Планирование расследования преступления - это деятельность, направленная на определение цели и конкретных путей ее достижения на каждом этапе следствия.
Результатом планирования является план расследования, представляющий конкретную программу действий следователя, направленный на достижение намеченной цели.
Элементы планирования:
- изучение информации;
- выдвижение версий;
- определение путей проверки версий (выбор действий, определение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий);
- корректировка (изменение и дополнение) плана.
Каждый план, прежде всего, должен отвечать на вопрос, какую цель преследует планируемое действие (или комплекс действий): проверку следственной версии, установление подлежащих доказыванию обстоятельств или выяснение конкретных вопросов, имеющих значение для расследуемого дела.
Устанавливая в процессе планирования направление предстоящего расследования, следователь получает возможность заранее наметить пределы, необходимые для установления истины по делу, исключая тем самым ненужную, лишнюю работу.
Расследование приобретает целенаправленный характер, создаются предпосылки для определения наиболее коротких путей решения поставленных задач, выбора эффективных тактических приемов и использования всех имеющихся технико-криминалистических средств.
При определении направления расследования большую роль в процессе планирования играют следственные версии. Они являются логической основой планирования.
Планирование расследования призвано обеспечивать условия для всесторонней и по возможности одновременной проверки всех выдвинутых версий.
Элементом процесса планирования является выбор следователем тех действий, которые в своей совокупности образуют рабочую программу его деятельности по расследованию конкретного преступления.
Предшествуя процессуальным действиям, планирование дает возможность своевременно решать вопрос о необходимости комплексного использования на том или ином этапе следствия сил и средств, которыми располагают различные службы правоохранительных органов, или, принять, например, решение о привлечении к расследованию представителей общественности.
Наличие в плане расследования конкретной программы действий следователя дает возможность использовать план не только как средство контроля за повышением качества и эффективности расследования, но и в целях совершенствования его организации.
Понятия планирования и организации расследования взаимосвязаны.
Анализ намеченной планом программы действий позволяет представить необходимых организационных мероприятий, направленных на реализацию плана. Эти мероприятия могут быть включены в план расследования наряду со следственными действиями.
Планирование организационных мероприятий способствует улучшению организаторской деятельности, делая ее упорядоченной.
В указанном смысле процесс планирования предполагает организацию расследования конкретного преступления, является непременным условием осуществления необходимых организаторских мероприятий, направленных на создание оптимальных условий проведения следствия.
Важным элементом планирования расследования является определение последовательности применения намеченных планом действий и сроков их производства.
В первую очередь целесообразно выделить те процессуальные действия, сроки проведения которых определены законом. К таким действиям, например, относятся: вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, допрос подозреваемого в совершении преступления, допрос обвиняемого после предъявления обвинения и др.
Без указания сроков проведения планируемых действий план не будет отвечать требованию конкретности.
Процесс планирования завершается принятием решения об исполнении намеченных действий. Это делает возможность оценить разработанную программу с точки зрения реальности осуществления плана в намеченные сроки и своевременно поставить вопрос о создании, например, группы следователей для его реализации.
Все элементы планирования: постановка цели, выбор действий, определение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий - должны найти обязательное отражение в письменных планах расследования.
В письменной форме план расследования дает возможность вовремя обнаружить проблемы следствия, вносить соответствующие коррективы в намеченную программу действий, он становится средством, способствующим управлению процессом расследованию по конкретному делу.
Наличие таких планов создает основу для календарного планирования сразу по всем делам, находящихся в производстве следователя, что в свою очередь может способствовать улучшению организации всей деятельности следователя по расследованию преступлений.
Отсутствие у следователя планов свидетельствует о том, что расследование на данном этапе неуправляемо и требуется своевременное принятие мер по организации самого процесса планируемого руководителем соответствующего следственного подразделения.
Деятельность по планированию расследования конкретных преступлений должна осуществляется в соответствии с определенными принципами.
Принцип динамичности означает, что планирование не является разовым актом. Оно осуществляется постоянно по мере поступления к следователю информации, на протяжении всего расследования.
В письменных планах расследования этот принцип находит выражение в том, что составленные на первом этапе расследования планы по мере необходимости уточняются, дополняются новыми, более развернутыми мероприятиями, к планам часто прилагается вспомогательная документация.
Принцип индивидуальности требует, чтобы разрабатываемые планы не имели характера типовой схемы, а обосновывались конкретными данными, полученными в процессе расследования по делу. Индивидуальность планирования обуславливается как неповторимостью каждого из расследуемых преступлений, так и особенностями личности следователя, осуществляющего планирование, используя профессиональные знания, опыт и навыки.
Принцип конкретности планирования состоит в том, что разрабатываемые планы не должны содержать общих, расплывчатых формулировок. Каждая программа действий должна давать предельно четкие ответы на конкретные вопросы: решение каких задач преследуется конкретными планируемыми действиями, в какие сроки и кто именно будет осуществлять эти действия.
Принцип реальности планирования проявляется в требовании разрабатывать программу действий на основе конкретных фактических данных. Выполненным должно быть каждое включенное в план действие с учетом возможностей, которыми располагает следствие. Оценка определенных действий как выполняемых может, осуществляется на основе знаний следователем достижений в той или иной области науки, например, при планировании производства судебной экспертизы. Названные принципы планирования взаимообусловлены: несоблюдение одного из них влечет нарушение и других принципов.
Фактические данные, образующие объективную сторону планирования, устанавливаются в ходе следствия не сразу. Процесс их обнаружения, собирания и исследования в криминалистике подразделяется на 2 этапа: первоначальный - от возбуждения уголовного дела до установления подозреваемого и предъявления обвинения - и последующий - до окончания расследования (существуют и другие точки зрения).
На каждом этапе расследования процесс планирования имеет специфические черты, обусловленные главным образом различием решаемых задач, а так же характером и содержанием производных действий.
Планирование первоначального этапа расследования. В большинстве случаев на первоначальном этапе следствия в распоряжении следователя имеется крайне ограниченное количество фактических данных, не позволяющих осуществить развернутое планирование, характеризующееся множественностью конкретных следственных версий, требующих проверки путем осуществления большого комплекса как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий.
Анализ исходных данных обычно позволяет с учетом рекомендаций криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений принять решение о производстве отдельных следственных действий, направленных на расширение круга имеющихся доказательств осмотров мест происшествий, обысков, задержаний, допросов и др.
Результаты, которые будут получены при производстве этих действий, во многом предопределяют дальнейший ход следствия, поэтому их проведение требует предварительного решения определенного круга вопросов, что позволит свести к минимуму возможные просчеты, неполноту, односторонность, в действии следователя.
Планирование отдельных следственных действий включает:
- окончательное уточнение цели и содержания предстоящего действия, круга вопросов, которые необходимо решить;
- получение дополнительной информации об условиях, в которых будет осуществляться действие; сведения о лицах, интересующих следователя, других данных;
- принятие решения о точном времени и месте проведения планируемого действия;
- выбор тактических приемов производства следственного действия, тактики использования оперативной информации;
- решение вопроса о привлечении необходимых участников следственного действия, о распределении между ними обязанностей, о времени и месте проведения инструктажа всех участников;
- принятие решения об использовании технико-криминалистических средств, необходимых в производстве действия и для фиксации полученных результатов (например, поисковых приборов, следственного чемодана, и т. д.).
Указанный перечень вопросов, решаемых при планировании следственных действий, не является исчерпывающим. В зависимости от характера следственного действия и конкретных условий его осуществления, могут возникнут иные вопросы, требующие принятие дополнительных решений.
В виду ограниченного объема исходных данных при планировании первоначального этапа расследования программа действий определяется в значительной степени на основе личного опыта следователя и научных рекомендаций криминалистической методики. Следователь на этом этапе нередко руководствуется типичными версиями, характерными для процессов расследования того или иного вида преступлений. При минимуме исходных данных эти версии, если они не противоречат имеющимся доказательствам, могут выполнять некоторое время роль ориентира при планировании конкретного этапа расследования.
Рекомендуемые методикой расследования отдельных видов преступлений пути проверки этих версий могут быть положены в основу при составления плана первоначального этапа расследования конкретного преступления.
По мере получения следователем информации при производства первоначальных следственных действий процесс планирования приобретает все большую индивидуальность.
Успех первоначального этапа расследования во многом зависит от быстроты и своевременности производства следственных действий. Поэтому существенное значение имеет вопрос о целесообразной последовательности планируемых действий. На решение этого вопроса оказывают влияние следующие факторы:
1. Необходимость сохранения и обеспечения подлинности объектов исследования путем производства в первую очередь тех следственных действий, которые направлены на обнаружение и фиксацию быстро исчезающих следов или исследование изменившейся со временем обстановки места происшествия.
К этой группе относятся действия, неотложность которых предопределена иными исключительными обстоятельствами, делающие возможным проведение их в более поздние сроки (например, в другую местность лица, которое необходимо допросить; или допрос умирающего потерпевшего). Промедление в осуществлении этих действий может привести к невосполнимой утрате доказательств, к затягиванию следствия.
2. Сроки проведения определенных следственных действий, регламентированные законом.
3. Отдельные процессуальные действия, влияющие на нормальный ход производства по делу (избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество и др.).
4. Длительность периода осуществления отдельных действий (ревизии, экспертизы).
5. Возможность проверки сразу нескольких следственных версий путем проведения определенного действия.
Действия, включаемые в план, должны быть направлены на решение следующих задач первоначального этапа расследования: ориентирование следователя в обстоятельствах совершенного преступления; поиск доказательств и источников их получения; установление и розыск преступников по горячим следам; выяснение причин и условий, сделавших возможным совершение конкретного преступления.
Поисковый характер большинства этих действий предает особую значимость фактору быстроты, внезапности их осуществления и требует использования сил и средств, которыми располагают другие службы органов внутренних дел. Большое значение имеет проведение специальных организационных мероприятий, направленных на своевременную информацию следователя о совершенном преступлении и обеспечивающее быстрый выезд оперативно - следственных групп на место происшествия: правильная организация работы дежурных частей ОВД и дежурств самих следователей; четкое распределение функциональных обязанностей лиц, выезжающих на место происшествия и т. п.
При возбуждении уголовного дела на основании данных, полученных непосредственно органами дознания, процессу планирования первоначального этапа расследования предшествует проведение анализа имеющихся материалов руководителями следственного и оперативного подразделения и определение ими согласованных действий по выявлению и закреплению доказательств.
Анализ представленными органами дознания материалов дает возможность ознакомится с оперативно-розыскными версиями, решить вопрос о том, насколько собранные материалы подтверждают эти версии, какие источники доказательств установлены, какие обстоятельства требуют дополнительного уточнения.
Если собранные материалы свидетельствуют о длящемся преступлении, совершаемой группой лиц, или о совершении нескольких замаскированных преступлений, в процессе изучения целесообразно систематизировать имеющиеся данные по лицам, принимающим участие в совершении преступления, или по эпизодам преступной деятельности.
Предварительное изучение и систематизация всех представленных материалов дают возможность не только принять обоснованное решение о возбуждении уголовных дел, но и сразу составить письменный план первоначального этапа расследования.
Следственные действия, включенные в план, должны быть согласованны с оперативно-розыскными мероприятиями во времени и последовательности их осуществления, конкретных исполнителях, способах обмена информацией и т. д.
При планировании расследования после возбуждения уголовного дела особое внимание обращается на разработку следователем совместно с оперативным работником тактики производства отдельных следственных действий, исключающих разглашение в ходе предварительного следствия сведений, полученных при производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Согласованные между собой планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утверждаются начальниками соответствующих подразделений ОВД.
Планирование последующего этапа расследования осуществляется в соответствии с общими задачами, заключающимися в дальнейшем получении новых доказательств, а так же в исследовании проверке и оценке уже собранных фактических данных.
В ходе последующего расследования завершается проверка всех выдвинутых следственных версий, что позволяет следователю получить достоверное знание о преступлении и совершивших его лицах.
На ряду со следственными действиями, дающими возможность осуществлять дальнейший поиск еще не установленных новых доказательств в плане значительное место занимают действия, направленные на исследование уже имеющихся у следователя фактических данных: производство различного вида судебных экспертиз, предъявление для опознания, допрос обвиняемых, проверка и уточнение на месте полученных показаний, следственных экспериментов.
Значительный объем полученной следователем информации требует систематизации данных в целях принятия правильных решений, относящихся к дальнейшему планированию хода следствия.
Систематизация может осуществляться путем составления дополнительных планов расследования различного рода вспомогательной документации, позволяющей видеть итоги проделанной работы, допущение ошибки и недочеты и своевременно выявлять еще не установленные обстоятельства.
Стоящая перед следователем задача заключается в установлении истины по делу на основании полного, всестороннего и объективного исследования всей совокупности собранных по делу фактических данных. Эта задача решается путем проверки соответствия каждого из имеющихся доказательств объективной действительности, устранения возникших противоречий и установления между доказательствами взаимных связей.
Планирование последующего этапа расследования должно преследовать цель дальнейшего тесного взаимодействия с оперативными уполномоченными УР или ОБЭП. Поэтому в плане расследования должны найти отражение задания, выполнение которых следователь поручает работникам органов дознания с целью проверки интересующих его вопросов и получения необходимых сведений.
После принятия решения об окончании предварительного следствия в плане следует предусмотреть время (в пределах установленного законом срока расследования) по проведению комплекса обязательных действий, осуществляемых на заключительном этапе: ознакомление обвиняемого и других предусмотренных законом лиц с материалами уголовного дела, (ст. ст.216, 217, 218 УПК РФ), составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).
Письменные планы расследования могут быть составлены в любой произвольной форме, однако в каждом случае в них должны найти обязательное отражение конкретные задачи (цели) следствия, действия, направленные на их решение, сроки выполнения этих действий и исполнителей.
В начале каждого плана указывается, по какому уголовному делу он составлен, и кратко излагаются обстоятельства, установленные к моменту его составления. Затем, в зависимости от того, какая цель становится перед планируемыми действиями - проверка следственной версии, выяснение обстоятельств совершения определенного эпизода преступной деятельности, решение конкретных вопросов и т. п. Разработанная программа действий может быть изложена по следующей форме:
План расследования
по уголовному делу № ___ по обвинению ________________________ по ст. ___ УК РФ
Следственные версии и вопросы, подлежащие выяснению | Следственные действия и другие мероприятия подлежащие проведению по каждой версии | Сроки проведения | Исполнители | Отметка об исполнении |
К планам расследования может прилагаться различного вида вспомогательная документация: схемы, отражающие структуру предприятия (учреждения, организации, документооборот, движение товарно-материальных ценностей, схемы связей обвиняемых и др.).
Сведения, интересующие следствие, могут концентрироваться в виде различных карточек, содержащих определенную информацию о совершенных преступлениях или обвиняемых по конкретным уголовным делам. Наличие карточек позволяет в любой момент расследования быстро получить содержащиеся в них сведения о дате возбуждения уголовного дела, составе преступления, основные данные об обвиняемом, избранной мере пресечения, датой задержания, предъявление обвинения и др.
Сведения, интересующие следствие, могут концентрироваться в виде различных карточек, содержащих определенную информацию о совершенных преступлениях или обвиняемым по конкретным уголовным делам. Наличие карточек позволяет в любой момент расследования быстро получить содержавшиеся в них сведения о дате возбуждении уголовного дела, составе преступления, основные данные об обвиняемом, избранной мере пресечения, датах задержания, предъявления обвинения и др.
По сложным многоэпизодным делам рекомендуется применять схемы, в которой отражаются эпизоды преступной деятельности и участие в них конкретных обвиняемых с указанием имеющихся по делу доказательств со ссылками на листы уголовного дела.
Наличие планов расследования по конкретным уголовным делам дает возможность осуществить календарное планирование по всем делам, находящихся в производстве следователя. Календарный план позволяет координировать работу следователя по этим делам. При этом может быть использована следующая форма:
Дата | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота |
уголовное дело | процессуальные действия (допросы, назначение экспертиз и т. д.), мероприятия в которых следователь должен принимать участие (служебные совещания, выступления перед населением и т. д.) |
Согласно приказу МВД РФ от 26.03.08г. № 280 дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений»
1. По прибытии с места происшествия руководитель СОГ совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования (согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий).
Начальник органа внутренних делпри возвращении дежурной СОГ изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, а также утверждает согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.
2. Руководитель следственного подразделения, начальник подразделения дознания в пределах своей компетенцииосуществляют контроль за своевременностью выполнения следователем, дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные им процессуальные полномочия.