Политическая модернизация Петра I (1696-1725 гг.)
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Литература
Социальное развитие Московской Руси
Эволюция общины: превращение захватной общины в уравнительную (русскую); причины: нехватка свободных земель; увеличение повинностей; признаки: 1) уравнительное обязательное наделение пахотной землей; 2) чересполосица; 3) регулярные переделы пахотных наделов; 4) отчуждение земли с согласия общины; 5) наследственная принадлежность к общине.
Крепостное право: прикрепление владельческих крестьян к земле; причины: необходимость усиления армии; необходимость повышения налогов; этапы: Юрьев день и пожилое (1497); увеличение пожилого (1550); заповедные лета (1581); составление писцовых книг (1592); урочные лета (5 лет) (1597); урочные лета (15 лет) (1607); бессрочный сыск беглых крестьян, наследственность крепостного состояния (1649); результат: народные восстания, II крестьянская война С. Разина (1669-1671).
Социальная структура: Царь; Бояре и церковные иерархи; создание основ будущих сословий: служилые люди (дворяне, боярские и царские слуги); черные люди (свободные крестьяне (черносошные) и посадские); крепостные (вотчинные, поместные, дворцовые и монастырские); холопы.
1. Великая русская смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI-XVII вв. – М.: ДАРЪ, 2007. – 671 с.
2. Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. – М.: АИРО-XXI, 2008. – 381 с.
3. Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2007. – 635 с.
4. Иванов А.А. Безопасность Московского царства в правление Ивана Грозного // Вопросы истории. 2009. №9. – С.57-64.
5. Князьков С.А. Допетровская Русь. – М.: Вече, 2005. – 414 с.
6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: ЭКСМО, 2009. – 1023 с.
7. Лисейцев Д.В. Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты // Отечественная история. 2006. №1. – С.3-15.
8. Муравьева Л.А. Экономическое и политическое развитие России в конце XVII в. // Финансы и кредит. 2006. №22. – С.73-81.
9. Расков Д.Е. Денежная реформа Алексея Михайловича и проблема доверия // Философия хозяйства. 2008. №3. – С.199-213.
10. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М.: Мол. гвардия, 2007. – 329 с.
В правление Петра I в России завершается процесс формирования абсолютной монархии, начатый при первых царях из династии Романовых. Складывание абсолютной монархии – закономерный этап в развитии европейского государства. Основными принципами абсолютизма являются абсолютная власть монарха и камерализм (выражающийся в специализации госучреждений, коллегиальности, строгой регламентации обязанностей чиновников, единообразных штатов и жалованья представителей государственного аппарата). Однако российский абсолютизм имел по сравнению с европейским важные особенности:
дворянская социальная база; это отразилось на характере формирования российского абсолютизма – оно сопровождалось закрепощением крестьян, в отсутствие поддержки большинства населения протекало медленно;
внутренние материальные источники; в России не сложилось «третье сословие», которое могло бы стать идеологической и материальной опорой самодержавия, как в Европе, не было и колоний; постоянная нехватка средств заставляла царей искать источники финансирования в усилении эксплуатации населения.
Складывание абсолютизма в России и Западной Европе.Абсолютизмом называют неограниченную монархию, форму государственного правления, основанную на произволе одного лица. Основными признаками абсолютизма являются наивысшая степень централизации власти, прекращение деятельности органов сословного представительства, создание разветвленного бюрократического аппарата, состоящего из государственного чиновничества, организация постоянной армии и полиции.
Важной отличительной чертой российского абсолютизма является его сравнительно позднее формирование. В Западной Европе абсолютные монархии начали складываться в конце XV-XVI вв., а их расцвет приходится на XVII-XVIII вв. В России начало формирования системы абсолютной власти следует отнести к середине XVII в., а расцвет российского абсолютизма – XVIII-XIX вв. Причины такого «запаздывания» России коренятся в особенностях ее исторического развития и географического положения, которые обусловили формирование иных по сравнению с Западом социальной базы и материальных предпосылок, диктующих использование специфических методов установления абсолютизма.
Россия прошла те же этапы развития государственности, что и ведущие державы Европы (национальное объединение, сопровождающееся борьбой центральной власти с крупными феодалами – сословно-представительная монархия – абсолютная монархия). Однако в силу различий социально-экономического развития, эти этапы Россией и Европой были пройдены неодинаково. В европейских странах сословно-представительная монархия (этап развития государства, непосредственно предшествующий образованию абсолютной монархии) сложилась до того, как закончилась борьба короля и крупных феодалов и завершилось политическое объединение страны (во Франции Генеральные штаты – в 1302 г., в Англии парламент – 1265 г., в Испании кортесы – в 1137 г.). Во всех случаях такое раннее появление сословно-представительного органа власти стало возможно благодаря наличию оформленной сословной структуры и развитому городскому хозяйству. В дальнейшем именно т.н. «третье сословие» (ремесленники, купцы и промышленники) станет основной опорой королей в их борьбе с феодалами-сепаратистами. В ходе национального объединения в условиях уже сложившейся сословно-представительной монархии складываются предпосылки будущего абсолютизма – усиливается власть монарха. Рост королевской власти был бы невозможен без поддержки «третьего сословия», которое также в этот момент находится на подъеме в связи с бурным развитием товарных отношений, которое, в свою очередь, было подстегнуто географическими открытиями и начавшейся колонизацией. Колонии стали и основным источником пополнения государственной казны для европейских монархий. Таким образом, к концу своего объединения (к. XV – н. XVI вв.) ведущие европейские страны уже обладали потенциалом, который позволил им в XVI в. сформировать системы абсолютной монархии: у европейских королей были деньги, полученные от купцов и городов и ограбления колоний (на эти деньги и содержались государственный аппарат и армия), и на их стороне стояло «третье сословие», для которого центральная власть была меньшим злом, чем произвол герцогов и графов.
Россия политически объединилась в то же время, что и европейские государства (правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.)). В ней также в XVI в. формируются внешние признаки абсолютизма (принятие Иваном Грозным (1533-1584 гг.) титула царя (1547 г.)). Однако в силу удаленности от морей, слабого развития городов и торговли, малой рентабельности сельского хозяйства в России к тому времени еще не сложилось «третье сословие», которое могло бы стать идеологической и материальной опорой самодержавия, как в Европе. Напротив, были очень сильны позиции бояр – владельцев вотчин, являвшихся экономической основой страны и практически не зависящих от центра. Русские великие князья в эпоху «собирания русских земель» не обладали тем экономическим потенциалом, который позволил бы им сформировать постоянную армию, чиновничий аппарат и сословные учреждения как опору своей власти, т.е. то, что у европейских монархов уже было к концу политического объединения. Постоянная нехватка средств заставляла первого царя искать источники финансирования в усилении эксплуатации населения и конфискации вотчинных земель. Главной социальной базой абсолютизма в этих условиях становились помещики-дворяне, получавшие землю с крестьянами в пожизненное владение и другие служилые люди (дьяки, окольничие, воеводы и т.д.). Все это отразилось на характере формирования российского абсолютизма – оно сопровождалось закрепощением крестьян, произведенным в интересах помещиков, разгромом вотчинного землевладения в годы опричнины (1565-1572 гг.), усилением налогового гнета. Отсутствие поддержки со стороны широких народных масс заставляло Ивана Грозного создавать ее искусственно, и в 1549 г. он созывает Земский собор – российский аналог парламента. В отличие от западных сословных учреждений, Земский собор не только появился значительно позже и уже после политического объединения страны, но и не делился на палаты. Главную роль в нем играли не представители «третьего сословия», которого фактически не было, а бояре, дворяне и церковники. Все это в совокупности сделало усиление царской власти в России процессом очень медленным, драматичным и во многом зависящим от личных качеств царя. Иван Грозный, хотя и остался в памяти потомков жестоким самодержцем, все же не стал абсолютным монархом, но создал все предпосылки к ее установлению.
В дальнейшем преемники Ивана Грозного могли бы оформить в России абсолютизм, но помешал политический кризис, разразившийся в связи с прерыванием династии и вылившийся в Смуту (1598-1613 гг.). Только с воцарением Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.), который получил престол не от Земского собора, а по праву наследования, процесс формирования абсолютизма продолжился. Он сопровождался и был во многом обусловлен экономическими изменениями в стране: формированием единого внутреннего рынка, зарождением промышленности, ростом городского населения.
Основные этапы процесса завершения формирования абсолютизма при Петре I:
1698 г.: начало военной реформы – ликвидация стрелецкого войска, формирование регулярной армии, введение рекрутской повинности;
1708-1722 гг.: реформы управления; были учреждены новые органы власти взамен старых, сформировалась система контролирующих учреждений, было изменено административно-территориальное устройство;
1720 г.: издан Главный регламент – документ, в котором были расписаны обязанности государственных чиновников;
1721 г.: основание империи; после победы в войне с Швецией Петр стал называться «отцом отечества», императором, а Россия – империей;
1722 г.: издан Табель о рангах – документ, определяющий порядок продвижения по службе военных чинов и государственных чиновников; в этом же году был издан указ о престолонаследии, согласно которому император освобождался от единственной своей обязанности – передавать престол сыну; отныне император сам мог определять себе приемника (им могла быть и женщина).
В результате реформ Петра I была сформирована новая государственная структура. Ее основой был Император. Император назначал правительство – Сенат (учрежден в 1711 г.). Боярская дума была ликвидирована. Сенат сочетал в себе функции высшего исполнительного, судебного и законосовещательного органа. Вместо большого количества приказов, каждый из которых имел собственные финансы, были созданы новые отраслевые исполнительные органы власти – коллегии (1712-1722 гг.): юстиц-коллегия (судебный и административный орган); политическая (она же иностранная, заведовала внешними сношениями государства), адмиралтейств-коллегия (управляла флотом), военная (занималась снабжением и расквартированием армии), камер-коллегия (заведовала государственными доходами), коммерц-коллегия (заведовала торговыми делами), штатс-контор-коллегия (заведовала государственными расходами), берг-коллегия (управляла тяжелой промышленностью), ревизион-коллегия (проводила ревизии – переписи населения, осуществляла общий контроль финансов), вотчинная (занималась поземельными отношениями), мануфактур-коллегия (управляла легкой промышленностью). Духовная коллегия (Святейший Синод), образованная в 1721 г., управляла церковью. Сама эта мера означала подчинение церкви государству. Главный магистрат, являвшийся также по сути своей коллегией, управлял городами.
Городское управление в России. Петр пытался внедрить в России западноевропейские институты городского самоуправления, при этом не собираясь терять контроль над городским населением. Отсюда – противоречивость городских реформ Петра.
С 1699 г. посадское население изымалось из юрисдикции воевод и переходило в подчинение Бурмистерской палате в Москве (во главе которой стоял президент) и земских изб в остальных городах (в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами). В состав земских изб входили бурмистры – выборные от купцов, фабрикантов, слобод. Выбирались они на один год. Земские избы считались органами городского управления лишь по месту их нахождения, а по составу и компетенции были сословно-представительными учреждениями, формировавшимися выборным путем, выполняющимися фискально-контрольные функции. При этом продолжали действовать воеводы, юрисдикция которых распространялась на тяглую часть общества. Реформа 1699 г. не была распространена на Сибирь.
В 1718 г. была учреждена система городских магистратов (вместо земских изб), образцом которых явились рижский и ревельский городские органы. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Магистрат являлся хозяином в городе, на него не распространялась власть воевод и губернаторов. Централизация управления городами шла навстречу пожеланий купечества, высказываемым еще в XVII в. Купцы видели в ней защиту от притеснений местных властей.
Горожане делились на «регулярных» (высших) – 2 гильдии (богатые купцы и лица свободных профессий) и «подлых» (низших) – ремесленники и торговцы. Высшие пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Эти меры имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно учреждениями судебными и административно-финансовыми. На них возлагалась обязанность наблюдения как за раскладкой государственных сборов и пошлин, так и за их сбором. Что касается прав, предоставленных магистратам, то они были очень скромны. Главным из них было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через старост и старшин с согласия всех граждан. Но права самообложения и самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили. Число членов магистрата зависело от того, к какому разряду принадлежал данный город. В городах первого разряда магистраты состояли из четырех бурмистров и одного президента, стоявшего во главе их, а в городах последнего (пятого) разряда коллегиальное учреждение заменялось единоличной должностью бурмистра.
Более широкие функции получило городское управление с изданием в 1719 г. регламента коммерц-колегии и, особенно, Устава главного магистрата 1721 г., а также инструкции городовым магистратам 1724 г.
В 1708 г. началась реформа административно-территориального устройства, в ходе которой было создано 12 губерний.Главы губерний – губернаторы – непосредственно назначались императором. Губернии делились на провинции, управлявшиеся назначаемыми императором воеводами. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами, которые избирались местными дворянами. Городами управляли выборные магистраты (ратуши), которые, однако, подчинялись Главному магистрату.
Административно-территориальное устройство России. В 1708 году Петром I было распределен 341 город между 8 губерниями (Московская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Двинская, Ингерманландская, Сибирская). В 1714 губерний стало 10, 1719 – 11, в 1725 число их дошло до 12 (добавились Нижегородская, Астраханская, Рижская и Ревельская). Принципы образования губерний: налогово-финансовые, принцип удаленности городов от губернских центров, нахождение по отношению к путям сообщения, личностно-субъективный (учитывались интересы назначенных губернаторов – князя Меньшикова, Апраксина, Стрешнева и др.).
Главная идея реформы – обеспечить запросы армии. Губернии обязаны были из своих средств финансировать нужды армии, флота и дипломатического ведомства. В 1711 г. все полки были расписаны по губерниям, которые их содержали. Отныне они назывались по шествующим губерниям (Казанский полк, Астраханский полк и т.д.) Запустить механизм удалось лишь в 1712 г.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, а в Санкт-Петербургской и в Азовской – генерал-губернатор. Губернатору подчинялись вице-губернатор и четыре помощника по отраслям управления. Губернаторы ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и др. Ландрихтер имел судебные полномочия. Обер-провиантмейстер и провиантмейстер ведали сбором хлебных запасов. Исполнительным органом была губернская канцелярия, которая являлась основным административным, финансовым, судебным органом.
Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии собирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. Ландраты (от 8 до 12 человек ландраторов дворянского происхождения (по указу 1713 г.)) – назначались Сенатом из удвоенного числа кандидатов, предложенных губернатором. По указу 1714 г. вводилась практика выборности ландратов самими дворянами, но Сенат это фактически игнорировал. Постепенно ландраторы оформились как чиновники по особым поручениям.
В 1715 г. губернии были разделены на доли. В каждой доле насчитывалось 5536 дворов. Во главе управления поставлены ландраты с функциями финансовыми, полицейскими, судебными. Полномочия их не распространялись на городское население. Число долей было положено в основу исчисления повинностей, причитающихся с каждой губернии. Доли иногда совпадали с уездами.
В 1719 г. Петр провел следующую областную реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Губернии были разделены на 45 провинций. Каждая провинция управлялась отдельно от губернии и подчинялась центру. Во главе провинции стоял воевода. Воевода обладал широким кругом полномочий в административной, финансовой, полицейской и судебной областях. Воеводе подчинялась земская канцелярия, куда входили: земской камерир – надзиратель за сборов налогов (назначался камер-коллегией); рентмейстар (казначей); провиантмейстер (заведовал хлебными казенными сборами).
Провинции делились на дискрикты, представлявшие собой округ, в котором насчитывалось около 2000 дворов. Во главе дискрикта стоял земской комиссар, на которого возлагались те же обязанности, что и на воеводу в провинции. Сама должность комиссара появилась еще в 1714 г., она была выборной и учреждалась для сбора нового налога – подушной подати. Земский комиссар выбирался местным дворянским обществом сроком на один год, был ответственен перед своими избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело подчинилась ее влиянию.
С 1719 г. губернии объединили на своих территориях суд и вооруженные силы, т.е. стали военными и судебными округами. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности – все это возлагалось на администрацию.
Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И.И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.
Контрольные органы были представлены прокурорской конторой (осуществляла гласный надзор за госучреждениями), фискальной конторой (осуществляющей тайный надзор) и тайной канцелярией (орган госбезопасности, образован в 1718 г.).
Все реформы Петра Великого были подчинены интересам внешней политики России, которая в эти годы решала историческую задачу получения выхода в судоходные моря для обеспечения дальнейшего развития страны. Почти все правление Петра Россия вела тяжелую войну со Швецией (Северная война 1700-1721 гг.). Война шла с переменным успехом, но после побед над шведской армией под Полтавой (1709 г.) и флотом при Гангуте (1714 г.) война закончилась подписанием выгодного для России Ништадтского договора (к России были присоединены шведские провинции Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия). Выход в Балтийское море был получен. Войны с Турцией за выход в Черное море успехом не увенчались.
Северная война.В начале своего самостоятельного правления (формально Петр находился на престоле с 1682 г., т.е. с 10-летнего возраста. Его соправителем был старший брат Иван V, умерший в 1696 г.) Петр считал главным направлением внешней политики борьбу с Турцией. Два Азовских похода закончились завоеванием в 1696 г. крепости Азов, но это не решало проблемы, поскольку Азовское море соединялось с Черным узким Керченским проливом, находящимся в руках турок.
Тогда Петр обратился против Швеции, намереваясь добиться выхода в Балтийское море, потерянного Россией во время Смуты. Петру удалось привлечь на свою сторону Данию, Польшу и Саксонию. Вместе с Россией эти страны составили Северный союз (отсюда название войны со Швецией – Северная). Северная война делиться на несколько этапов.
Первый период – 1700-1706 гг. – период коалиционной войны и триумфа шведского оружия. Уже в начале войны Карл XII, король Швеции, нанес неожиданный удар Дании, осадив Копенгаген. Дания вышла из войны. После этого шведские войска разбили поляков и саксонцев, которые осадили Ригу. В ноябре 1700 г. шведы нанесли сокрушительное поражение русской армии под Нарвой (шведов было в несколько раз меньше русских). Считая Россию разгромленной, Карл XII обратился против короля Польши (и одновременно – курфюрста Саксонии) Августа II. Против России был оставлен заслон в Прибалтике.
После потери под Нарвой почти всей артиллерии в России развернулось лихорадочное строительство новых промышленных предприятий. Все это позволило в короткий срок ликвидировать тяжелые последствия поражения под Нарвой и ускорить формирование регулярной армии. Осторожно действуя против шведов в Прибалтике, никогда не предпринимая никаких действия без преимущества в живой силе, нигде не вступая в открытое сражение со шведами, русские войска в 1702 г. овладели крепостью Нотебург, в 1703 г. – Ниеншанцем, в 1704 г. – Нарвой. В 1703 г. на месте Ниеншанца стал возводиться Санкт-Петербург.
Тем временем Карл XII в нескольких сражениях разбил войска Августа II. Для оказания помощи Польше русское командование сосредоточило свою армию в 1706 г. под Гродно. Карл XII, подойдя к Гродно, грозил отрезать русские войска. Умелым маневром русские войска вышли из расставленной шведами ловушки и без потерь были отведены на Украину. Но польско-саксонские войска потерпели страшное поражение под Фрауштадтом, и в сентябре 1706 г. Карл XII вынудил Августа II заключить Альтранштадтский мир, согласно которому Польша и Саксония отказывались от союза с Россией, а Август II лишался польской короны, сохраняя лишь Саксонское курфюршество Таким образом, Северного союза более не существовало и дальнейшую борьбу со Швецией России пришлось вести в одиночестве. Петр предложил Карлу мир, но его условия были Швецией отвергнуты.
Второй период войны – 1707-1709 гг. – решительное противоборство России и Швеции. Осенью 1707 г. шведские войска начали свой марш на восток с целью вторжения в русские пределы и похода на Москву. Ведя оборонительные бои, русская армия в 1708 г. отступала к границам России. Это заставило Карла XII изменить план вторжения. Вместо того чтобы идти через Смоленск к Москве, он вынужден был принять план обходного движения и пойти на Украину, где его ожидал изменник гетман Украины Мазепа. Туда же должен был прибыть находившийся под Ригой шведский корпус под начальством А. Левенгаупта, предназначавшийся для пополнения потрепанных в боях войск Карла XII. Мазепе удалось привести к Карлу XII лишь около 2 тыс. человек. Не выполнил своей задачи и корпус Левенгаупта. В сражении у деревни Лесной 28 сентября 1708 г. он был полностью разгромлен Шереметевым.
Основные силы шведской армии с апреля 1709 г. были сосредоточены под Полтавой. Сражение под Полтавой началось рано утром 27 июня 1709 г. Шведов было вдвое меньше, чем русских, у них молчала артиллерия, и, тем не менее, на первом этапе битвы русские чуть было не были смяты противником. В наиболее критический момент боя Петр сам бросился вперед с батальоном Новгородского полка. Не выдержав натиска, шведы начали отступление, превратившееся в бегство. Карл XII вместе с Мазепой и небольшим отрядом спаслись от плена и укрылись в турецких владениях.
В результате Полтавской победы осенью 1709 г. на польском престоле был восстановлен союзник России Август II. Дания вновь вошла в состав коалиции, к ней присоединилась Пруссия. Таким образом, Северный союз был восстановлен и даже расширился благодаря успехам русского оружия.
Третий этап войны – 1710-1721 гг. – закрепление успехов России и медленное добивание Швеции с помощью союзников. В 1710 г. русскими войсками были взяты Рига, Ревель, Выборг и Кексгольм. Но одновременно ухудшились русско-турецкие отношения. Карл XII старался восстановить турецкое правительство против России. В том же направлении действовали морские державы – Англия и Голландия, а также Империя, заинтересованные в том, чтобы ослабить Россию.
В ноябре 1710 г. турецкое правительство объявило войну России. В январе 1711 г. крымские татары вторглись в русские земли и на территорию Правобережной Украины. Русские войска во главе с Петром I стягивались р. Прут. Здесь в июле 1711 г. они встретились с численно превосходящими силами турок и татар. В происшедшем 9 июля сражении турки понесли большие потери, и начались переговоры. 12 июля 1711 г. был заключен мирный договор. Он содержал тяжелые для России условия: возвращение Азова туркам, обязательство срыть крепости на юге.
Военные действия России против Швеции были более удачны. Теперь военные операции развернулись далеко от русских границ – в шведской провинции Померании, где в 1713 г. русские войска и союзники разгромили шведов под Штеттином, и в Финляндии, где в том же году русские овладели Гельсингфорсом и Або. К этому времени важное значение приобрела борьба на море. Большое морское сражение произошло у мыса Гангут 27 июля 1714 г. Ожесточенный бой закончился сдачей в плен шведской эскадры. Начались переговоры со Швецией о мире. Однако в ноябре 1718 г. Карл XII был убит при осаде крепости в Норвегии, и в Швеции взяли верх противники мира с Россией. Переговоры были прерваны. Против России выступила Англия, обещавшая помощь Швеции. Дважды английский флот пытался напасть на флот России в Балтийском море, но неудачно. Под давлением Англии Пруссия подписала договор со Швецией в 1720 г. и разорвала союз с Россией. В том Но русская эскадра одержала победу над шведами при Гренгаме в 1721 г., после чего был высажен десант на шведском побережье. Все это заставило англичан рекомендовать шведскому правительству возобновить мирные переговоры.
Итак, в правление Петра Великого в России сложилась абсолютная монархия, был создан эффективный государственный аппарат, реформирована армия, что позволило России завоевать выход в Балтийское море.