Ключевые слова

Литература

Контрольные вопросы

Ключевые слова

· субъект управления

· объект управления

· целеполагание

· миссия

· учет

· прогнозирование

· концепция

· альтернатива

· стратегия

1. Сравнительные характеристики понятий «управление» и «менеджмент».

2. Схема кибернетического контура управления и содержание основных управленческих функций.

3. Сущность стратегического управления.

4. Миссия как важнейшая цель в системе стратегического управления.

5. Классификация и требования к целям стратегии.

6. «Дерево целей» и его роль в системе управления городским хозяйством.

7. Проблемы и проблемные ситуации в управлении городским хозяйством.

8. Основные этапы принятия решений в области управления городским хозяйством.

9. Классификация методов (рычагов) управления городским хозяйством.

10. Экономические рычаги управления (регулирования) го­родским хозяйством и особенности их применения на уровне ор­ганизации.

11. Концепция стратегического менеджмента и ее состав.

12. Содержание процесса стратегического управления, основ­ные этапы форми-рования и реализации стратегии.

 

1. Менеджменторганизации: Учеб. пособие / Под ред. Румян­цевой и др. М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Общий менеджмент: Дайджест учеб. курса / Под ред. Казан­цева. М: ИНФРА-М, 1999.

3. Вгаанский О. С. Стратегический менеджмент: Учеб., М.: Гардарики, 1999.

4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. Учебник для ву­зов. М: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1999.

Раздел 2: «Анализ внешних и внутренних факторов стратегии»

План лекций 2 раздела:

 

1. Характеристика внешней среды организации.

2.Оценка воздействия факторов внешней среды на функциониро­вание организации.

3. Анализ уровня развития и потенциальных возможностей орга­низации.

 

Лекция на тему:

«Характеристика внешней среды организации»

 

Анализ внешних и внутренних условий функционирования системы необходим для выявления потенциальных возможностей и угроз деятельности организации и ее способности к адаптации в условиях изменяющейся ситуации на рынке.

Внешняя среда организации включает в себя факторы обще­го воздействия и совокупность контактных структур (рис. 2.1).

 

 

 

Рис. 2.1 Факторы воздействия внешней среды организации

 

Факторы внешней среды общего воздействия:

• экономические - отражают макроэкономические процес­сы и тенденции на уровне страны, региона, города;

• рыночные - отражают уровень спроса и предложения на соответствующих рынках и в конкретных сегментах;

• конкурентные - отражают позиции конкурентов на рас­сматриваемых рынках и сегментах;

• технологические (инновационные) - отражают достигнутый уровень и потенциальные возможности развития технологии, техники, методов управления и других нововведений.

• политические - отражают политическую ситуацию в стране, регионе, городе;

• социальные - отражают уровень социально-культурного раз­вития и поведения на рынке всех участников хозяйственной дея­тельности, включая принятые установки, жизненные ценности и традиции поведения, хозяйственную культуру и другие аспекты;

• международные - отражают международные процессы, имеющие отношение к организации.

Помимо факторов общего воздействия, на принятие управ­ленческих решений оказывает непосредственное влияние дея­тельность контактных структур, включая конкурентов, органы власти и управления, общественные организации, представляющие интересы потребителей (союз потребителей), по­ставщиков, финансовых и страховых организаций, налоговых ор­ганов и других.

Поэтому выработку стратегии на уровне системы городского хозяйства и на уровне конкретных организаций необходимо осуществлять как с изучения факторов общего воздействия, так и с учетом функционирования контактных структур.

Рассмотрим характеристику общих факторов внешней сре­ды более подробно.

Группа экономических факторов отражает влияние обще­экономических условий на возможности функционирования и развития системы. К таким условиям относится экономическая ситуация в стране и особенности экономического развития в ре­гионе или городе. Для структур городского хозяйства особую значимость имеют: состояние федерального, регионального и ме­стного бюджетов, уровень инфляции, ставка рефинансирования, устанавливаемая Центробанком России, возможности кредитования, уровень налогообложения, возможности формирования и обеспечения государственных и муниципальных программ, ре­шение проблем собственности, содержание процесса приватизации и управления имуществом, состояние законотворческой и нормативно-правовой деятельности и ряд других. Совокупность экономических факторов оказывает решающее значение на дея­тельность организаций городского хозяйства, включая цены энер­гоносителей, условия получения кратко- и долгосрочных кредитов, надежность банковского счета, возможности привлечения инвести­ций, текущую платежеспособность, наличие городских заказов, участие в государственных и муниципальных программах и т. д.

Отдельно рассматривается влияние группы рыночных фак­торов, которые имеют экономическую природу, по ввиду их важ­ности и специфичности выделены в отдельную группу. Они за­трагивают вопросы спроса и предложения на конкретных товар­ных рынках в сфере деятельности организации. При этом оцени­вается насыщенность и развитость рынка, возможности производи­телей и покупателей, определяется эластичность спроса и пред­ложения, осуществляются прогнозные оценки развития рыночной конъюнктуры.

Тесно связана с исследованиями рынка группа конкурент­ных факторов. Определение конкурентных позиций организации и альтернативных структур рассматривается в тесной взаимосвя­зи с общеэкономическими и рыночными условиями. Определя­ются позиции конкурентов как производителей товаров и услуг и как потребителей товаров. Выявляются приоритеты развития конкурентных организаций в современных условиях и на пер­спективный период, уточняются поставленные цели и решаемые задачи, оцениваются их ресурсные возможности, изучается уро­вень менеджмента и кадрового потенциала.

Группа инновационных факторов рассматривается с точки зрения достигнутого уровня и возможностей использования но­вой техники и технологий, а также эффективных методов органи­зации производства и труда. Все новации рассматриваются с по­зиций ожидаемых затрат и результатов, с учетом новых возмож­ностей и уровня риска.

Оценка политических факторов предусматривает анализ общеполитической ситуации на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом оценивается политическая стабиль­ность, рассматривается уровень обеспечения прав частной, кол­лективной и муниципальной собственности, свободы предпринимательской деятельности, отношения государства, региональных и местных властей к своим обязательствам, готовность про­явления политической воли при решении актуальных экономических и социальных проблем.

Изучение международных факторов включает в себя оценку возможностей развития международных отношений, поведения государства по отношению к зарубежным партнерам, наличия конкурентов и потребителей на международном и внутреннем рынках, возможностей расширения экспортно-импортных опера­ций и другие аспекты. И хотя для организаций городского хозяй­ства эта группа факторов не столь значима, как в экспортно-импортных отраслях, но и здесь сфера взаимодействия с зару­бежными партнерами постепенно расширяется. Поэтому учет и адекватная оценка международных взаимосвязей представляется необходимым элементом выработки стратегии.

Особо следует отметить группу социально-культурных фак­торов, которые представляют собой совокупность социокультурных ценностей, установок и традиций, во многом определяющих стратегическую позицию организации. Речь, прежде всего, идет о нормах поведения потребителей товаров и услуг с учетом специ­фики деятельности в городском хозяйстве. Так, большинство на­селения считает нормой низкую плату за жилищно-коммунальные услуги и любые повышения тарифов встречают негативно, даже если они вызваны объективными обстоятельствами. Далее следует учитывать установки работников сферы городского хо­зяйства, стиль поведения властных и контролирующих органов и т.п. Эти установки выражаются в отношении к выполнению своих повседневных обязанностей, взятым на себя обязательствам, взаимоотношению с потребителями и т. п.

Для учета всех перечисленных факторов возникает необхо­димость поиска информации. Основными источниками информа­ции служат: статистические данные, рабочие материалы, нормативно-справочная и специальная литература, материалы конфе­ренций, совещаний и семинаров, текущие публикации, информа­ция в сети Интернет и другие.

 

Лекция на тему:

«Оценка воздействия факторов внешней среды на функционирование организации»

 

Дня оценки воздействия факторов внешней среды на принятие стратегических решений целесообразно упорядочить данный про­цесс и свести полученные результаты в табл. 2.1, 2.2.

В табл. 2.1 приведена количественная оценка влияния фак­торов внешней среды на положение организации.

Таблица 2.1

Оценка влияния факторов внешней среды на положение организации

Факторы Значимость факторов, % Уровень влияния факторов, баллы Степень воздействия, баллы
1. Экономические 2. Рыночные 3. Конкурентные 4. Технологические 5. Политические 6. Социальные 7. Международные      
Итого    

 

Значимость факторов оценивается разработчиками страте­гии с учетом важности рассматриваемых групп факторов на кон­кретных рынках. Уровень влияния факторов оценивается в бал­лах по принятой методике. В частности, может быть использова­на следующая пятибалльная система:

1 балл - негативное влияние;

2 балла - скорее негативное влияние;

3 балла - нейтральное влияние;

4 балла - скорее положительное влияние;

5 баллов - благоприятное влияние.

 

Таблица 2.2

Оценка позитивных и негативных факторов внешней среды

 

Группа факторов Позитивные Негативные
1. Экономические 2. Рыночные 3. Конкурентные 4. Технологические 5. Политические 6. Социальные 7. Международные    

 

В табл. 2.2 эти факторы рассматриваются качественно с указанием позитивных и негативных параметров. К примеру, к позитивным экономическим факторам можно отнести положительную динамику таких макроэкономических показателей, как рост валового внутреннего продукта и объема производства, снижение безработицы, сокращение инфляции, а к негативным - значительную величину внешнего и внутреннего долга, сырьевую направленность экспорта, высокую ставку процента за кредит и другие.

К позитивным рыночным факторам можно отнести высокий устойчивый спрос на соответствующие виды товаров или услуг, а также ограниченное предложение товарной массы, что обуславливает благоприятные возможности вхождения на соответствующий рынок. Негативными факторами будут являться ограниченный размер платежеспособного спроса и высокое, товарное предло-жение, ведущие к необходимости значительных средств и усилий по внедрению на рынок и стимулированию его развития.

Заполнение указанных форм позволит обосновать и получить комплексную итоговую оценку влияния факторов внешней среды на деятельность организации.

 

Лекция на тему:

«Анализ уровня развития и потенциальных возможностей организации»

 

Выработка стратегии невозможна без объективной оценки достигнутого уровня развития и потенциала организации. Для этого проводится управленческое обследование, т. е. диагноз внутренних возможностей системы. Основными направлениями анализа служат: маркетинговая деятельность, финансово-учетная, производственно-сбытовая, кадровая, оценка социально-культур­ного имиджа организации и другие. Рассмотрим важнейшие на­правления и показатели анализа уровня развития и возможностей организации.

Маркетинговая деятельность:

В процессе анализа маркетинговой деятельности определя­ется уровень конкурентоспособности фирмы и возможности его повышения. При этом дается количественная оценка следующих показателей:

• доля рынка и характеристика сегмента, занимаемая орга­низацией (доля может быть и небольшой, но устойчивой);

• ассортимент и качество товаров (услуг);

• демографическая статистика потребителей, включая их структуру, уровень доходов, квалификацию и возрастной состав и др.;

• разработка новых товаров и услуг;

• предпродажное и послепродажное обслуживание;

• эффективность сбыта и продвижения товаров, рекламы;

• оценка эффективности использования ресурсов организации;

• взаимосвязь затрат и результатов деятельности.

Финансово-учетный анализ:

Проводится анализ финансово-учетных операций и оцени­вается финансовое положение организации. Определяются ис­точники финансовых ресурсов, направляемых на развитие орга­низации, механизмы их привлечения и каналы прохождения. Оценивается состояние бухучета и финансовой отчетности орга­низации.

Анализ производственно-сбытовой деятельности:

Проводится оценка производственно-сбытовой деятельности организации и выявляются резервы ее улучшения. При этом оцениваются следующие характеристики:

• уровень издержек на производство и реализацию продукции и оценка возможности их снижения;

• степень использования современных материалов и энергетических систем;

• инженерная оценка используемых технологий и оборудования;

• контроль за наличием и движением материальных запасов и организацией поставок;

• оценка производственно-сбытовых возможностей реали­зации продукции на новые товарные рынки;

• оценка качества продукции и эффективности системы контроля качества;

• оценка уровня планирования и организации производст­венного процесса.

Анализ трудовых ресурсов и персонального менеджмента:

Возможности организации могут быть выявлены в процессе анализа трудовых ресурсов и эффективности их использования.

При этом рекомендуется определять следующие характеристики:

• компетентность и уровень подготовки специалистов;

• эффективность системы мотивации работников;

• наличие процесса преемственности руководителей и спе­циалистов;

• эффективность системы повышения квалификации и пе­реподготовки работ-ников;

• наличие системы оценки работы персонала и ее эффек­тивность;

• оценка эффективности организационной структуры управ­ления организации и степени использования персонала.

Социально-культурный имидж организации:

Важнейшей стороной анализа возможностей организации является определение ее социально-культурного имиджа в глазах потребителей. Эта сфера анализа пока еще недостаточно разработана, но необходимость ее проведения определяется значением социально-культурного образа фирмы для потребителей и кон­тактных организаций. Имидж организации существенно влияет на результирующие показатели деятельности организации.

Для этого проводится подробное изучение внутренней куль­туры деятельности организации и прослеживаются ее внешние контакты, в первую очередь с потребителями. Изучается характер взаимоотношений в коллективе организации, определяется пси­хологический климат и возможности его улучшения.

В результате анализа выявляются сильные и слабые стороны организации и степень ее соответствия внешней среде. Если по­лученные выводы неудовлетворительны, то необходимо прове­дение существенных преобразований с целью эффективного ис­пользования всех имеющихся ресурсов и возможностей.

Обобщенную оценку потенциала организации целесообраз­но проводить по характеристикам, приведенным в табл. 2.1.

Итоги анализа достигнутого уровня развития деятельности и потенциала организации количественно оцениваются по табл. 2.2, 2.3.

Таблица 2.1 Оценка потенциала организации

 

Элемент потенциала Характеристика потенциала
Товар   Производство     Исследования и разработки Сбыт   Персонал   Финансы Назначение, качество, рекламное продвижение, ста­дия жизненного цикла и оформление товара Структура и техническое оснащение производствен­ной системы, уровень модернизации, гибкость произ­водства, качество производственного планирования Интенсивность использования НИОКР, новые техно­логии, техники, возможности кооперации Эффективность работы службы сбыта, концепция рекламы, обслуживание клиентов Возрастная структура, способности, уровень образо­вания, мотивация и психологический климат Доля собственного капитала, финансовые результаты, возможности паевого финансирования, возможности внешнего финансирования

Таблица 2.2

Оценка достигнутого уровня организации

 

Показатели Значимость показателя, % Уровень организации, баллы Итоговый уровень, баллы Потенциал организации, баллы
Доля на рынке Цена товара Качество товара Финансовое положение Уровень производства Уровень сбыта, рекламы Уровень менеджмента Прочие        
Итого        

Таблица 2.3

Сравнительная таблица положения организации и конкурентов

 

Показатели Достигнутый уровень организации Средний уровень на рынке Позиции конкурентов
№1 №2 №3
Доля на рынке Цена товара Качество товара Финансовое положение Уровень производства Уровень сбыта, рекламы Уровень менеджмента Прочие          
Итого          

 

Отметим, что при оценке достигнутого уровня развития ор­ганизации целесообразно рассчитывать значение важнейших па­раметров в натуральных и относительных величинах. Так, пока­затель доли, занимаемой организацией на данном рынке, может быть оценен количественно в процентах и в баллах по принятой шкале измерения. При конкретных расчетах рекомендуется поль­зоваться единой шкалой относительной оценки для сопоставимости, результатов.

То же касается и других показателей, оцени­вающих достигнутый уровень организации.

Оценка потенциала организации проводится по аналогичной схеме с учетом максимальных возможностей использования имеющихся ресурсов в конкретных условиях воздействия внеш­ней среды (см. табл. 2.2).

Важное значение для реальной оценки позиции организации на рынке является сопоставительный анализ достигнутых резуль­татов с позициями основных конкурентов, а также со средними условиями рыночной конъюнктуры. При этом необходимо не только учитывать действующих конкурентов, но и потенциально возможных, так как разработка стратегии предполагает прогно­зирование ситуации (см. табл. 2.3).

 

· система

· внешняя среда

· организация

· фактор

· анализ

· уровень организации

· потенциал организации

· рыночная среда