Научные основы и методы стратегического управления
Часть I
Раздел 1: «Методология и процесс стратегического управления»
План лекций 1 раздела:
1. Понятие и роль стратегического управления.
2. Цели и функции стратегического управления.
3. Общая концепция и процесс стратегического менеджмента.
Лекция на тему:
«Понятие и роль стратегического управления»
В соответствии с действующей теорией под управлением понимается процесс воздействия субъекта управления на объект с помощью прямых и обратных связей (рис. 1.1).
Прямые связи представляют собой совокупность средств воздействия субъекта управления па объект, включая управляющие сигналы и механизмы их реализации, а обратные связи - информационные каналы, по которым передается информация о функционировании объекта и об его реакции на управленческие решения.
Процесс управления происходит в трех сферах: неживой природе, технических и социально-экономических системах. В данной работе рассмат-ривается социально-экономическая сфера в области развития городов и город-ского хозяйства.
Важным аспектом методологии управления является изучение управлен-ческих функций. Функции управления определяют типичное содержание различных видов управленческих решений, которые характеризуются однород-ностью целей, действий и способов места их реализации. Они определяют общие задачи и направления управленческой деятельности.
Рис. 1.1 Схема управления с прямыми и обратными взаимосвязями
Существуют различные концепции управления (менеджмента), которые существенно отличаются по составу и содержанию управленческих функций. При рассмотрении функций управления городским хозяйством будем исходить из наиболее общего подхода.
Итак, важнейшими функциями управления городским хозяйством служат: прогнозирование и планирование, организация и регулирование, контроль и анализ, а также такие функции, как целеполагание, мотивация, делегирование прав и некоторые другие, которые тесно взаимосвязаны с вышеперечисленными базовыми функциями и являются условием их реализации.
Содержание управленческих функций приведено в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Содержание основных функций управления городским хозяйством
Виды управленческих функций | Содержание функций управления |
Прогнозирование Планирование и программирование Организация Регулирование Контроль и анализ | Формирование и сопоставление возможных вариантов развития объекта управления Определение целей развития городского хозяйства и путей их достижения Формирование организационных процедур управленческого процесса Поддержание функционирования управленческой системы в заданном режиме Оценка состояния объекта управления и информационное обеспечение управленческого процесса |
Кибернетическая теория управления изучает наиболее общие законы управления в любой сфере деятельности, исключая и социально-экономические процессы. В соответствии с ней указанные выше функции управления целесообразно представить в виде контура управления (рис.1.2).
В соответствии с данной схемой задающий блок определяет план или программу действий, которая служит основой для принятия конкретных управленческих решений регулирующим блоком. Регулирование деятельности объекта поддерживается с помощью экономико-правовых и организационно-распорядительных рычагов управления. Информация о реакции объекта управления поступает в блок контроля, в котором информационные материалы обрабатываются и поступают в аналитический блок, где происходит их глубокая аналитическая проработка, осуществляется прогнозирование и формулируются предложения для корректировки выбранного курса и направлений его реализации. Подготовленные аналитические материалы поступают в задающий и регулирующий блоки, т. е. структуры, ответственные за принятие стратегических и текущих управленческих решений. В результате формируются два взаимосвязанных контура: контур регулирования - Р-О-К-А-Р и контур управления - 3-Р-О-К-А-З.
Рис. 1.2 Схема контура управления
В составе данного контура рассматриваются следующие элементы:
• З - задающий блок, выполняющий функции планирования; формирует программу действия для системы управления в целом;
• Р - регулирующий блок, выполняющий функции регулирования (координации); поддержания функционирования системы в заданном режиме;
• О - объект регулирования, в качестве которого выступает муниципальное хозяйство;
• К - блок контроля, выполняющий функции сбора и первичной обработки информации о функционировании объекта управления;
• А - блок анализа, обеспечивающий аналитическую обработку информационных потоков и прогнозирование ситуации.
Таким образом, управление - это процесс принятия и реализации стратегических и тактических решений с заданной целью и с учетом факторов внешней среды и потенциальных возможностей системы.
Менеджмент (management) - это управление в сфере хозяйственной деятельности. Чаще всего этот термин используется в русском языке для обозначения процесса управления на уровне организации (фирмы).
Основными видами управления служат инновационный и персональный менеджмент, административное управление, финансовый менеджмент, производ-ственный (хозяйственный) менеджмент и другие. Одним из важнейших видов менеджмента является стратегический менеджмент (стратегическое управление). Его роль особенно повышается в современных условиях, когда активно происходит формирование рыночных конкурентных отношений в различных сферах хозяйственной жизни, включая городское хозяйство.
Стратегическое управление - это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере. Суть стратегического управления состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. Другими словами, стратегический менеджмент представляет собой процесс выбора приоритетных сегментов рынка и путей (средств) их достижения.
В процессе стратегического управления необходимо ответить на важнейшие вопросы развития системы: Что? Как? И для кого?Это означает, что надо определить сферу применения своих усилий и оценить целесообразность того или иного вида деятельности в соответствующем сегменте рынка. Далее необходимо обосновать способ организации выбранного дела, исключая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т. п. Продумать механизм распределения результатов деятельности между всеми участниками управленческого процесса и, в частности, обосновать распределение доходов между сферой накопления и потребления. Отметим, что в условиях свободного или относительно свободного рынка стратегические вопросы определения курса организации решаются в зависимости от складывающихся рыночных параметров. На централизованно регулируемом рынке приоритетные сферы деятельности задают властные органы управления, но способ выделения приоритетных сфер должен быть преимущественно экономический, а не административный, т. е. должен быть основан на стимулах, а не на принуждении.
Стратегия- это наука и искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегиябыл известен еще в древности и применялся для управления войсками (strategos - искусство управления войсками в бою со времен Александра Македонского). В настоящее время вопросы стратегического управления стоят перед любой организацией и сферой государственного или муниципального управления.
Основные элементы стратегии: цели, пути их достижения и механизм реализации. Рассмотрим их последовательно в следующих вопросах.
Лекция на тему:
«Цели и функции стратегического управления»
Одной из главных задач управления является определение целей, ради достижения которых функционирует и развивается хозяйственная деятельность в муниципальном образовании.
Целеполагание - это исходный момент и важнейший этап в процессе управления, который имеет особое значение на стадии разработки и реализации стратегий. От правильности формулировки целей зависит эффективность формирования системы управления в целом, т. е. выбор важнейших задач, принципов, направлений развития и принятие конкретных управленческих решений.
Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы. В литературе она называется по-разному: политика фирмы, философия организации, миссия. Применительно к управлению городским хозяйством будем использовать термин «миссия».
Миссия- это важнейшая цель управления в любой сфере деятельности, которая определяет его предназначение, принципы организации и направленность действий.
В административной экономике определение миссии на уровне территориальных образовании и конкретных организаций не требовалооь и даже запрещалось, так как целевую функцию для каждой территории и организации определяло государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике миссию необходимо определять на всех уровнях управления, включая региональный и муниципальный.
От обоснования и формулировки миссии во многом зависит успех организации на рынке. Все фирмы, добившиеся успеха, удачно определяли свою миссию (например, Мак Дональдс, Майкрософт, Кодак и другие). Но есть многочисленные примеры и неудачных стратегических установок, особенно в России. Применителыю к управлению городским хозяйством миссия должна быть ориентирована на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций.
Структура миссии должна отразить следующие элементы стратегии: товар, цена, технология, структура управления, сбыт, реклама, потребители, имидж организации.
Пример миссии фирмы «Fast Food».
{Мы производим и реализуем через наши кафе и рестораны быстрого обслуживания бутерброды и сопутствующие товары высокого качества в широком ассортименте по умеренной цене.
При производстве используем современную технологию, позволяющую получать качественные, экологически безопасные и полезные продукты питания. Мы опираемся на коллектив профессионалов,на специалистов, которые постоянно заботятся о наших клиентах.
Продажу продуктов осуществляем оптом и в розницу. Нашими покупателями и посетителями являются миллионы простых жителей многих стран мира. Мы хорошо известны как среди потребителей, так и в коммерческих кругах. Нас ценят и уважают коллеги по бизнесу и конкуренты.
Мы всегда готовы видеть в вас наших клиентов.}
Важнейшей целью управления городского хозяйства служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в соответствующих услугах, работах и прочих результатах деятельности данного хозяйственного комплекса путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:
• максимально полное обеспечение учета интересов населения в решении важнейших вопросов развития городского хозяйства;
• разработка экономически рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственного процесса на правовой основе;
• активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;
• внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в городском хозяйстве;
• обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем в городском хозяйстве (водо- и энергоснабжение, общественный транспорт и др.);
• обеспечение устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей городского хозяйства за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы и улучшения системы подготовки кадров.
Миссия не должна полностью зависеть от текущего состояния городского хозяйства, а быть ориентированной в будущее, определяя общий курс развития данной сферы. Она обеспечивает основу для разработки стратегии развития и определения ключевых целей по всем функциональным и обеспечивающим подсистемам, отраслям и сферам муниципального хозяйства.
Основными функциональными подсистемами управления городским хозяйством являются следующие: маркетинговая деятельность, плановая и финансово-инвестиционная деятельность, инновационное управление, организация контроля за реализацией управленческих решений и ряд других. По каждой из них формулируются конкретные целевые установки и показатели, отражающие общую цель развития системы.
Так в сфере маркетинга предусматривается достижение необходимого объема реализации продукции и услуг. В области программно-плановой деятельности намечаются важнейшие задания по выполнению производственной программы хозяйственного комплекса. В инновационной сфере устанавливаются целевые установки на обновление и совершенствование продукции для достижения конкурентоспособности организации. В области финансово-инвестиционной деятельности в качестве целевых установок предусматривается устойчивое ресурсообеспечение отраслей и организаций городского хозяйства и требуемые объемы привлечения инвестиционных ресурсов. В сфере контроля за выполнением управленческих решений и анализа их реализации намечаются целевые задания по повышению эффективности и результативности принятых решений.
В связи с многообразием деятельности в области управления городским хозяйством целесообразна разработка системы целей и их упорядочение. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие методы для их достижения. Рекомендуемая классификация целей в муниципальном хозяйстве представлена в табл.1.1.
Таблица 1.1
Классификация целен управления городскимхозяйством
Классификационный признак | Виды целей |
Характер Содержание Структура Среда Приоритетность Измеримость Иерархия Стадии жизненного цикла | Стратегические и тактические Экономические, организационные, социальные, технические, политические и др. Маркетинговые, инновационные, программные, финансовые, инвестиционные, кадровые. Внешние, внутренние Первоочередные, перспективные Количественные, качественные Комплексные, отраслевые Проектирование и создание объектов, рост объекта, зрелость объекта, спад и завершение жизненного цикла |
Многообразие целей в управлении городским хозяйством настолько обширно, что без их комплексной и системной иерархии и упорядочения не обойтись. Поэтому возникает необходимость формирования «дерева целей», для чего осуществляется их последовательная декомпозиция. Принципиальная схема «дерева целей» представлена на рис. 1.1.
Основные требования, учитываемые при разработке «дерева целей»:
• общая цель - миссия - содержит описание конечного результата управленческого процесса;
• реализация подцелей обеспечивает достижение цели более высокого порядка;
• формулировки целей содержат желаемые результаты, а не способы их достижения;
• подцели каждого уровня не зависят друг от друга;
• основу «дерева целей» составляют задачи, определяющие содержание действий по достижению целевых установок;
• количество уровней декомпозиции зависит от сложности поставленных целей, масштаба хозяйственной деятельности и выбранного курса развития муниципаль-ного образования.
Разработка «дерева целей» позволяет четко ориентировать организацию в целом и ее структурные подразделения на достижение заданных результатов развития, сформулирован перечень конкретных задач и создать условия для их эффективного решения.
Рис. 1.1 «Дерево целей» в системе управления городским хозяйством
Лекция на тему:
«Общая концепция и процесс стратегического менеджмента»
Формирование стратегического менеджмента основывается на определенной концепции, содержанием которой является формулировка основных целей и направлений стратегии. Концепция должна формироваться на базе определенных принципов. Концепция стратегического менеджмента, как и другие управленческие концепции, разрабатывается с учетом принципов системности и комплексности, целенаправленности, социальности, эффективности и ряда других. Но особое значение здесь имеют такие принципы, как ориентация на потребителей и адекватное реагирование на изменение внешней среды. Применение этих принципов позволяет строить всю управленческую систему, исходя из потребительского спроса, а также с учетом прогнозирования динамики изменений внешней среды и соответствующего принятия управленческих решений.
Основными элементы концепции стратегического управления служат цели, учет факторов внешней среды, реальная оценка и максимальное использование потенциала организации, механизм реализации принятых решений. Это означает, что при формировании системы стратегического управления необходимо предусмотреть разработку целевого блока, ориентированного на разрешение имеющихся проблем организации, на прогнозирование факторов внешней среды и максимально возможное использование имеющихся ресурсов организации. Эффективность разработанной концепции во многом будет зависеть от механизма реализации, включающего в себя целый ряд обеспечивающих блоков и подсистем: нормативно-правовое, научно-методическое, финансово-экономичес-кое, организационное, информационное, кадровое.
Важнейшие элементы концепции представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Основные элементы концепции стратегического управления
Результаты стратегического управления - определение стратегического курса системы (объекта, организации), выбор технологии деятельности, определение внутренней структуры, требования к персоналу, мотивация деятельности, источники развития, механизм реализации стратегии.
Главным результатом стратегии в городском хозяйстве является определение стратегической позиции, обеспечивающей жизнеспособность функционирования и развития системы в окружающей среде.
Процесс стратегического управления представляет собой последовательные этапы формирования и реализации стратегического плана организации. Поэтому нередко для обозначения процесса управления используются термины «планирование стратегии» или «стратегическое планирование».
Стратегическое управление - это определение миссии и целей системы, выбора стратегического курса и обоснование путей его реализации.
На рис. 1.2 представлены основные этапы формирования и реализации стратегии организации.
На первоначальном этапе «Миссия и цели» определяются предназначение и важнейшие ориентиры развития организации, рассчитываются целевые показатели на расчетный период.
Этап «Оценка внешней среды» направлен на учет нерегулируемых факторов.
Анализ сильных и слабых сторон организации позволяет оценить имеющийся потенциал и степень его использования.
Рис. 1.2 Схема процесса стратегического управления
На этапе «Рассмотрение альтернатив и выбор стратегии» осуществляется формирование, сопоставление и выбор наиболее эффективного управленческого решения.
Этап «Управление реализацией стратегии» представляет собой комплекс мер по разработке и внедрению стратегических решений.
Оценка реализации стратегии включает в себя определение эффективности реализованных мероприятий, разработку и обобщение аналитических материалов и формулировку предложений по корректировке стратегического курса организации.