Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1985 гг.
Реформы Н.С. Хрущева не ограничивались политической составляющей. Серьезные изменения (в рамках существующей плановой социально-экономической системы, главным образом – в системе управления) произошли в сельском хозяйстве, промышленности и, особенно, в социальной сфере.
Реформы, связанные с сельским хозяйством условно можно разделить на две группы. В 1953-1958 гг. они характеризуются стремлением оживить сельскохозяйственное производство: были повышены закупочные цены, колхозам списали долги. Но в 1959-1964 гг. Хрущев вернулся к практике административного давления на аграрный сектор: колхозы вынудили купить технику ликвидированных МТС, были повышены планы для колхозов и уменьшены приусадебные участки колхозников, продолжилось укрупнение колхозов, добила сельское хозяйство знаменитая «кукурузная эпопея». В итоге темпы роста производства в сельском хозяйстве в 1950-1955 гг. составляли 21%, в 1955-1960 гг. – 30%, а в 1960-1965 г. – лишь 11%. Реформы управления промышленностью, выразившиеся в образовании совнархозов, также не были последовательными – в 1962 г. совнархозы были укрупнены, созданы Советы народного хозяйства СССР и союзных республик. Чехарда с передачей полномочий привела к падению темпов роста производства в промышленной сфере (за 1950-1955 гг. – 85%, за 1955-1960 гг. – 64%, за 1960-1965 гг. – 51%). Традиционноподдерживались приоритетным финансированием тяжелая промышленность и ВПК. Наиболее удачными были социальные преобразования Хрущева: введены пенсии и паспорта колхозникам, увеличились зарплаты и пенсии в городе, рабочая неделя сократилась до 46 часов, массовым стало жилищное строительство, были отменены обязательные госзаймы.
Непоследовательность экономической политики Хрущева. Рост городского населения и освоение новых районов требовали увеличения сельскохозяйственного производства. Реформы в области сельского хозяйства до 1958 г. именно на это и были направлены. Важная роль отводилась массовому поднятию целинных и залежных земель. Основными районами нового сельскохозяйственного освоения стали Северный Казахстан, Заволжье, Оренбургская область, Алтайский край. Всего в сельскохозяйственный оборот было вовлечено почти 42 млн. га пашни. Если в 1954 г. в СССР было собранно 85,5 млн. т. зерна, то в 1960 г. – 125,5 млн. т. Но эффект от поднятия целины был кратковременным. Очень скоро урожаи на целинных землях стали минимальными (из-за эрозии почв, нестабильности климатических условий). В 1957 г. Хрущев выдвинул предложение повысить производство мяса, молока и масла. Увеличение плановых показателей по этим продуктам для колхозов привело к противоположному результату (чтобы выполнить планы по сдачи мяса, приходилось забивать молочный скот, вследствие этого невозможно было выполнить план по сдаче молока и т.д.). Другой непродуманной мерой стала «рекомендация» по внедрению посевов кукурузы по всей стране, независимо от природно-климатических условий. В 1962 г. в самый разгар кукурузной кампании этой культурой было засеяно 37 млн. га, а вызреть она могла лишь на 7 млн. га. Чтоб увеличить земельную базу колхозов были введены ограничения на пользования земельными участками до 25 соток. В 1958 г. было принято решение ликвидировать МТС, а технику продать колхозам. Причем колхозы не могли отказаться от этой сделки, а технику и механизаторов еще нужно было содержать. В итоге колхозы лишились накопленных средств. Во второй половине 1950-х гг. началась проводиться политика массового преобразования колхозов в совхозы и укрупнения колхозов (эти меры впервые были проведены еще Сталиным после окончания Великой Отечественной войны). Если в 1955 г. количество колхозов составляло 87,5 тыс., то к 1964 г. оно сократилось до 37,6 тыс. В результате всех этих мер СССР впервые начал массовые закупки зерна за границей за счет золотого запаса страны (сначала – лишь фуражное зерно). Ежегодные закупки зерна за границей составляли примерно 13 млн. т. Произошел рост цен на продовольственные товары (на мясо и мясные изделия на 30%, на масло – на 25%.) Это вызвало недовольство среди населения и даже привело к стихийным выступлениям. Наиболее известным из них является выступление рабочих в г. Новочеркасске (подавлено силами армии, были человеческие жертвы).
При Хрущеве были достигнуты впечатляющие успехи в индустриальной сфере. Были возведены гидроузлы Ангарского каскада – Иркутская и Братская ГЭС, также Волжская и Прибалтийская ГЭС, построены Карагандинский и Куйбышевский металлургические заводы, В 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый спутник Земли, а в 1961 г. запущен первый космический корабль с Ю. Гагариным на борту. Наряду с оснащением вооруженных сил ядерным оружием проходило внедрение атома в мирных отраслях – строительство первых атомных электростанций, атомных ледоколов. Но непоследовательность реформ управления экономикой (создание 105 территориальных совнархозов, а затем их укрупнение) также имело лишь кратковременный эффект.
Существенные изменения произошли в социальной сфере. В 1956 г. был отменен сталинский закон 1940 г. о наказаниях рабочих и служащих за опоздания на работу и прогулы. В том же году был принят закон о пенсионном обеспечении. Отныне размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже работы, женщины – в 55 лет при 20-летнем стаже. Значительно расширялась система персональных пенсий, назначаемых за особые заслуги. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет; женщины – в 60 лет. С 1956 г. рабочий день в субботу укорачивался на два часа. Была повышена минимальная заработная плата с 30 до 40-45 руб. в месяц, отменена оплата за школьное и высшее образование. В результате массового жилищного строительства новые квартиры получили 25% населения страны.
После отставки Хрущева руководство партии попыталось преодолеть последствия непоследовательной экономической политики Никиты Сергеевича. Эта задача была возложена на правительство во главе с А.Н. Косыгиным.Реформы Косыгина (1965-1970 гг.)в сельском хозяйстве сводились к следующему:повышение закупочных цен, введение 6-летних планов госзакупок (что позволяло преодолеть издержки, связанные с неурожайными годами), введение 50% надбавка за сданную государству сверхплановую продукцию. В отношении промышленности были проведены самые радикальные преобразования: сокращены планируемые показатели, введено планирование качественных показателей, предприятиям предоставлялась часть прибыли – 10-12% (аккумулировалась в трех фондах: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства), они должны были сами реализовывать продукцию, минуя государственные структуры (принцип хозрасчета). Результатом реформ Косыгина стало выравнивание экономических показателей, – темпы роста производства стабилизировались: за 1965-1970 гг. они составили в сельском хозяйстве – 32%, в промышленности – 50% (в отдельных отраслях – возросли до 80%).
Результаты реформ Косыгина.Важнейшим направлением реформы А.Н. Косыгина было изменение системы планирования и стимулирования при сохранении системы распределения и государственной собственности. Именно поэтому эффект был положительным, но кратковременным. При подведении итогов VIII пятилетки (1966-1970 гг.) отмечались достигнутые положительные результаты. Сблизились темпы роста производительности труда и средней заработной платы работников промышленности. Заметно увеличились интенсивные факторы в общем приросте национального дохода в стране.
Но важно отметить и реальный рост советской индустрии. Советский Союз впервые обогнал США по производству цемента, тепловозов, тракторов и комбайнов, по добычи угля и железной руды. Началось формирование нефтегазового комплекса в Западной Сибири, полностью была введена в действие крупнейшая в мире Братская ГЭС, построены первая очередь газопровода Средняя Азия – Центр, нефтепровод Усть-Балык – Омск. Успехи науки и техники выразились в освоении космоса: в 1967 г. автоматическая станция «Венера-4» достигла поверхности Венеры, два советских спутники совершили автоматическую стыковку и расстыковку на околоземной орбите.
В социальной сфере также отмечаются важные изменения: переход основной массы работающего населения на 5-дневную рабочую неделю, повышение минимальной заработной платы до 60 рублей, уменьшение пенсионного возраста на 5 лет для некоторых категорий населения.
Однако с начала 1970-х гг. реформы начинают постепенно сворачиваться. Причинами этого были: половинчатость, содержащаяся в самом замысле реформ: сочетание административного диктата с элементами экономического (т.е. естественного) регулирования может дать лишь кратковременный положительный эффект; дефицит подготовленных кадров: руководители предприятий в большинстве своем не были готовы к самостоятельности; противодействие реформам со стороны партийного аппарата и лично Л.И. Брежнего, видящих в них покушение на подконтрольность экономики партии. Итогом свертывания реформ стал т.н. «застой» 1970-1985 гг. Для «застоя» было характерно снижение темпов роста объемов производства (за 1970-1975 гг.: в сельском хозяйстве – 13%, в промышленности – 43%; за 1975-1980 гг. – 9% и 24% соответственно; за 1980-1985 гг. – 6% и 20% соответственно). Причины экономического застоя разнообразны. Конечно, это и экстенсивные методы развития, характерные для большой страны с огромными ресурсами и, при этом, директивной экономикой, не поощряющей личной заинтересованности. Это и ориентация на экспорт энергоресурсов (до 30% добываемой в стране нефти продавалось за границу) в ущерб развитию технологий внутри страны. Это и сверцентрализованная система управления экономикой, не успевающая за развитием технологий, изменением спроса, ростом потребления. Но это и объективные факторы: снижение доли молодежи (сказалась «демографическая яма», появившаяся вследствие огромных людских потерь СССР в годы Великой Отечественной войны); рост военных расходов в связи с очередным витком гонки вооружений.
Причины «застоя». Говоря о причинах экономического «застоя» следует учитывать следующие важнейшие обстоятельства:
экономический рост проходил за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Только в рамках ВПК находилось около 80% всех машиностроительных заводов страны. Освоение месторождений нефти и газа Западной Сибири позволили резко увеличить поставки газа и нефти в европейские страны. С 1960 по 1985 гг. доля топлива и сырья в экспорте СССР поднялась с 16,2 до 54,4%. Развитие топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов происходило в ущерб остальным отраслям народного хозяйства, в первую очередь – тех, что производили продукты потребления;
в плане технологического развития СССР намного отставал от передовых стран. Применение новейших технологических разработок в СССР было очень узким – в ВПК и отраслях, с ним связанных. В начале 1980-х гг. удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, в промышленности составлял 40%, в строительстве – 60%, в сельском хозяйстве – 70%;
к середине 1970-х гг. в стране сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, вызванная уменьшением доли трудоспособного населения. Из-за снижения рождаемости заметно сократилась доля молодёжи, впервые приходящей в общественное производство: с 12 млн. человек в 1971-1975 гг. до 3 млн. человек в 1981-1985 гг. В начале 1980-х гг. вакансии рабочих мест составляли около 32 млн. человек. Проходила массовая миграция населения из деревни в город (более 35 млн. человек за 1960-1985 гг.). Если в 1959 г. городское население составляло 47,9%, то в 1981 г. – уже 63,4%;
в результате гонки вооружений ежегодно возрастал военный бюджет страны. В 1970-х гг. он составлял примерно 11-13% валового национального продукта, в середине 1980-х гг. – уже 25%.
Итак, в 1950-1980 гг. в Советском Союзе медленно, но верно снижались темпы роста объемов производства, достигнув к середине 1980-х гг. критических отметок. Плановая экономика, оптимальная в чрезвычайных условиях, оказалась не столь эффективна в мирное время, тем более, что она испытывала постоянное давление со стороны Запада.