Государственные финансы как ядро финансовой системы. Структура бюджетной системы

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения национального дохода в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная система Российской Федерации– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет– это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет– это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд– это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три основных социальных внебюджетных фонда. Это Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Основные принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ:

- единство бюджетной системы РФ;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Доходыбюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходамотносятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходамотносятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы– часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы –часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах:

ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансфертов населению;

бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Для характеристики бюджетных расходов применяются следующие категории. Бюджетные ассигнования– средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Дотация –бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция– средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия– бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит –предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда –бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.

15.3. Государственный долг и бюджетный дефицит: причины, виды, последствия, пути решения

Циклический характер рыночной экономики не позволяет постоянно поддерживать сбалансированность государственного бюджета. При спаде бюджет дефицитен, при подъеме, напротив, возникает профицит. В свою очередь, профицит или дефицит госбюджета участвуют в механизме сглаживания циклических колебаний экономики.

Чтобы отличить результаты дискреционной бюджетно-налоговой политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывают бюджет полной занятости, который лежит в основе деления бюджетного дефицита на:

структурный дефицит– показывающий различие бюджетов при полной и фактической занятости; определяется как разность между расходами и доходами государства при полной занятости и при фактическом налогообложении.

циклический дефицит– который оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Имеется несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Главные из них:

- денежная эмиссия;

- займы у Центрального банка;

- займы в частном секторе и внешние заимствования.

Эмиссия денег является самым простым и быстрым способом решения проблемы бюджетного дефицита. Большинство стран неоднократно использовали дополнительную эмиссию в этих целях, особенно в период войн или длительных кризисов. Однако такая политика имеет весьма негативные последствия для экономики: возникает неконтролируемая инфляция, подрывающая стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются денежные сбережения населения и предприятий, падает курс национальной валюты. В конечном итоге, происходит воспроизводство бюджетного дефицита.

Займы у Центрального банка также являются мерой, вызывающей инфляционное разбухание денежной массы. В настоящее время в большинстве стран существует конституционно закрепленная независимость эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти, что не позволяет правительству решать свои проблемы путем включения печатного станка. В России использование средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом. Это объясняется тем, что «вливание» денежных средств Банка России в экономику сопровождается обычно их эмиссией, что способствует росту инфляции.

Государственные займы в частном секторе и внешние заимствования осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков. При использовании этого метода возникает так называемый «эффект вытеснения», означающий перетягивание из частного сектора средств, которые могли бы использоваться в качестве инвестиций. В конечном итоге и этот способ вызывает развитие инфляционных процессов, сокращение инвестиций в экономику и ограничение предложения товаров.

Применявшиеся в России источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникамотносятся: государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг; кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи государственного имущества (приватизации); остатки по государственным запасам и резервам; профициты прошлых лет.

Внешние источникифинансирования бюджетного дефицита включают: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.

Причинами возникновения государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады, обусловливающие накопление бюджетных дефицитов. Основными негативными последствиями увеличения государственного долга является рост процентных выплат государства, сокращение потребления и сбережения в стране.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственным долгомявляются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг включает следующие составляющие:

- задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

- государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте;

- задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений;

- сумму выданных государственных гарантий.

Оценка государственного долгаосуществляется с помощью следующих показателей: 1. Отношение общей величины долга к объему ВВП. 2. Коэффициент фактического обслуживания долга – отношение величины средств, направляемых на обслуживание долга (частичное погашение долга и выплаты процентов по нему), к расходам бюджета. Если значение указанного показателя превышает 20%, тяжесть долга трактуется как чрезмерно высокая и даже критическая; в нашей стране в последние годы достигнуто приемлемое значение указанного показателя – от 10 до 20%. 3. Коэффициент обслуживания внешнего долга – отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта. В нашей стране значение этого коэффициента находится на уровне менее 10%, что также является приемлемой величиной.

Резервы сокращения государственного долга включают:

положительное сальдо текущего платежного баланса;

иностранные инвестиции и долги иностранных государств.

сокращение оттока капиталов.

Уменьшению государственного долга способствуют также следующие механизмы: реструктуризация долга; конверсия долга.

Под реструктуризацией долгапонимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Под конверсией государственного долгапонимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции предприятий (своп).