Российская историография
Исторические источники
Методология исторической науки
Определение:методология – учение о способах познания, в данном случае, исторического процесса.
Предмет:закономерности исторического процесса и особенности исторического развития народов.
Функции: познавательная; воспитательная; прогностическая; социальной памяти (мировоззренческая); политическая (практически-политическая); методологическая.
Подходы:линейный (формационный, социально-экономический): одновариантный путь развития, поступательность и прогрессивность исторического процесса (К. Маркс, Г. Гегель, У. Ростоу); циклический (цивилизационный, культурно-исторический): многовариантность развития, циклический характер исторического процесса (А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер); синтетический: признание неких универсальных законов развития при полицентричности человечества (теория модернизации, теория пассионарности).
Методы: идеографический; проблемно-хронологический; историко-генетический; историко-типологический; историко-сравнительный; историко-системный.
Определение: исторический источник – любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс, привлекаемый историком для познания прошлого.
Этапы исследования:интерпретация (понимание авторского замысла создателя источника); анализ (раскрытие информационных возможностей источника); синтез (оценка источника как исторического явления).
Категории:письменные, вещественные, изобразительные, устные, поведенческие, фонические.
Группы письменных источников:литературные (летописи, повести и сказания, мемуары, письма, дневники, периодика, публицистика); юридические (договоры, законодательные акты, делопроизводственные документы); экономико-статистические (обзоры, отчеты, своды данных).
Источниковедческие особенности периодов: до XVII в. – малочисленность источников, приоритетное значение летописей (хронографов); XVIII-XIX вв. – увеличение количества источников, появление публикуемых источников; ХХ в. – многочисленность источников, унификация форм источников.
Определение:историография – наука о развитии исторических знаний.
Дворянский период (XVIII – н. XIX вв.): В.Н. Татищев («История Российская»), М.М. Щербатов («История Российская с древнейших времен»), Н.М. Карамзин («История государства Российского»); особенности: отождествление истории страны и государства, норманнизм и антинорманнизм.
Буржуазный период(н. XIX – н. ХХ вв.): Н.А. Полевой («История русского народа»), С.М. Соловьев («История России с древнейших времен»),В.О. Ключевский («Курс русской истории»); особенности: отождествление истории страны и народа, выявление исторических особенностей России, западничество и славянофильство.
Советская школа (ХХ в.): М.Н. Покровский («Русская история с древнейших времен»), Б.Д. Греков («Киевская Русь»); особенности: марксистская методология; изучение соц.-экономической истории.
Евразийство (ХХ в.): Г.В. Вернадский («История России»); Л.Н. Гумилев («От Руси к России»); особенности: изучение проблем самобытности России и ее связей с Востоком.