Социально-экономическое развитие Ордынской Руси

Новые экономические реалии Ордынской Руси (имеются в виду те русские территории, которые зависели от Золотой Орды) состояли в выплате дани Орде. Ордынская дань была двух основных видов:

1)выход – регулярная дань. Выход собирался регулярно с 1257 г. (год первой переписи населения) до сер. XIV в.; брался с общин «с души», но «по силе» (богатые волости и города платили за «душу» больше, чем бедные). Первоначально (до 1262 г.) выход собирался мусульманскими купцами-откупщиками (бесерменами). После восстания в Ростовской земле в 1262 г. ханы, по-видимому, постепенно стали отдавать дань на откуп русским князьям и боярам. Руководил сбором дани с какого-либо княжества баскак. В 1276 г. была проведена вторая перепись населения. С конца XIII в. дань доставлялась татарам русскими князьями самостоятельно. Уже с начала XIV в., по-видимому, начались перебои с выплатой дани. Новых переписей населения не производилось. Проконтролировать князей было невозможно, количество дани уменьшалось. Видимо поэтому в 1327 г. Узбек попытался восстановить порядок, при котором дань собирали баскаки. Однако восстание в Твери, в ходе которого был убит баскак Чолхан, заставило Узбека отказаться от этой затеи. Дань по-прежнему собирали князья, а общий контроль над ее сбором был возложен на великого князя, которым в 1327 г. стал ИванКалита, руководивший подавлением тверского восстания.

2) чрезвычайные ордынские сборы – нерегулярно собиралась с населения городов и вотчин. К ним относились ям – сбор на содержание подвод татарским чиновникам, содержание татарских послов, подарки хану и его вельможам.

 

Ордынская дань. После того, как прекратились переписи населения, количество выхода стало зависеть от соглашений великих князей с ханами. Так, например, известно, что Дмитрий Иванович до войны с Мамаем платил в Орду дань меньшую, чем платил Иван Калита, а после нашествия Тохтамыша заплатил тому огромный выход. О количестве дани дают представление завещание Дмитрия Донского и договоры князей друг с другом. Так, Дмитрий платил 1000 рублей со всех волостей, принадлежавших его сыновьям, а со всего княжества – 5000 рублей. Столько же платил его сын Василий. Нижегородский удел платил 1500 рублей. Дань бралась не поголовно. Служители религиозных культов (кроме еврейских раввинов) от дани освобождались. Некоторые бедные территории (например, разоренное в 1327 г. Тверское княжество) на определенный срок вообще освобождались от дани. Количество выхода год от года менялось. Изменчивость выхода выражалась обычным в княжеских договорах условием: «А прибудет дани больше или меньше, взять ее по тому же расчет». С.М. Соловьев отмечал, что «…со времен Донского обычною статьею в договорах и завещаниях княжеских является то условие, что если бог освободит от Орды, то удельные князья берут дань, собранную с их уделов, себе и ничего из нее не дают великому князю». Таким образом, если не было запросов из Орды, дань шла в княжескую казну.

 

Несмотря на общепринятый в официальной истории тезис об экономической отсталости Руси вследствие монголо-татарского нашествия и стагнации хозяйства в годы «ига», факты свидетельствуют об обратном. В это время произошли чрезвычайно важные изменения в экономической жизни русских земель, многие из них связаны с зависимостью от Орды, но они прогрессивны:

распространение трехполья; трехпольный севооборот, к тому времени уже повсеместно распространенный в Европе, позволял собирать гарантированный урожай в большем, нежели ранее, количестве; есть мнение, что переход к трехполью был совершен в связи с увеличением потребностей населения (необходимость выплаты дани Орде);

рост феодального землевладения; увеличение количества вотчин было связано с потребностями великокняжеской власти, старавшейся в условиях жесткой конкуренции привлечь на свою сторону как можно больше бояр;

рост церковного землевладения (к сер. XV в. – около 240 монастырей); жители церковных земель не платили выход, но, вероятно, не были освобождены от некоторых государственных повинностей, поэтому князья старались вывести государственные земли из-под опеки татар, передав их церкви; кроме того, как и ранее, князья старались заручиться поддержкой РПЦ;

появление поместий (давались в пользование служилым людям);в условиях выплаты дани непосредственные доходы князей сократились, в то время как потребности в воинах росли, поэтому часть дружинников князья переводят на «самоокупаемость», предоставляя им землю с крестьянами, которые теперь были обязаны содержать дружинника; поместий в это время было еще очень немного;

с проблемой нехватки средств в княжеской казне были связаны рост оброков и барщины и введение новых судных и торговых пошлин (мытов);

 

Княжеские пошлины и повинности. Из пошлин состояли постоянные княжеские доходы. Упоминаются следующие торговые пошлины: сбор с воза (товара); сбор с человека (желающего торговать); сбор с верхового, если он приехал для торговли; сбор с уклонившихся от уплаты мытов за каждый воз плюс штраф; сбор с торговой ладьи или струга; сбор с продаж. В источниках также упоминаютс: гостиное, весчее, пудовое, пошлина с серебряного литья, резанка, шестьдесят, побережное, пятно (пошлина с положения клейма на лошадей), пошлины с соляных варниц (противень, плошки), сторожевое, медовое, езовое (пошлина с рыбных промыслов), закось, или закосная пошлина, поватажное, портное. Судные пошлины: вина, поличное, безадщина, татин рубль, пересуд. Упоминается пошлина с браков (повоженная куница).

Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV—XV вв. должны были нести различные повинности в пользу государства. Крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело»), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»). На содержание княжеской администрации брались кормы. К числу тяжёлых повинностей, которые должны были выполнять крестьяне, принадлежала обязанность давать помещение, содержание и подводы княжеским сборщикам дани, писцам, приставам и т.д. Крестьяне, зависимые от светских и духовных феодалов, наряду с повинностями в пользу своих владельцев должны были выполнять работы в хозяйстве князя: строить княжеский двор и конюшни, косить сено на княжеских лугах, участвовать в «ватагах» княжеских рыболовов и т.д.

 

рост городов, восстановление ремесел, развитие внешней торговли (с начала XIV в.), восстановление монетных систем (новгородские и московские монеты); все упомянутые изменения были связаны с возобновлением транзитной торговли через Русь, только теперь основным торговым коридором был путь с Востока по Волге через города северо-восточной Руси и Новгород к Балтийскому морю.

Социальная структура Руси в эпоху «ига» также подверглась трансформациям, основными из которых являются:

обояривание удельных князей;при присоединении к Москве удельных княжеств местные князья, как правило, переводились в Москву как бояре великого князя;

распространение кормлений и местничества. На места из Москвы отправлялись наместники из бояр (в города) и волостели из дворян (в волости); они содержались за счет местного населения; на подобных же условиях бояре исполняли различные должности в самой Москве; такая практика управления называлась кормлениями. Выделялись бояре большие (кормились с территорий) и путные (кормились с должностей). Ту или иную должность, ту или иную территорию в управление бояре получали на основании родовитости (чем древнее и почетнее род, тем выше и доходнее должность). Такой порядок назначения на должности назывался местничеством;

 

Система кормлений. Кормления – не вознаграждение за государственную службу, а награда за службу придворную и военную, которая была обязанностью каждого служилого человека и осуществлялась безвозмездно. Кормленщиксобирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судеб­ных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. Целями кормленческой системы были: 1) максимальное извлечение доходов из управляемого округа; 2) осуществление связей провинций с государством; 3) содержание государственных чиновников за счет населения.

Корма и пошлины вносились не отдельными лицами, а их различными общностями, т.е. крестьянскими мирами, купеческими корпорациями, ремесленными и промысловыми артелями; отдельные лица вносили корм за осуществление ими определенных действий или за оформление им различных административно-судебных документов в органах суда.

Кормы делились на окладные и неокладные сборы. К окладным сборам относились: въезжий корм (уплачивался единовременно; это было своеобразное подношение, дары наместнику или волостелю при вступлении их в должность); рождественский, петровский, великоденский кормы (уплачивались ежегодно; были определены «Уставными грамотами» (дарованы центральной властью округам) или «Жалованными грамотами» (предназначались отдельным кормленщикам на жалуемые им в кормление территории)). К неокладным сборам относились денежные штрафы и пошлины. Основные из них: судебные (процент с суммы иска (не менее 10%) или «противень против исцова», т.е. штраф с виноватого и размере всей суммы иска); таможенные (взимались с продаваемых товаров).

Административный аппарат наместников и волостелей: тиуны (правосудие), доводчики и праведчики (вызов в суд, исполнение судебных решений). Эти мелкие чиновники не состояли на государевой службе, не являлись государственными чиновниками, а были дворовыми людьми или холопами кормленщиков.

Территория распространения кормлений: земли, не приписанные к княжескому двору и боярам (черные земли). До середины XVI в. повсеместно практиковались так называемые тарханы, когда великий князь той или иной территории предоставлял привилегию не иметь наместничьей или волостельской власти. Тарханные грамоты имела и церковь: духовенство и церковное имущество относились к юрисдикции особого церковного суда. Сами служилые люди и дворцовое имущество подлежали личному суду Великого князя или Боярской Думы. Таким образом, власть наместников и волостелей распространялась только на тягловое население.

 

выделениесредисмердов старожильцев (несли все повинности) и новосельцев (несли облегченные повинности); такой порядок вводился вотчинниками для привлечения на свои земли новых людей.

Итак, экономика русских земель в период зависимости их от Орды обнаруживает тенденции поступательного развития технологий и объемов производства и обмена. Развиваются и процессы феодализации, имеющие, правда, свою специфику в сравнении с Европой (появление поместий). Социальная структура отличается размытостью социальных групп, высокой степенью социальной мобильности.