Политическое развитие СССР в 1953-1985 гг.

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1953-1991 ГОДАХ

Литература

Социально-экономическое развитие СССР в 1941-1953 гг.

СССР перед ВОВ:рост военного бюджета (до 43% в 1941); 8-часовой рабочий день, 7-дневная рабочая неделя; уголовная ответственность за прогулы и выпуск брака; начало перевооружения.

СССР в годы ВОВ:создание ГКО, Совета по эвакуации, Комитета по распределению рабочей силы; 11-часовой рабочий день, 6-дневная рабочая неделя; карточная система; отмена отпусков; обязательные сверхурочные работы; трудовая мобилизация (в городе с 14 лет, в деревне с 12 лет); милитаризация промышленности, новые промышленные центры; восстановление патриаршества.

Восстановление народного хозяйства:итоги войны: потеря 27 млн. человек, 1/3 национального богатства; социальные преобразования: отмена карточной системы (1947); 8-часовой рабочий день и отпуска; отмена сверхурочных работ; денежная реформа; источники восстановления: сохранение плановой системы; репарации; труд заключенных; принудительные займы; продолжение коллективизации; конверсия; движение «скоростников»; приоритетное финансирование тяжелой промышленности (88%); результаты: восстановление промышленности (1948), сельского хозяйства (1952).

 

1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 108 с.

2. Великая Отечественная: история Великой Победы. 1941-1945 гг. – М.: Animi Fortitudo, 2005. – 735 с.

3. Глинкин Е. Государственное предпринимательство и многоукладность экономики в годы нэпа // Управление собственностью: теория и практика. 2009. №4. – С.51-65.

4. Караваева И.В., Мальцев В.А. Приоритеты бюджетной политики в период индустриальных преобразований 1920-1930 годов // Финансы и кредит. 2005. №15. – С.67-74.

5. Лузан П.П. Экономика СССР в годы войны: уроки истории // историко-экономические исследования. Т.6. 2005. №1-3. – С.99-102.

6. Мартиросян А.Б. Сталин и достижения СССР. – М.: Вече, 2007. – 316 с.

7. Печатнов В.О. От союза – к холодной войне. – М.: МГИМО – Ун-т, 2006. – 183 с.

8. Пилько А.В. У истоков «холодной войны»: создание НАТО и его последствия (1947-1955) // Вестник Московского университета. Серия 8, История. 2008. №2. – С.22-38.

9. Рогачевская М.А. Военная экономика Н.А. Вознесенского // Эко. 2005. №5. – С.162-174.

10. Тимошечкина Е.М. «У нас нет кулаков»: крестьянство и политика раскулачивания в локальном измерении // Российская история. 2010. №2. – С.19-25.

 

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. В руководстве государства сразу же началась борьба за власть. Главными участниками этой борьбы были Г.М. Маленков, глава правительства СССР, Л.П. Берия, заместитель главы правительства, министр внутренних дел и государственной безопасности, и Н.С. Хрущев, руководитель партийного аппарата. В борьбе между «государственниками», «силовиками» и партией победила последняя. Партийные органы по-прежнему превалировали над государственными, а 1-й секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев был фактическим главой государства (1953-1964 гг.) (с 1958 г. – и формальным тоже: Хрущев стал председателем Совет министров СССР, оставаясь главой партии). Сохраняя незыблемость существующей политической системы, новое руководство, тем не менее, предприняло ряд мер, значительно смягчающих режим: прекратились массовые репрессии; в 1956 г. на ХХ съезде КПСС (в 1952 г. на XIX съезде ВКП(б) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза) Хрущев публично осудил культ личности Сталина; начались реабилитации репрессированных; наступила «оттепель» в культуре (термин, давший название всей эпохи Хрущева).

 

Реабилитации.К марту 1953 г. в тюрьмах и лагерях находилось 10 млн. заключенных. Амнистия от 27 марта 1953 г. освободила 1,2 млн. Было прекращено «дело врачей». В 1954 г. реабилитированы жертвы «ленинградского дела», в ноябре 1955 г. – Еврейского антифашистского комитета. Были освобождены и реабилитированы арестованные после войны военачальники. Всего до начала 1956 г. только военной коллегией Верховного суда СССР реабилитировано 7679 человек.

Накануне ХХ съезда КПСС усилился процесс освобождения политических заключенных по амнистии. Если на 1 января 1954 г. численность политзаключенных составляла 475 тыс. человек, то к 1 января 1956 г. она сократилась до 114 тыс. Одновременно расширился круг реабилитированных лиц. За период 1956-1961 гг. было реабилитировано почти 700 тыс. человек (т.е. в 100 раз больше, чем за 1953-1955 гг.).

За 1956-1958 гг. были реабилитированы не только многие тысячи простых коммунистов и беспартийных, но и ряд видных деятелей партии и армии: В. Блюхер, М. Тухачевский, И. Якир, С. Косиор, П. Постышев, Я. Рудзутак, В. Чубарь, Р. Эйхе и др.

В январе 1957 г. Верховный совет СССР восстановил Чечено-Ингушскую, Калмыцкую, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую автономные республики.

Подверглась реорганизации система лагерей (ставших «исправительно-трудовыми колониями»), органы госбезопасности. В декабре 1958 г. были приняты обновленные «Основы уголовного законодательства», согласно которым было упразднено понятие «враг народа», повышен с 14 до 16 лет возраст наступления уголовной ответственности, запрещено применение угроз и насилия для получения признания во время следствия, обязательным стало присутствие на процессе обвиняемого, его защита адвокатом.

В то же время кампания по реабилитации не коснулась тех деятелей партии, которые представляли альтернативные варианты развития страны в 1920-1930-е гг. – Н. Бухарина, Г. Зиновьева, Л. Каменева, А. Рыкова, Л. Троцкого и др. К тем их соратникам, которые отбывали заключение или ссылку даже во второй половине 50-х гг., ни амнистия, ни реабилитация также не применялись. Более того, в ряде случаев, освобожденные и восстановленные в партии старые большевики, которые требовали пересмотра дела указанных лиц, снова исключались из партии и направлялись в ссылку.

 

В сфере государственного строительства Хрущев был сторонником децентрализации управления экономикой, в соответствии с чем были ликвидированы отраслевые министерства (их функции взяли на себя территориальные советы народного хозяйства – совнархозы). XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, а XXII съезд (1961 г.) провозгласил строительство коммунизма к 1980 г., в связи с чем была сделана попытка демократизации самой партии.

 

XXII съезд КПСС.На очередном XXII съезде правящей партии (октябрь 1961 г.) была принята новая программа КПСС, давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г. Для этого предстояло решить следующие задачи: построить материально-техническую базу коммунизма (в основном обеспечив первое место в мире по производству продукции на душу населения и самый высокий в мире уровень жизни); перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать нового, всесторонне развитого человека.

Были предприняты шаги по перестройке самой партии. Впервые за долгие годы в новый Устав КПСС были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных дискуссий; о сменяемости партийных кадров в центре и на местах; о расширении прав местных партийных органов; о недопустимости подмены партийными организациями государственных органов и общественных формирований. Особо был подчеркнут пункт о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств. Подчеркивалась необходимость того, чтобы «аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались».

По решению XXII съезда КПСС из Мавзолея было вынесено и предано земле тело И.В. Сталина.

Шла речь об ограничении срока пребывания у власти высших руководителей, учреждении Конституционного суда. С 1962 г. обкомы и райкомы партии должны были быть разделены на промышленные и сельские. Развернулась кампания против привилегий партийной номенклатуры.

«Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью – таково главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма» (из программы КПСС, принятой съездом).

 

Сколь были востребованы временем политические преобразования Хрущева, столь неудачной оказалась его экономическая политика. Это использовалось оппонентами Хрущева, которым не нравились демократические тенденции. Против Хрущева был составлен заговор внутри партийного аппарата, и в октябре 1964 г. он был смещен со всех постов. Руководителем партии (а значит, и государства) стал Л.И. Брежнев. Внутреннюю политику генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.) в современной историографии принято называть «неосталинизмом». Это означало не возвращение к практике репрессий, а восстановление контроля партии над всеми сферами жизни общества и отказ от реформ самой партии. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства; количество министерств значительно выросло (к началу 19180-х их было около 100); прекратилась ротация кадров, в связи с чем получила распространение коррупция; культ личности Сталина перестал подвергаться критике, хотя и не возносился. В 1977 г. была принята новая, третья по счету Конституция СССР брежневская»). Она закрепляла ведущую роль КПСС, провозглашая ее «ядром политической системы», и состав СССР (15 республик: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан; Карело-Финская ССР вошла в состав России еще при Хрущеве). Отказ партийного аппарата от любых политических реформ вызвал движение диссидентства. Диссиденты (инакомыслящие) в большинстве своем выступали не против социалистического строя, а за его демократизацию. Диссидентство получило распространение в 1960-х гг., но особенно – после 1975 г., когда СССР подписал Хельсинкские соглашения, одним из пунктов которого было соблюдение прав человека. Диссидентов было очень немного, их деятельность носила пассивный характер, и борьба с ними не была масштабной.

 

Возвращение к «ленинским принципам коллективного руководства»формально было провозглашено в 1964 г. Наряду с Брежневым, важную роль в руководстве играли А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный и А.Н. Косыгин (все они вместе организовали смещение Хрущева). Изначально фигура Брежнева как руководителя партии не рассматривалась как постоянная. Однако Брежнев в ходе аппаратной борьбы сумел своевременно устранить Шелепина и Подгорного и расставить на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю.В. Андропова, Н.А. Тихонова, Н.А. Щёлокова, К.У. Черненко, С.К. Цвигуна). Косыгин не был устранен, но проводимая им экономическая политика систематически критиковалась Брежневым.

К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии. Именно в брежневский период партийный аппарат полностью подчинил себе государственный. Министерства и исполкомы стали простыми исполнителями решений партийных органов. Практически исчезли беспартийные руководители.

22 января 1969 г. во время торжественной встречи экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» на Л.И. Брежнева было совершено неудачное покушение. Младший лейтенант армии Виктор Ильин открыл огонь из двух пистолетов по машине, в которой, как он предполагал, должен был ехать генеральный секретарь. На самом деле, в этой машине находились космонавты Леонов, Николаев, Терешкова и Береговой. Выстрелами был убит водитель Илья Жарков, несколько человек ранены, прежде чем мотоциклист сопровождения сбил стрелявшего с ног. Сам Брежнев ехал в другой машине и не пострадал. После этого случая номенклатура утвердилась в своем мнении относительно ужесточения режима.

В начале 1976 г. Брежнев перенес клиническую смерть. После этого он так и не смог физически восстановиться, и его тяжелое состояние и неспособность управлять страной с каждым годом становились все очевиднее. Брежнев страдал астенией (нервно-психической слабостью) и атеросклерозом мозговых сосудов. Работать он мог лишь час-два в сутки, у него появилась наркотическая зависимость от снотворного. 23 марта 1982 г. во время визита Брежнева в Ташкент, на самолетостроительном заводе на него обрушились мостки, полные людей. У Брежнева была сломана ключица. После этого случая здоровье Брежнева было окончательно подорвано. 7 ноября 1982 г. состоялось последнее публичное появление Брежнева. Стоя на трибуне Мавзолея Ленина, он в течение нескольких часов принимал военный Парад на Красной площади; однако его тяжелое физическое состояние бросалось в глаза даже на официальной съемке. 10 ноября 1982 г. он скончался.

 

После смерти Брежнева генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982-1984 гг.), до этого возглавлявший КГБ. Процветание государства он связывал не с политическими или экономическими преобразованиями, а с наведением порядка. При нем начались несколько антикоррупционных кампаний, получивших широкий общественный резонанс. Однако вскоре Андропов умер, и в партии снова началась борьба за власть. В это время генеральным секретарем был К.У. Черненко(1984-1985 гг.), который, будучи опытным аппаратчиком, никогда не имел самостоятельного фронта работы и рассматривался как промежуточная фигура, тем паче, он был тяжело болен. В результате внутрипартийной борьбы победу одержали сторонник реформ, и после смерти Черненко генеральным секретарем стал их выдвиженец – М.С. Горбачев.

Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. была связана с реалиями холодной войны. При ближайшем рассмотрении холодная война обнаруживает определенную цикличность:

1953 – начало 1960-х гг.: «мирное сосуществование». После смерти Сталина советское руководство приняло тезис о возможности мирного сосуществования социализма и капитализма. Руководство США пошло навстречу, и в 1953 г. была закончена война в Корее, в 1955 г. выведены оккупационные войска из Австрии. Вместе с тем СССР предпринимал шаги к укреплению своего международного положения – в 1955 г. в противовес НАТО была создана ОВД;

первая половина 1960-х гг.: «конфронтация». Ухудшение отношений с блоком государств, возглавляемых США произошло по инициативе СССР, который, находясь впереди противника в области разработки межконтинентальных ядерных ракет, решил использовать свое преимущество для расширения влияния. В 1961 г. произошел Берлинский кризис, в 1962 г. – Карибский кризис, чуть было не закончившиеся третьей мировой войной. В 1964 г. началась война во Вьетнаме;

вторая половина 1960-х – конец 1970-х гг.: «разрядка». СССР наконец достиг ядерного паритета с США, что сразу отразилось на политике Запада – он пошел навстречу мирным инициативам советского руководства: были подписаны договоры с США и ФРГ по Западному Берлину (1971 г.), по ПРО (1972 г.), ОСВ-1 (1972 г.); ОСВ-2 (1979 г.). В 1975 г. заключены Хельсинкские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом же году закончилась война Вьетнаме (США вывели оттуда войска двумя годами ранее).

конец 1970-х – первая половина 1980-х гг.: «конфронтация». На этот раз инициатором очередного витка холодной войны стали США. Они решили использовать мировой энергетический кризис, от которого серьезные убытки имел СССР (как поставщик углеводородов), для того, чтобы заставить Советский Союз тратить средства на вооружения. Ввод советских войск в Афганистан по просьбе афганского правительства (1979 г.). США трактовали как агрессию и развернули антисоветскую кампанию по всему миру. В Западной Европе были размещены ракеты средней дальности, началась подготовка к реализации программы СОИ (стратегическая оборонная инициатива), осуществлялась помощь афганским моджахедам. СССР был вынужден модернизировать свое ядерное оружие и тратить громадные средства на афганскую войну.

 

«Холодной война»имела две важнейшие характеристики: она стала, во-первых, противостоянием геополитических интересов России как цивилизации и западного мира, во-вторых, – противоборством двух различных общественно-экономических систем – социалистической и капиталистической.

«Холодная война» имела множество проявлений. Прежде всего, это гонка вооружений, т.е. процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, а также их усовершенствования. В 1957 г. СССР впервые запустил новое средство доставки ядерных боеголовок – межконтинентальную баллистическую ракету, а также произвел испытания принципиально нового вида ядерного оружия – водородной (термоядерной) бомбы. Создавались также новые виды подводных лодок, самолетов, орудий, танков, стрелкового оружия. По некоторым из этих видов вооружений СССР намного превосходил США, но по количеству ядерных боеголовок продолжал отставать. Гонка вооружений для СССР превратилась в «гонку преследования». Лишь к середине 1970-х гг. ценой неимоверного напряжения всего экономического потенциала Советскому Союзу удалось достичь военно-стратегического паритета (равенства сил) с США. В 1980-е гг. гонка вооружений вышла на новый виток – в США был взят курс на распространение оружия, в том числе – ядерного – в космосе (т.н. «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ)). Гонка вооружений неизбежно приводила к милитаризации экономики обеих сверхдержав, что отрицательно сказывалось на росте благосостояния населения, в первую очередь – в Советском Союзе, обладающем менее мощным экономическим потенциалом.

Другим проявлением «холодной войны» стало создание военных блоков, в которые вовлекались все новые страны. В дополнение к уже существующим НАТО в 1951 г. был организован военно-политический блок стран Тихоокеанского региона – АНЗЮС – в составе США, Австралии и Новой Зеландии. В сентябре 1954 г. был создан еще один военный блок – Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) – с участием США, Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана. В 1955 г. по инициативе США был подписан Багдадский пакт и образован блок СЕНТО (Организация Центрального договора), куда вошли Англия, Турция, Иран, Пакистан и Ирак. Все это означало расширение зоны влияния США, их полный отказ от политики изоляционизма в пользу претензий на мировое господство. Советский Союз оказался окружен враждебными военными блоками. Социалистический военно-политический блок, объединивший вооруженные силы СССР и его европейских союзников был создан лишь в 1955 г. (Организация Варшавского Договора – ОВД).

Пожалуй, самым явным проявлением «холодной войны» стало участие стран социалистического и капиталистического блоков в локальных вооруженных конфликтах. Наиболее значительными из них являются Корейская война (1950-1953 гг.), Вьетнамская война (1964-1975 гг.), арабо-израильские войны (1967, 1973 гг.), индо-пакистанская война (1971 г.), войны в Алжире (1954-1962 гг.), Анголе (1961-1976 гг.), Афганистане (1979-1989 гг.), ирано-иракская война (1980-1988 гг.) Ни в одном из локальных конфликтов американские и советские войска не сталкивались напрямую, но противоборствующие стороны испытывали поддержку сверхдержав. Так, американцы вводили свои войска в Южную Корею и Южный Вьетнам, СССР же ограничивался помощью финансами, оружием и военными специалистами соответственно Северной Корее и Северному Вьетнаму. В Афганистан, напротив, были введены войска СССР, в то время как США подпитывали противостоящее Советскому Союзу и просоветскому афганскому правительству движение исламистов-«моджахедов». В национально-освободительных антиколониальных войнах Советский союз поддерживал коренное население колоний, а США – страны-метрополии; в арабо-израильском противостоянии СССР сочувствовал арабам, а США – Израилю; в противоборстве Индии и Пакистана СССР принял сторону Индии, а США поддержал Пакистан и т.д. Надо отметить, что советские войска вводились на территории других стран в годы «холодной войны» считанное число раз – в 1956 г. – в Венгрию, в 1968 г. – в Чехословакию, в 1979 г. – в Афганистан. Гораздо чаще в «горячие точки» отправлялись ограниченные контингенты специалистов (летчиков, артиллеристов, зенитчиков и т.д.) и оружие. Так было во время конфликтов в Корее, Вьетнаме, Египте (1956 г.) и некоторых других странах. Западные страны действовали более агрессивно – в период с 1945 по 1989 гг. только Соединенные Штаты совершили более 20 интервенций в различные страны мира. Временами интересы США и СССР сталкивались столь сильно, что локальные конфликты оборачивались общемировыми политическими кризисами, и мир в эти минуты стоял на грани новой мировой войны. К явлениям такого рода, помимо Берлинского кризиса 1949 г. и Корейской войны 1950-1953 гг. (закончилась образованием двух корейских государств – коммунистической Корейской Народно-Демократической Республики и либеральной Южной Кореи), относятся Суэцкий кризис 1956 г. (закончился победой просоветского правительства Г.А. Насера), Карибский кризис 1962 г. (закончился выводом советских ракет из Кубы и американских – из Турции).

Не меньшее значение в практике противостояния имели информационная война, шпионско-подрывная деятельность, взаимные бойкоты культурных мероприятий и спортивных состязаний (например, бойкот США и ее союзниками Олимпиады 1980 г. в Москве и ответный бойкот СССР Олимпиады 1984 г. в Лос-Анджелесе).

 

Итак, попытки реформирования политической системы СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. были свернуты в последующий период, хотя и значительно смягчился политический режим. Внешняя политика в 1955-1985 гг. развивалась в русле «холодной войны», но, в общем и целом, характеризуется расширением влияния СССР в мире.