Научные основы и методы стратегического управления

Часть I

Раздел 1: «Методология и процесс стратегического управления»

План лекций 1 раздела:

1. Понятие и роль стратегического управления.

2. Цели и функции стратегического управления.

3. Общая концепция и процесс стратегического менеджмента.

 

Лекция на тему:

«Понятие и роль стратегического управления»

 

В соответствии с действующей теорией под управлением понимается процесс воздействия субъекта управления на объект с помощью прямых и обратных связей (рис. 1.1).

Прямые связи представляют собой совокупность средств воздействия субъекта управления па объект, включая управляющие сигналы и механизмы их реализации, а обратные связи - ин­формационные каналы, по которым передается информация о функционировании объекта и об его реакции на управленческие решения.

Процесс управления происходит в трех сферах: неживой природе, технических и социально-экономических системах. В данной работе рассмат-ривается социально-экономическая сфера в области развития городов и город-ского хозяйства.

Важным аспектом методологии управления является изучение управлен-ческих функций. Функции управления определяют типичное содержание различных видов управленческих решений, которые характеризуются однород-ностью целей, действий и способов места их реализации. Они определяют общие задачи и на­правления управленческой деятельности.

Рис. 1.1 Схема управления с прямыми и обратными взаимосвязями

 

Существуют различные концепции управления (менеджмен­та), которые существенно отличаются по составу и содержанию управленческих функций. При рассмотрении функций управления городским хозяйством будем исходить из наиболее общего подхода.

 

Итак, важнейшими функциями управления городским хо­зяйством служат: прогнозирование и планирование, организация и регулирование, контроль и анализ, а также такие функции, как целеполагание, мотивация, делегирование прав и некоторые дру­гие, которые тесно взаимосвязаны с вышеперечисленными базо­выми функциями и являются условием их реализации.

Содержание управленческих функций приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Содержание основных функций управления городским хозяйством

 

Виды управленческих функций Содержание функций управления
Прогнозирование     Планирование и программи­рование   Организация     Регулирование     Контроль и анализ Формирование и сопоставление воз­можных вариантов развития объекта управления   Определение целей развития городско­го хозяйства и путей их достижения   Формирование организационных процедур управленческого процесса   Поддержание функционирования управленческой системы в заданном режиме   Оценка состояния объекта управления и информационное обеспечение управленческого процесса  

 

 

Кибернетическая теория управления изучает наиболее общие законы управления в любой сфере деятельности, исключая и социально-экономические процессы. В соответствии с ней указанные выше функции управления целесообразно представить в виде контура управления (рис.1.2).

 

В соответствии с данной схемой задающий блок определяет план или программу действий, которая служит основой для при­нятия конкретных управленческих решений регулирующим бло­ком. Регулирование деятельности объекта поддерживается с по­мощью экономико-правовых и организационно-распорядитель­ных рычагов управления. Информация о реакции объекта управ­ления поступает в блок контроля, в котором информационные материалы обрабатываются и поступают в аналитический блок, где происходит их глубокая аналитическая проработка, осущест­вляется прогнозирование и формулируются предложения для корректировки выбранного курса и направлений его реализации. Подготовленные аналитические материалы поступают в задаю­щий и регулирующий блоки, т. е. структуры, ответственные за принятие стратегических и текущих управленческих решений. В результате формируются два взаимосвязанных контура: контур регулирования - Р-О-К-А-Р и контур управления - 3-Р-О-К-А-З.

 

 

Рис. 1.2 Схема контура управления

 

 

В составе данного контура рассматриваются следующие элементы:

• З - задающий блок, выполняющий функции планирова­ния; формирует программу действия для системы управления в целом;

• Р - регулирующий блок, выполняющий функции регули­рования (координации); поддержания функционирования систе­мы в заданном режиме;

• О - объект регулирования, в качестве которого выступает муниципальное хозяйство;

• К - блок контроля, выполняющий функции сбора и пер­вичной обработки информации о функционировании объекта управления;

• А - блок анализа, обеспечивающий аналитическую обра­ботку информационных потоков и прогнозирование ситуации.

 

Таким образом, управление - это процесс принятия и реали­зации стратегических и тактических решений с заданной целью и с учетом факторов внешней среды и потенциальных возможно­стей системы.

Менеджмент (management) - это управление в сфере хозяй­ственной деятельности. Чаще всего этот термин используется в русском языке для обозначения процесса управления на уровне организации (фирмы).

Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент, административное управление, фи­нансовый менеджмент, производ-ственный (хозяйственный) ме­неджмент и другие. Одним из важнейших видов менеджмента является стратегический менеджмент (стратегическое управление). Его роль особенно повышается в современных условиях, когда активно происходит формирование рыночных конкурентных отношений в различных сферах хозяйственной жизни, вклю­чая городское хозяйство.

Стратегическое управление - это важнейший вид управ­ленческого процесса в социально-экономической сфере. Суть стратегического управления состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внеш­ней среды и имеющихся ресурсов. Другими словами, стратегический менеджмент представляет собой процесс выбора приоритетных сегментов рынка и путей (средств) их достижения.

В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы развития системы: Что? Как? И для кого?Это означает, что надо определить сферу применения своих усилий и оценить целесообразность того или иного вида деятельности в соответствующем сегменте рынка. Далее необходимо обосновать способ организации выбранного дела, исключая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые тех­нологии, технические средства и т. п. Продумать механизм рас­пределения результатов деятельности между всеми участниками управленческого процесса и, в частности, обосновать распреде­ление доходов между сферой накопления и потребления. Отме­тим, что в условиях свободного или относительно свободного рынка стратегические вопросы определения курса организации решаются в зависимости от складывающихся рыночных параметров. На централизованно регулируемом рынке приоритетные сферы деятельности задают властные органы управления, но спо­соб выделения приоритетных сфер должен быть преимущественно экономический, а не административный, т. е. должен быть ос­нован на стимулах, а не на принуждении.

Стратегия- это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегиябыл известен еще в древности и применялся для управления войсками (strategos - ис­кусство управления войсками в бою со времен Александра Маке­донского). В настоящее время вопросы стратегического управле­ния стоят перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления.

Основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации. Рассмотрим их последовательно в сле­дующих вопросах.

 

Лекция на тему:

«Цели и функции стратегического управления»

Одной из главных задач управления является определение целей, ради достижения которых функционирует и развивается хозяйственная деятельность в муниципальном образовании.

Целеполагание - это исходный момент и важнейший этап в процессе управления, который имеет особое значение на стадии разработки и реализации стратегий. От правильности формули­ровки целей зависит эффективность формирования системы управления в целом, т. е. выбор важнейших задач, принципов, направлений развития и принятие конкретных управленческих решений.

Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой систе­мы. В литературе она называется по-разному: политика фирмы, философия организации, миссия. Применительно к управлению го­родским хозяйством будем использовать термин «миссия».

Миссия- это важнейшая цель управления в любой сфере деятельности, которая определяет его предназначение, принципы организации и направленность действий.

В административной экономике определение миссии на уровне территориальных образовании и конкретных организаций не требовалооь и даже запрещалось, так как целевую функцию для каждой территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.

От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию (например, Мак Дональдс, Майкрософт, Кодак и другие). Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применителыю к управлению городским хозяйством миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций.

Структура миссии должна отразить следующие элементы стратегии: товар, цена, технология, структура управления, сбыт, реклама, потребители, имидж организации.

Пример миссии фирмы «Fast Food».

{Мы производим и реализуем через наши кафе и рестораны быстрого обслуживания бутерброды и сопутствующие товары высокого качества в широком ассортименте по умеренной цене.

При производстве используем современную технологию, по­зволяющую получать качественные, экологически безопасные и полезные продукты питания. Мы опираемся на коллектив профессионалов,на специалистов, которые постоянно заботятся о наших клиентах.

Продажу продуктов осуществляем оптом и в розницу. На­шими покупателями и посетителями являются миллионы про­стых жителей многих стран мира. Мы хорошо известны как среди потребителей, так и в коммерческих кругах. Нас ценят и уважают коллеги по бизнесу и конкуренты.

Мы всегда готовы видеть в вас наших клиентов.}

Важнейшей целью управления городского хозяйства служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах, работах и прочих результатах деятельности данного хозяйственного комплекса путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Для достижения этой цели возникает необходимость реше­ния следующих задач:

• максимально полное обеспечение учета интересов населе­ния в решении важнейших вопросов развития городского хозяйства;

• разработка экономически рациональной системы взаимо­отношений между всеми участниками хозяйственного процесса на правовой основе;

• активное включение противозатратных рычагов хозяйст­вования;

• внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в городском хозяйстве;

• обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечи­вающих систем в городском хозяйстве (водо- и энергоснабжение, общественный транспорт и др.);

• обеспечение устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей городского хозяйства за счет привлечения централизо­ванных и нецентрализованных источников финансирования, раз­вития материально-технической базы и улучшения системы под­готовки кадров.

Миссия не должна полностью зависеть от текущего состоя­ния городского хозяйства, а быть ориентированной в будущее, определяя общий курс развития данной сферы. Она обеспечивает основу для разработки стратегии развития и определения ключе­вых целей по всем функциональным и обеспечивающим подсис­темам, отраслям и сферам муниципального хозяйства.

Основными функциональными подсистемами управления городским хозяйством являются следующие: маркетинговая дея­тельность, плановая и финансово-инвестиционная деятельность, инновационное управление, организация контроля за реализаци­ей управленческих решений и ряд других. По каждой из них формулируются конкретные целевые установки и показатели, от­ражающие общую цель развития системы.

Так в сфере маркетинга предусматривается достижение необходимого объема реализации продукции и услуг. В области программно-плановой деятельности намечаются важнейшие задания по выполнению производственной программы хозяйственного комплекса. В инновационной сфере устанавливаются целевые установки на обновление и совершенствование продукции для достижения конкурентоспособности организации. В области финансово-инвестиционной деятельности в качестве целевых установок предусматривается устойчивое ресурсообеспечение отраслей и организаций городского хозяйства и требуемые объемы привлечения инвестиционных ресурсов. В сфере контроля за выполнением управленческих решений и анализа их реализации намечаются целевые задания по повышению эффективности и результативности принятых решений.

В связи с многообразием деятельности в области управления городским хозяйством целесообразна разработка системы целей и их упорядочение. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие методы для их достижения. Рекомендуемая классификация целей в муниципальном хозяйстве представлена в табл.1.1.

 

Таблица 1.1

Классификация целен управления городскимхозяйством

 

Классификационный признак Виды целей
Характер Содержание   Структура     Среда Приоритетность Измеримость Иерархия Стадии жизненного цикла Стратегические и тактические Экономические, организационные, социальные, технические, политические и др. Маркетинговые, инновационные, программные, финансовые, инвестиционные, кадровые. Внешние, внутренние Первоочередные, перспективные Количественные, качественные Комплексные, отраслевые Проектирование и создание объектов, рост объекта, зрелость объекта, спад и завершение жизненного цикла

 

Многообразие целей в управлении городским хозяйством настолько обширно, что без их комплексной и системной иерар­хии и упорядочения не обойтись. Поэтому возникает необходи­мость формирования «дерева целей», для чего осуществляется их последовательная декомпозиция. Принципиальная схема «дерева целей» представлена на рис. 1.1.

Основные требования, учитываемые при разработке «дерева целей»:

• общая цель - миссия - содержит описание конечного ре­зультата управленческого процесса;

• реализация подцелей обеспечивает достижение цели более высокого порядка;

• формулировки целей содержат желаемые результаты, а не способы их достижения;

• подцели каждого уровня не зависят друг от друга;

• основу «дерева целей» составляют задачи, определяющие содержание действий по достижению целевых установок;

• количество уровней декомпозиции зависит от сложности поставленных целей, масштаба хозяйственной деятельности и выбранного курса развития муниципаль-ного образования.

Разработка «дерева целей» позволяет четко ориентировать организацию в целом и ее структурные подразделения на достижение заданных результатов развития, сформулирован перечень конкретных задач и создать условия для их эффективного решения.

Рис. 1.1 «Дерево целей» в системе управления городским хозяйством

Лекция на тему:

«Общая концепция и процесс стратегического менеджмента»

 

Формирование стратегического менеджмента основывается на определенной концепции, содержанием которой является формулировка основных целей и направлений стратегии. Кон­цепция должна формироваться на базе определенных принципов. Концепция стратегического менеджмента, как и другие управ­ленческие концепции, разрабатывается с учетом принципов сис­темности и комплексности, целенаправленности, социальности, эффективности и ряда других. Но особое значение здесь имеют такие принципы, как ориентация на потребителей и адекватное реагирование на изменение внешней среды. Применение этих принципов позволяет строить всю управленческую систему, ис­ходя из потребительского спроса, а также с учетом прогнозиро­вания динамики изменений внешней среды и соответствующего принятия управленческих решений.

Основными элементы концепции стратегического управления служат цели, учет факторов внешней среды, реальная оценка и максимальное использование потенциала организации, меха­низм реализации принятых решений. Это означает, что при фор­мировании системы стратегического управления необходимо предусмотреть разработку целевого блока, ориентированного на разрешение имеющихся проблем организации, на прогнозирование факторов внешней среды и максимально возможное использование имеющихся ресурсов организации. Эффективность разработанной концепции во многом будет зависеть от механизма реализации, включающего в себя целый ряд обеспечивающих блоков и подсистем: нормативно-правовое, научно-методическое, финансово-экономичес-кое, организационное, информационное, кадровое.

Важнейшие элементы концепции представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Основные элементы концепции стратегического управления

 

Результаты стратегического управления - определение стратегического курса системы (объекта, организации), выбор технологии деятельности, определение внутренней структуры, требования к персоналу, мотивация деятельности, источники развития, механизм реализации стратегии.

Главным результатом стратегии в городском хозяйстве является определение стратегической позиции, обеспечивающей жизнеспособность функционирования и развития системы в окружающей среде.

Процесс стратегического управления представляет собой последовательные этапы формирования и реализации стратегиче­ского плана организации. Поэтому нередко для обозначения про­цесса управления используются термины «планирование страте­гии» или «стратегическое планирование».

Стратегическое управление - это определение миссии и це­лей системы, выбора стратегического курса и обоснование путей его реализации.

На рис. 1.2 представлены основные этапы формирования и реализации стратегии организации.

На первоначальном этапе «Миссия и цели» определяются предназначение и важнейшие ориентиры развития организации, рассчитываются целевые показатели на расчетный период.

Этап «Оценка внешней среды» направлен на учет нерегули­руемых факторов.

Анализ сильных и слабых сторон организации позволяет оценить имеющийся потенциал и степень его использования.

 

 

Рис. 1.2 Схема процесса стратегического управления

 

На этапе «Рассмотрение альтернатив и выбор стратегии» осуществляется формирование, сопоставление и выбор наиболее эффективного управленческого решения.

Этап «Управление реализацией стратегии» представляет со­бой комплекс мер по разработке и внедрению стратегических решений.

Оценка реализации стратегии включает в себя определение эффективности реализованных мероприятий, разработку и обоб­щение аналитических материалов и формулировку предложений по корректировке стратегического курса организации.