Адаптация детей к началу обучения в школе

Лекция № 15. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Адаптация детей к началу обучения в школе. Требования к режиму образовательного процесса.

Цель и порядок проведения периодических медицинских осмотров, а также их роль для установления профессиональных заболеваний

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника, ее значение

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации или его структурными подразделениями (далее - управление), как правило, в течение 7 дней, но не позднее 2 недель со дня получения извещения об остром заболевании (отравлении), и в течение 2 недель со дня получения извещения о хроническом заболевании.

Санитарно-гигиеническая характеристика составляется с учетом предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления).

В обязательном порядке указываются характеристики ведущего и всех сопутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).

Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.

Результаты физиологических исследований представляются в виде приложений к санитарно-гигиенической характеристике, составленной в соответствии с действующей гигиенической классификацией факторов рабочей среды и трудового процесса.

В санитарно-гигиенической характеристике перечисляются используемые средства индивидуальной защиты, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и отмечают их фактическое использование.

К санитарно-гигиенической характеристике могут прилагаться мнения, свидетельские показания работника, свидетелей, работодателя, которые оформляются на отдельных листах с указанием документа, удостоверяющего личность указанных лиц.

Правильное, полноценное оформление санитарно-гигиенической характеристики является значимой предпосылкой установления диагноза профессионального заболевания

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью:

1. Динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

2. Выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

3. Своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) зависит от разных факторов. Основным является конкретная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая ситуация. Это решается совместно между работодателем и территориальным органом Роспотребнадзора.

Но, необходимо отметить, что периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года, а лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (статья 213 ТК РФ).

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориального органа Роспотребнадзора с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (обследования) (та же статья ТК РФ)

Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. И после согласования с территориальным органом Роспотребнадзора направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

Руководитель медицинской организации, утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту периодических медицинских осмотров (обследований).

Работник информируется о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

После проведенного обследования в центрах профпатологии дается заключение.

В этом заключении должны быть отражены: профессиональный маршрут; анамнез заболевания; весь необходимый перечень проведенных обследований; заключения специалистов; диагноз, заключительный основной, осложнения основного и сопутствующие заболевания в строгом соответствии с МКБ-10 и Списка профессиональных заболеваний.

Отдельно должно быть отражено указание на профессиональный характер данного заболевания. При вынесении заключения должна быть учтена санитарно-гигиеническая характеристика условий труда.

Также должны быть даны рекомендации по условиям труда, в которых пострадавший может трудиться, рекомендации медицинского характера (наблюдение и лечение у специалистов), включая санаторно-курортное лечение. Может быть дана рекомендация прохождения медико-социальной экспертизы.

Данное заключение подписывается председателем комиссии, как правило, это руководитель профцентра и членами комиссии (врачами-специалистами проводившими обследование и врачом профпатологом).

 


Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

На здоровье детей и подростков оказывают влияние многочисленные факторы. Их можно разделить на 2 большие группы: внутренние и факторы окружающей среды. К внутренним факторам относятся:

- здоровье родителей (наличие хронических заболеваний);

- образ жизни (наличие вредных привычек у родителей, асоциальное поведение).

Во 2-ю группу относятся:

- социальные факторы (питание, образ жизни, социальное благополучие);

- эпидемиологические (детские инфекционные заболевания, прививки);

- экологические;

- школьный (интенсификация учебной деятельности);

- трудовой (ранняя трудовая деятельность школьников).

Критериями оценки здоровья детей и подростков являются:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, а также степень его гармоничности;

3) уровень функционирования основных систем организма;

4) степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям.

Эти критерии используются при проведении профилактических медицинских осмотров, проводимых в детских поликлиниках и детских садах. В соответствии с этой комплексной оценкой все дети распределяются на группы здоровья:

1 – здоровые дети, без отклонений;

2 – здоровые с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью;

3 – больные в состоянии компенсации;

4 – больные в состоянии субкомпенсации;

5 – больные в состоянии декомпенсации.

Дети 1 группы обучаются без ограничений, 2-ой – в группе риска – нуждаются в оздоровительных мероприятиях, периодические медицинские осмотры проходят по индивидуальным графикам. Дети 3-ей, 4-ой и 5-ой групп находятся на диспансерном учете.

Уровень достигнутого физического развития является критерием оценки здоровья детей и подростков. Остановимся подробнее на этом понятии.

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих его рост и развитие на каждом возрастном этапе.

Возрастной этап (период) – отрезок времени, в пределах которого рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на раздражители равнозначна.

Существует несколько возрастных периодизаций. Мы рассмотрим 2 из них – биологическую и социальную.

Биологическая периодизация предусматривает 7 возрастных этапов в жизни детей и подростков:

- новорожденность (1 – 10 день);

- грудной возраст (10дней – 1 год);

- раннее детство (1 год – 3 года);

- первое детство (4 года – 7 лет);

- второе детство (8 лет – 12 лет у мальчиков и 11 лет у девочек);

- подростковый возраст (мальчики – 13 – 16 лет, девочки – 12 – 15 лет);

- юношеский возраст (юноши – 17 лет – 21 год, девушки – 16 – 20 лет).

В соответствии с социальной периодизацией у детей и подростков предусмотрены всего 5 возрастных этапов:

- преддошкольный возраст (до 3-х лет);

- дошкольный возраст (3 – 7 лет);

- младший школьный возраст (7 0 10 лет);

- средний школьный возраст (11 – 14 лет);

- подростковый возраст (13 – 15 лет).

Физическое развитие ребенка оценивается по комплексу показателей соматометрических, соматоскопических и физиометрических. Соматометрические показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки. К соматоскопическим признакам относятся описание кожных покровов, жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночник, форма ног, стопы, костяк), степень полового развития. Физиометрические показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила, пульс, артериальное давление.

Существует много методов и методик оценки физического развития детей и подростков. На практических занятиях мы будем знакомиться со следующими методами:

- методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития;

- методом корреляции по шкалам регрессии;

- центильным методом;

- комплексным методом.

Акселерация – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускоряется развитие детей всех возрастов.

При поступлении в школу ребенок должен пройти период адаптации. Различают 2 аспекта адаптации: физиологическую адаптацию и социально-психологическую адаптацию. Физиологическая адаптация – это комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы нервной системы на более высокий уровень функционирования. Социально-психологическая адаптация – это усвоение школьных норм поведения, налаживание социальных контактов с учителем и одноклассниками.

На успешность адаптации влияют следующие факторы:

1) уровень функциональной готовности детского организма к обучению в школе;

2) соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка;

3) состояние здоровья ребенка;

4) микросоциальные семейные условия;

5) содержание обучения и методика преподавания;

6) роль учителя.

В группу риска неготовности детей к обучению в школе относятся:

- дети с отставанием биологического развития;

- дети с функциональными отклонениями;

- часто болеющие дети (более 4 раз в год);

- длительно болеющие дети (25 и более дней);

- дети с хроническими заболеваниями.

Гигиена учебных занятий в школе.

Гигиенической основой учебного процесса в школе являются:

- учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

- соблюдение наиболее благоприятных условий окружающей среды.

Требования к условиям обучения детей изложены в документе – СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».