При оценке результатов оперативно-розыскной деятельности.
Взаимодействие на этапах расследования преступления.
Для обеспечения взаимодействия подразделений органов внутренних дел в целях эффективного оперативного сопровождения процесса расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, их совершившие, не установлены, может создаваться специализированная СОГ.
Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления, следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий оперативно-розыскные мероприятия по соответствующему уголовному делу, составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками (на практике по-прежнемудействуют согласно приказу МВД РФ от 20.06.96г. №334 (отменён) - следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем органа внутренних дел).
Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на следователя – в производстве которого находится уголовное дело, и начальника соответствующего оперативного подразделения.
План должен содержать: розыскные и следственные версии, а также данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень необходимых следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.
План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и сотруднику оперативного подразделения.
При необходимости, а по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в обязательном порядке, сотрудник оперативного подразделения и следователь совместно составляют согласованный план мероприятий, который утверждается руководителями следственного подразделения и оперативного подразделения.
В плане определяются последовательность и сроки реализации необходимых оперативно-розыскных мероприятий и предполагаемых к выполнению после возбуждения уголовного дела первоначальных следственных действий, их исполнители, меры по задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования.
По согласованному решению руководителей следственного подразделения и оперативного подразделения к участию в запланированных мероприятиях в установленном порядке могут привлекаться сотрудники других подразделений органов внутренних дел, включая специальные подразделения (отряд милиции специального назначения, отряд милиции особого назначения), либо иных правоохранительных органов Российской Федерации.
В этом случае составляется план организационных мероприятий, который предусматривает расчет сил и средств, перечень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения расчет сил и средств может быть скорректирован.
В случае участия значительного числа сотрудников органов внутренних дел, может создаваться временная группа управления, координирующая деятельность сотрудников, осуществляющих реализацию результатов оперативно-розыскной деятельности, возглавляемая следователем. После возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий временная группа управления прекращает свою работу.
На практике по-прежнемуна стадии реализации оперативных материалов действуют согласно приказу МВД РФ от 20.06.96г. №334 (отменён):
1. На стадии реализации оперативных материалов следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем горрайлиноргана.
2. План включает в себя: розыскные и следственные версии, данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.
3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.
4. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и оперативному работнику.
5. При необходимости задействования значительного числа сотрудников на начальной стадии расследования составляется план организационных мероприятий, который включает в себя расчет сил и средств, необходимых для реализации оперативных материалов, перечень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения силы и средства, привлекаемые к работе по делу, рассчитываются вновь.
6. Контроль за реализацией намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают начальники следственного и оперативного подразделений. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь и оперативный работник отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты заслушиваются одновременно.
ПЛАН
согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу №…..
Организация и планирование расследования, производимого группой следователей.
Возможность расследования преступлений группой следователей предусмотрена ст. 163 УПК РФ.
В качестве основания для поручения расследования нескольким следователям закон называет сложность уголовного дела или большой объем. Можно назвать целый ряд условий, при наличии которых целесообразно применять групповой метод расследования:
1. Большое число эпизодов преступной деятельности, которые необходимо расследовать в рамках одного уголовного дела.
2. Значительное число версий об обстоятельствах совершения преступления, которые необходимо проверить.
3. Значительное число лиц, привлеченных к ответственности по одному уголовному делу.
4. Необходимость ведения расследования одновременно в различных местах.
5. Необходимость производства значительного числа следственных действий в течение короткого промежутка времени.
6. Проведение расследования на различных языках. Группу следователей необходимо создавать и при наличии любых других обстоятельств, обуславливающих сложность или большой объем уголовного дела.
О создании следственной группы выноситься отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждением уголовного дела (ч.1 ст.163 УПК РФ).
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ёё состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому (ч.2 ст. 163 УПК РФ).
Все разновидности уголовных дел о многоэпизодных преступлениях можно разделить на два вида: дела о многоэпизодных преступлениях, совершенных небольшой организованной группой лиц, в течение значительного промежутка времени (от нескольких месяцев до нескольких лет), дела о преступлениях, совершенных большим количеством лиц или несколькими группами, в короткий период времени (от одного дня до нескольких дней) на сравнительно ограниченной территории или местности.
Понятно, что по такой категории дел необходимо допрашивать десятки и сотни людей (как очевидцев, так и потерпевших), проводить десятки, а порой и сотни осмотров мест происшествий, обысков, осмотров изъятых предметов и вещественных доказательств, назначать огромное количество различных экспертиз.
Вполне естественно, что в данном случае, для проведения расследования по указанной категории дел образуется, как правило, следственно-оперативная бригада, т.е. требуется совсем иная форма организационной работы. Следует сразу же оговориться, что термин «следственная бригада» взят из сложившейся следственной практики, т.к. в законе употребляется выражение: «производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объёма может быть поручено следственной группе» (ст. 163 УПК РФ).
По характеру дела, сложности и объема предстоящей работы, концентрации совершенных преступлений следственные бригады могут быть разделены на несколько видов, а именно:
- супербригады и бригады большого состава;
- бригады среднего состава;
- бригады малого состава (следственная группа).
Опыт расследования уголовных дел бригадами следователей показал, что супербригады (т.е. бригады очень большого состава и сложной структуры) формируются при расследовании масштабных преступлений большой общественной значимости, охватывающих комплекс достаточно автономных направлений преступной деятельности с большим количеством эпизодов и виновных лиц. Соответственно сложной является и структура таких бригад. Данные бригады состоят из следственных групп, а последние делятся на следственные подгруппы, т.е. налицо четырех звеньевая структура (руководитель бригады - руководитель группы - руководитель подгруппы - следователь).
Большие следственные бригады создаются в целях расследования крупных и сложных дел, включающих несколько меньшее число обособленных направлений расследования по сравнению с супербригадами, но также со значительным количеством эпизодов и числом обвиняемых по этим направлениям. Данные бригады состоят из групп следователей, осуществляющих расследование по каждому из имеющихся направлений и структурно являются трехзвенными (руководитель бригады - руководитель группы - следователь).
Кроме этого, как показала практика, супербригады и большие следственные бригады по своему составу являются смешанными или межведомственными.
Следственные формирования, относимые к бригадам среднего состава, образуются по делам, возбужденным в связи с совершением многоэпизодных относительно однородных преступлений со сложной фабулой. Для таких бригад характерно разделение их состава на мелкие группы, состоящие из 3-4 следователей, которым поручается отработка нескольких эпизодов из числа расследуемых. По структуре эти бригады являются двух или трехзвенными, а по составу однородной или смешанной, объединяющей следователей не более двух ведомств.
Что касается следственных бригад малого состава, то формируют их, как правило, по уголовных делам с небольшим количеством эпизодов, а иногда состоящим из одного преступления, но сложных по раскрытию и расследованию, требующих выполнения значительного объема следственной работы.
На отдельные подгруппы или группы такие бригады не разделяются. За каждым следователем группы закрепляется один из эпизодов преступлений, либо один из обвиняемых. Структура малых бригад двухзвенная, а по своему составу они однородны, т.е. состоят из следователей одного ведомства.
Следует также отметить, что необходимость организации следственных бригад со значительным числом следователей обычно возникает только на первоначальном этапе расследования и по мере завершения работы, в связи с которой следователи были включены в состав бригады, число ее членов уменьшают до количества, достаточного для осуществления дальнейшего расследования, и бригада может сократиться до уровня малого состава.
В то же время, по другим категориям дел, в частности о хищениях, в большие группы следователей при необходимости включают уже работающие группы следователей, или бригады малого состава, для проведения разовых крупномасштабных мероприятий. Подобные мероприятия характерны для ситуаций, сопряженных с необходимостью одновременного производства однородных следственных действий (одновременное производство выемок документов или обысков у подозреваемых лиц).
Процесс создания следственной бригады начинается с мотивированного постановления руководителя следственного органа, составленного в соответствии с требованиями ст.163 УПК РФ.
В данном постановлении обязательно указывается, кто из следователей должен принять дело к своему производству и стать руководителем бригады, а также перечисляется весь состав других членов бригады. Если в состав бригады включаются следователи других ведомств, их персональный состав предварительно согласовывается с руководителями следственных органов этих ведомств.
Постановление о расследовании бригадой следователей объявляется под роспись всем обвиняемым по данному уголовному делу. В дальнейшем, при вынесении постановлений о дополнении состава следственной бригады, либо исключении из ее состава следователей (постановление о дополнении и изменении состава следственной бригады) оно также объявляется всем обвиняемым.
Ответственность за расследование преступления возлагается на следователя, принявшего дело к своему производству, т.е. на руководителя бригады (группы).
Согласно ч.3, ч.4 и ч.5 ст. 163 УПК РФ:
ч.3. ст. 163 УПК РФ. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
ч.4.ст. 163 УПК РФ. Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153-155 настоящего Кодекса;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;
6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продление срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.
ч.5.ст. 163 УПК РФ. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В супербригадах и бригадах большого состава, имеющих самостоятельные структурные образования - штабы следственные и функциональные группы обеспечения, часть функций по руководству деятельностью бригад ложится и на руководителей этих групп и подгрупп. Распределение функциональных обязанностей закрепляется составлением соответствующего распоряжения.
В этих случаях за руководителем бригады сохраняется общее руководство ее деятельностью: утверждение общего плана расследования, определение внутренней структуры организационного построения, составление и редактирование наиболее важных следственных документов /постановлений о привлечении в качестве обвиняемых, обвинительного заключения/.
Все вопросы, процессуального характера, возникающие в процессе деятельности членов бригады, разрешаются вначале на уровне руководителей подгрупп, затем руководителей групп. В случае же разногласий вопрос выносится на рассмотрение руководителя бригады.
Каждый следователь - член бригады в пределах своей компетенции обладает самостоятельностью. От своего имени, в качестве члена следственной группы того следственного органа, которым сформирована бригада, он организует и проводит следственные действия, составляет об этом процессуальные документы. Понятно, что и руководители следственных подгрупп и групп вправе произвести самостоятельно любое следственное действие. Это же право принадлежит и руководителю следственной бригады, однако на практике оно используется им лишь в исключительных случаях.
Вполне понятно, что руководитель супербригады или большой следственной бригады должен иметь не только опыт расследования преступлений определенного вида, но и опыт руководства коллективом следователей. От руководителя бригады требуется не только высокий профессионализм, но и специфические психологические качества - умение общаться с людьми, устанавливать с ними психологический контакт, увлекать их поставленными задачами и проблемами, быстро завоевывать авторитет, создавать в коллективе творческую деловую атмосферу, предотвращать конфликты.
Как бы хорошо профессионально и психологически ни был подготовлен следователь для роли руководителя следственной бригады (средней, большой и супербригады) успешно осуществлять руководство ее деятельностью самостоятельно невозможно, так как в процессе ее работы постоянно возникают десятки вопросов кадрового, технического, информационного, материального, бытового характера. Оперативно разрешать комплекс этих вопросов и одновременно контролировать и направлять ход расследования невозможно.
В связи с этим, в составе средних бригад (от 30 до 60 чел.), больших (от 60 до 120 чел.) и супербригадах (от 120 до 300 чел.) образуются штабные подразделения для обеспечения организационной деятельности следственных бригад.
Количественный состав штабных подразделений зависит как от сложности и объема расследуемых преступлений, так и от численности самой следственной бригады. Оптимальный состав штаба бригады - 5-6 человек (без учета технических работников).
Начальник штаба назначается либо распоряжением прокурора или начальника следственного управления (отдела), либо распоряжением руководителя следственной бригады.
Начальник штаба осуществляет общее руководство работой штаба, вносит предложения руководителю следственной бригады по координации деятельности отдельных следственных групп, по изменению внутренней структуры организации расследования, руководит работой по сбору следственной информации, ведет наблюдательное производство по делу, готовит аналитические данные о результатах расследования, рассматривает поступающие в штаб материалы, жалобы и заявления граждан, осуществляет контроль за кадровым обеспечением деятельности бригады.
Заместитель начальника штаба осуществляет оперативный учет личного состава следственной бригады, контроль за перемещением следователей из группы в группу, размещением прикомандированных следователей в гостинице, нахождением следователей в командировках и в краткосрочных отпусках, осуществлении их замены. Заместитель начальника штаба вносит предложения об улучшении организации рабочих мест и бытовых условий по месту жительства следователей.
Один из помощников начальника штаба занимается оперативным учетом эпизодов совершенных преступлений, контролирует поступление данных об этих эпизодах из следственных групп и внесении сведений о них в ЭВМ, составляет сводные сведения о движении взятых на учет эпизодов преступлений и их раскрытии.
Другой помощник начальника штаба ведет статистический учет лиц, допрошенных по делу в качестве свидетелей всеми составами следственных групп, периодически вводит эти данные в компьютер и получает сводные сведения. Кроме этого он же ведет учет обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, контролирует работу с ними в следственных изоляторах, следит за сроками предварительного следствия и содержания под стражей обвиняемых, готовит проекты постановлений о продлении этих сроков.
Третий помощник начальника штаба занимается разрешением вопросов транспортного обеспечения работы следственных групп, обеспечения следователей оргтехникой, бумагой, процессуальными бланками, сейфами. Он же контролирует работу водительского состава.
В некоторых случаях на четвертого помощника начальника штаба могут быть возложены вопросы осуществления контроля за движением и хранением вещественных доказательств и других материальных ценностей, а также наград, изъятых при выполнении следственных действий. На него же могут быть возложены вопросы осуществления режима секретности по работе с изъятыми секретными документами.
В отдельных случаях на заместителя начальника штаба по работе с личным составом могут быть возложены вопросы осуществления пропускного режима в места дислокации рабочих мест следователей, а также вопросы осуществления охраны и личной безопасности членов следственной бригады.
Штабу следственной бригады придаются технические работники в составе канцелярии или секретариата, машбюро и компьютерной группы /компьютерного центра/, работой которых руководит начальник штаба, либо его заместитель. Иногда в составе штаба образуются аналитические группы, работой которых руководили старшие помощники начальника штаба.
В сложных ситуациях расследования именно правильной организацией работы следственных бригад в основном определяется успех их деятельности.
Децентрализованная работа группы имеет целый ряд преимуществ по сравнению с централизованной организацией:
1. Она позволяет полнее использовать инициативу и личные качества отдельных следователей - членов группы;
2. Она обеспечивает хорошее знание материалов дела следователями, производящими расследование по закрепленному за ними участку работы;
3. Такая организация позволяет полнее учитывать индивидуальные качества того или иного следователя при определении для него участка работы;
4. Она позволяет повысить ответственность отдельных следователей за свою работу, что в значительной степени способствует улучшению качества расследования.
Комбинированная форма организации работы группы следователей. Она совмещает в себе черты централизованной и децентрализованной форм организации работы группы следователей. Данная форма применяется, например, в тех случаях, когда следователи, работающие на закрепленных за ними участках расследования, на какое-то время периодически привлекаются для производства совместных мероприятий (групповые поиски, выемки документации и т. д.) Поскольку при этом особенно необходимо единое руководство действиями всей группы, в этот период децентрализованная форма организации работы на некоторое время заменяется централизованной.
Комбинированная форма организации работы группы следователей применяется в тех случаях, когда конкретные участки работы закреплены не за одним, а за несколькими следователями, составляющими своего рода подгруппу следователей. В рамках каждой подгруппы может применяться централизованная форма организации работы.
Порядок работы группы следователей так же бывает различным в зависимости от условий, в которых осуществляется расследование.
При работе группы одновременно в различных местах, руководитель направляет ее деятельность с помощью письменных указаний, по телефону либо непосредственно, выезжая в командировки. В этих условиях особенное значение имеет хорошо поставленное взаимное информирование. Это тем более важно, потому, что преступники, находящиеся в различных городах, всеми путями пытаются помешать расследования и так же стараются поддерживать связь друг с другом, координируя свои усилия в этом направлении.
Если вся группа работает в одном регионе, взаимное информирование может осуществляться в ходе проведения совещаний, при личных контактах между следователями, при совместном производстве следственных действий и непосредственном ознакомлении с материалами, полученными каждым из них.
Важным фактором, обеспечивающим правильность организации их совместной работы, является совместное планирование, обеспечивающее последовательную и ритмичную работу, как следователей, так и оперативных работников.