Специфика ценностного отношения к миру.

БуЛекция 1 (Л-1) Этноконфессиональные ценности и их роль в обществе.

1. Специфика ценностного отношения к миру.

2. Роль религии в формировании морали и нравственности.

3. Значение и функции курса «Этноконфессиональные ценности».

 

 

Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразных оценок. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого - малую, или вообще никакой. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве объектов ценностного отношения, а именно: оцениваться в плане добра и зла, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. Такова природа ценностей.

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Способы и критерии, на основании которых производится сама процедура оценивания, закрепляются в культуре и сознании как субъектные ценности. Сюда относятся установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. Все они выступают ориентирами деятельности человека. При этом предметные и субъектные ценности являются двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Термин «аксиология» - вошёл в оборот в начале века. Авторство принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В России вплоть до начала 60-х годов аксиология находилась под официальным запретом как буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была опубликована монография В.П. Тугаринова “О ценностях жизни и культуры”, положившая начало разработке основных аксиологических понятий. Затем появились десятки статей на эту тему и работы: Василенко В.А. «Ценность и оценка», Дробницкий О.Г. «Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия», Столович Л.Н. «Природа эстетической ценности» и другие. "Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей", - писал российский философ И.Т. Фролов. А потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации".

В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми. В самих ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей. Развитие познания общества, в том числе исследование природы и генезиса ценностей, воздействует на всю сферу ценностных отношений. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре и иерархии соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общности, группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе – системы ценностных ориентаций личности.