Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа оборотных средств.
Тема 4. Анализ оборотных средств и эффективности их использования.
Важное место в имуществе предприятия занимает оборотный капитал – часть капитала, вложенная в текущие активы.
Элементами оборотных средств являются:
- предметы труда (сырье, материалы, топливо)
- готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи
- средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства
Основными задачами анализа оборотных средств являются:
1) изучение изменения, состава и структуры оборотного капитала;
2) группировка оборотного капитала по основным признакам;
3) определение основных источников в формировании оборотного капитала;
4) расчет и оценка показателей эффективности использования оборотных средств;
5) выявление резервов ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Основными источниками информации являются:
- форма №1 «Бухгалтерский баланс»
- форма №2
- регистры учета оборотных средств, которые расшифровывают отдельные статьи баланса
Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства. Вещественные экономисты оборотного капитала (предметы труда)- полностью потребляются в каждом производственном цикле, могут утрачивать свою вещественную форму и целиком включаются в стоимость изготавливаемой продукции.
Стадии кругооборота оборотных средств:
закупки производство реализация
Деньги Товар Продукция, Деньги
Д работа, услуги Д1
Любой бизнес начинается с любой суммы денежных средств (фондов обращения), которые не вкладываются в определенное количество ресурсов для производства (или в товары для перепродажи). В результате на стадии закупок фонды обращения из денежной формы переходят в производственную (предметы труда или товары).
На стадии производства ресурсы воплощаются в продукцию, ресурсы или услуги. Результатом этой стадии является переход оборотных средств из производственной формы в товарную. На стадии реализации оборотный капитал вновь переходит в денежную форму. Ресурсы первоначальной суммы денег Д и выручки Д1 не совпадают по величине – получают финансовый результат бизнеса