оценка влияния факторов внешней среды на положение ор­ганизации.

7. Содержание факторов внешней среды.

8. Основные направления анализа достигнутого уровня разви­тия организации.

9. Оценка потенциальных возможностей организации.

10. Оценка достигнутого уровня организации.

11. Сравнительная оценка положения организации и конкурен­тов в рыночной среде.

 

1. ВиханскийО. С.Стратегический менеджмент: Учебник. М., 1999.

2. Общийменеджмент: Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Ка­занцева.

М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управле­ния: Учеб. пособие. М: Маркетинг, 1998.

4. Фатхутдинов Р. А.Стратегический менеджмент: Учебник для ву­зов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1999.

 

План лекций 3 раздела:

 

1.Содержание процесса формирования решений

2.Классификация решений

3.Методы принятия управленческих решений

4.Оценка и корректировка решений

 

Лекция на тему:

«Содержание процесса формирования решений»

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления. А тем более руководителями – теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг организации на рынке, формирования рациональных организацион­ных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений на предприятии.

На уровне предприятий ГХ и их объединений число документаль­но оформленных решений достигает в среднем трехсот в год, на более высоких уровнях их значительно больше. Выборочный анализ показывает, что четвертую часть всех решений (до 25%). Анализ ситуации в организации и вне ее позволяют выявить проблемы. Разрешение проблем организации базируется на некоторых принципах.

Основные принципы успешного решения проблемы:

- решения проблем должны быть сориентированы на пози­тивные конечные результаты, как в интересах организации, так и по­требителей;

- разработка решения не должна ограничиваться одним вариантом;

- технология разработки должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений;

- учет вероятностного характера наступления социально-экономических событий;

- использование комплексной оценки эффективности каж­дого из вариантов решения;

- применение современной компьютерной техники;

- рациональное сочетание труда лица, принимающего ре­шения (ЛПР), и других работников;

-формулировка проблем, разработка и выбор решения должны концентрироваться на том уровне, где для этого имеется необходимая информация;

- при разработке решений, сложных по содержанию и дол­говременных по подготовке, целесообразно применение прин­ципа планирования;

- гибкое использование наиболее рациональных органи­зационных форм разработки решения: индивидуальные, группо­вые, коллективные, коллегиальные, целевые межфункциональ­ные группы, матричные структуры.

Особенности в организации разработки решений появля­ются в зависимости от ряда факторов: иерархического уровня в системе управления предприятия (участок, бригада, цех, пред­приятие, объединение, министерство); типа решаемых задач (новаторские, рутинные, оперативные, перспективные, опреде­ленные, рискованные и т. д.); применяемых методов разработки решения; степени использования технических средств, матема­тического аппарата и других.

Теория принятия решений ориентируется на разработку и поиск оптимальных результатов по достаточно сложным про­блемам, со значительным количеством связей и зависимостей, ограничений и вариантов решений. Методологической базой разрешения подобных проблем выступает системный подход, предполагающий определенную логику действий. По существу, он представляет собой основу изучения и упорядочения рас­сматриваемой проблемы для последующего решения, как с применением экономико-математических методов и вычисли­тельной техники, так и в ручном режиме работы можно было не принимать из-за их неисполнимости. Происхо­дит это по самым разным причинам: нелепости целей, сложно­сти контроля, «обтекаемости» принимаемых мер, отсутствия, сроков выполнения, закрепляемости ответственности за кон­кретными лицами. По существу отмеченное свидетельствует о браке в управленческой деятельности, порождающем серьез­ные экономические и социальные последствия (упущенную воз­можность, нерациональные затраты времени и средств, безот­ветственность, снижение трудовой активности, разложение здо­рового психологического климата в коллективах). Поэтому орга­низация глубокой проработки управленческих решений, гра­мотное оформление и соблюдение методологических принци­пов проведения этой работы приобретают особую актуальность.

Проблема принятия решений носит фундаментальный ха­рактер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, Поскольку выбор способа действий - это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психо­логического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.

Содержание понятия «решение» по своему интерпретирует­ся в разных областях знаний.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения.

С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы.

Под ре­шением же понимается: 1.Элемент множества возможных альтернатив; 2. Нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;

3.Устные или письменные распоряжения необходимости вы­полнения конкретного действия, операции, процесса;

4.Регламентируемая последовательность действий для дос­тижения поставленной цели;

5.Нечто, отражающее осуществление поставленной цели (ма­териальный объект, число, показатель и др.);

6. Реакция на раздражитель.

 

В экономической литературе понятие "решение" также не­однозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает вре­менной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Реше­ние как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов пове­дения ЛПР (лица, принимающего решение).

Авторы работ по менеджменту в определение понятия "управленческое решение" включают организационные, психо­логические аспекты, положения общей теории принятия реше­ний. Так, управленческое решение формулируется как:

-продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;

-выбор определенного курса действий из возможных вари­антов;

-выбор предварительно осмысленной цели, средств и мето­дов ее достижения;

-выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Представляется наиболее удачным в комплексе, учитываю­щем отдельные аспекты управленческого решения, следующее опре­деление.

Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу дея­тельности коллектива по эффективному разрешению на­зревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа инфор­мации о ее состоянии.

Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, соци­альный, информационный, экономический.

Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей, мотивирующей, свидетельствующих о мно­гогранности данного понятия.

Функции решений таковы:

1. Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия. Од­новременно решения являются направляющей основой для реа­лизации общих функций управления - планирования, организа­ции, контроля, мотивации, которые реализуются через посред­ство решений.

2. Координирующая функция решений отражается в необходимо­сти согласования действий исполнителей для реализации ре­шений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

3. Мотивирующая функция решений реализуется через систе­му организационных мер (приказы, постановления, распоряже­ния), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого решения в значи­тельной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Важно социальное содержание выбранного способа дейст­вий, так как оно отражается на жизни менеджера, всех, кто с ним работает, то есть на интересе организации, коллектива. Не всякое экономически выгодное решение может быть эффектив­ным в социальном плане. Примером тому может служить реше­ние о росте производительности труда, сопряженное с наруше­нием техники безопасности, ухудшением условий труда рабо­тающих. В связи с этим чувство ответственности не должно по­кидать руководителя при выборе окончательной альтернативы. Просчет функционального исполнителя в аппарате управления (например, экономиста при определении нормы выработки для рабочего) имеет частный характер, ошибка руководителя при принятии решений является своего рода браком и отражается на результатах работы, политике предприятия в целом, а в крайних случаях может привести к банкротству, потере рабочих мест, иметь глубокие социальные последствия.