Планирование расследования преступления - это деятель­ность, направленная на определение цели и конкретных путей ее достижения на каждом этапе следствия.

Результатом планирования является план расследования, предс­тавляющий конкретную программу действий следователя, направленный на достижение намеченной цели.

Элементы планирования:

- изучение информации;

- выдвижение версий;

- определение путей проверки версий (выбор действий, оп­ределение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий);

- корректировка (изменение и дополнение) плана.

Каждый план, прежде всего, должен отвечать на вопрос, какую цель преследует планируемое действие (или комплекс действий): проверку следственной версии, установление подлежащих доказыванию обстоятельств или выяснение конкретных вопросов, имеющих значение для расследуемого дела.

Устанавливая в процессе планирования направление предстояще­го расследования, следователь получает возможность заранее наме­тить пределы, необходимые для установления истины по делу, исключая тем самым ненужную, лишнюю работу.

Расследование приобретает целенаправленный характер, создают­ся предпосылки для определения наиболее коротких путей решения поставленных задач, выбора эффективных тактических приемов и использования всех имеющихся технико-криминалистических средств.

При определении направления расследования большую роль в процессе планирования играют следственные версии. Они являются логической основой планирования.

Планирование расследования призвано обеспечивать условия для всесторонней и по возможности одновременной проверки всех выдвинутых версий.

Элементом процесса планирования является выбор следователем тех действий, которые в своей совокупности образуют рабочую программу его деятельности по расследованию конкретного преступления.

Предшествуя процессуальным действиям, планирование дает воз­можность своевременно решать вопрос о необходимости комплексного использования на том или ином этапе следствия сил и средств, ко­торыми располагают различные службы правоохранительных органов, или, принять, например, ре­шение о привлечении к расследованию представителей общественнос­ти.

Наличие в плане расследования конкретной программы действий следователя дает возможность использовать план не только как средство контроля за повышением качества и эффективности рассле­дования, но и в целях совершенствования его организации.

Понятия планирования и организации расследования взаимосвя­заны.

Анализ намеченной планом программы действий позволяет представить необходимых организационных мероприятий, направленных на реализацию плана. Эти мероприятия могут быть включены в план расследования наряду со следственными действиями.

Планирование организационных мероприятий способствует улуч­шению организаторской деятельности, делая ее упорядоченной.

В указанном смысле процесс планирования предполагает орга­низацию расследования конкретного преступления, является непре­менным условием осуществления необходимых организаторских мероп­риятий, направленных на создание оптимальных условий проведения следствия.

Важным элементом планирования расследования является опре­деление последовательности применения намеченных планом действий и сроков их производства.

В первую очередь целесообразно выделить те процессуальные действия, сроки проведения которых определены законом. К таким действиям, например, относятся: вынесение постановления о возбужде­нии уголовного дела, допрос подозреваемого в совершении преступ­ления, допрос обвиняемого после предъявления обвинения и др.

Без указания сроков проведения планируемых действий план не будет отвечать требованию конкретности.

Процесс планирования завершается принятием решения об ис­полнении намеченных действий. Это делает возможность оценить раз­работанную программу с точки зрения реальности осуществления плана в намеченные сроки и своевременно поставить вопрос о соз­дании, например, группы следователей для его реализации.

Все элементы планирования: постановка цели, выбор действий, оп­ределение последовательности, сроков проведения и исполнения этих действий - должны найти обязательное отражение в письменных пла­нах расследования.

В письменной форме план расследования дает возможность вов­ремя обнаружить проблемы следствия, вносить соответствующие коррективы в намеченную программу действий, он становится средс­твом, способствующим управлению процессом расследованию по конк­ретному делу.

Наличие таких планов создает основу для календарного плани­рования сразу по всем делам, находящихся в производстве следова­теля, что в свою очередь может способствовать улучшению организа­ции всей деятельности следователя по расследованию преступлений.

Отсутствие у следователя планов свидетельствует о том, что расследование на данном этапе неуправляемо и требуется своевре­менное принятие мер по организации самого процесса планируемого руководителем соответствующего следственного подразделения.

Деятельность по планированию расследования конкретных прес­туплений должна осуществляется в соответствии с определенными принципами.

Принцип динамичности означает, что планирование не является разовым актом. Оно осуществляется постоянно по мере поступления к следователю информации, на протяжении всего расследования.

В письменных планах расследования этот принцип находит вы­ражение в том, что составленные на первом этапе расследования пла­ны по мере необходимости уточняются, дополняются новыми, более развернутыми мероприятиями, к планам часто прилагается вспомога­тельная документация.

Принцип индивидуальности требует, чтобы разрабатываемые планы не имели характера типовой схемы, а обосновывались конкрет­ными данными, полученными в процессе расследования по делу. Инди­видуальность планирования обуславливается как неповторимостью каждого из расследуемых преступлений, так и особенностями личнос­ти следователя, осуществляющего планирование, используя профессиональные знания, опыт и навыки.

Принцип конкретности планирования состоит в том, что разра­батываемые планы не должны содержать общих, расплывчатых формули­ровок. Каждая программа действий должна давать предельно четкие ответы на конкретные вопросы: решение каких задач преследуется конкретными планируемыми действиями, в какие сроки и кто именно­ будет осуществлять эти действия.

Принцип реальности планирования проявляется в требовании разрабатывать программу действий на основе конкретных фактичес­ких данных. Выполненным должно быть каждое включенное в план действие с учетом возможностей, которыми располагает следс­твие. Оценка определенных действий как выполняемых может, осуществляется на основе знаний следователем достижений в той или иной области науки, например, при планировании производства судебной экспертизы. Названные принципы планирования взаимообусловлены: не­соблюдение одного из них влечет нарушение и других принципов.

Фактические данные, образующие объективную сторону планирова­ния, устанавливаются в ходе следствия не сразу. Процесс их обнару­жения, собирания и исследования в криминалистике подразделяется на 2 этапа: первоначальный - от возбуждения уголовного дела до уста­новления подозреваемого и предъявления обвинения - и последующий - до окончания расследования (существуют и другие точки зрения).

На каждом этапе расследования процесс планирования имеет специфические черты, обусловленные главным образом различием ре­шаемых задач, а так же характером и содержанием производных дейс­твий.

Планирование первоначального этапа расследования. В боль­шинстве случаев на первоначальном этапе следствия в распоряжении следователя имеется крайне ограниченное количество фак­тических данных, не позволяющих осуществить развернутое планиро­вание, характеризующееся множественностью конкретных следственных версий, требующих проверки путем осуществления большого комплекса как следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприя­тий.

Анализ исходных данных обычно позволяет с учетом рекоменда­ций криминалистической тактики и методики расследования отдель­ных видов преступлений принять решение о производстве отдельных следственных действий, направленных на расширение круга имеющихся доказательств осмотров мест происшествий, обысков, задержаний, доп­росов и др.

Результаты, которые будут получены при производстве этих действий, во многом предопределяют дальнейший ход следствия, поэ­тому их проведение требует предварительного решения определенно­го круга вопросов, что позволит свести к минимуму возможные прос­четы, неполноту, односторонность, в действии следователя.

Планирование отдельных следственных действий включает:

- окончательное уточнение цели и содержания предстоящего действия, круга вопросов, которые необходимо решить;

- получение до­полнительной информации об условиях, в которых будет осуществляться действие; сведения о лицах, интересующих следовате­ля, других данных;

- принятие решения о точном времени и месте проведения пла­нируемого действия;

- выбор тактических приемов производства следственного действия, тактики использования оперативной информации;

- решение вопроса о привлечении необходимых участников следственного действия, о распределении между ними обязанностей, о времени и месте проведения инструктажа всех участников;

- принятие решения об использовании технико-криминалисти­ческих средств, необходимых в производстве действия и для фиксации полученных результатов (например, поисковых приборов, следственного чемодана, и т. д.).

Указанный перечень вопросов, решаемых при планировании следственных действий, не является исчерпывающим. В зависимости от характера следственного действия и конкретных условий его осуществления, могут возникнут иные вопросы, требующие принятие до­полнительных решений.

В виду ограниченного объема исходных данных при планирова­нии первоначального этапа расследования программа действий опре­деляется в значительной степени на основе личного опыта следова­теля и научных рекомендаций криминалистической методики. Следова­тель на этом этапе нередко руководствуется типичными версия­ми, характерными для процессов расследования того или иного вида преступлений. При минимуме исходных данных эти версии, если они не противоречат имеющимся доказательствам, могут выполнять некоторое время роль ориентира при планировании конкретного этапа расследо­вания.

Рекомендуемые методикой расследования отдельных видов прес­туплений пути проверки этих версий могут быть положены в основу при составления плана первоначального этапа расследования конк­ретного преступления.

По мере получения следователем информации при производства первоначальных следственных действий процесс планирования приобретает все большую индивидуальность.

Успех первоначального этапа расследования во многом зависит от быстроты и своевременности производства следственных дейс­твий. Поэтому существенное значение имеет вопрос о целесообразной последовательности планируемых действий. На решение этого вопро­са оказывают влияние следующие факторы:

1. Необходимость сохранения и обеспечения подлинности объек­тов исследования путем производства в первую очередь тех следс­твенных действий, которые направлены на обнаружение и фиксацию быстро исчезающих следов или исследование изменившейся со временем обстановки места происшествия.

К этой группе относятся действия, неотложность которых пре­допределена иными исключительными обстоятельствами, делающие воз­можным проведение их в более поздние сроки (например, в другую мест­ность лица, которое необходимо допросить; или допрос умирающего потерпевшего). Промедление в осуществлении этих действий может привести к невосполнимой утрате доказательств, к затягиванию следствия.

2. Сроки проведения определенных следственных действий, рег­ламентированные законом.

3. Отдельные процессуальные действия, влияющие на нормальный ход производства по делу (избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество и др.).

4. Длительность периода осуществления отдельных действий (ре­визии, экспертизы).

5. Возможность проверки сразу нескольких следственных версий путем проведения определенного действия.

Действия, включаемые в план, должны быть направлены на реше­ние следующих задач первоначального этапа расследования: ориентирование следователя в обстоятельствах совершенного преступления; поиск доказательств и источников их получения; установление и розыск преступников по горячим следам; выяснение причин и условий, сделавших возможным совершение конкретного преступления.

Поисковый характер большинства этих действий предает особую значимость фактору быстроты, внезапности их осуществления и требует использования сил и средств, которыми располагают другие службы органов внутренних дел. Большое значение имеет проведение специальных организационных мероприятий, направленных на своевременную информацию следователя о совершенном преступлении и обеспечиваю­щее быстрый выезд оперативно - следственных групп на место происшествия: правильная организация работы дежурных частей ОВД и де­журств самих следователей; четкое распределение функциональных обязанностей лиц, выезжающих на место происшествия и т. п.

При возбуждении уголовного дела на основании данных, получен­ных непосредственно органами дознания, процессу планирования пер­воначального этапа расследования предшествует проведение анализа имеющихся материалов руководителями следственного и оперативного подразделения и определение ими согласованных действий по выявлению и закреплению доказательств.

Анализ представленными органами дознания материалов дает возможность ознакомится с оперативно-розыскными версиями, ре­шить вопрос о том, насколько собранные материалы подтверждают эти версии, какие источники доказательств установлены, какие обстоя­тельства требуют дополнительного уточнения.

Если собранные материалы свидетельствуют о длящемся преступ­лении, совершаемой группой лиц, или о совершении нескольких за­маскированных преступлений, в процессе изучения целесообразно систематизировать имеющиеся данные по лицам, принимающим участие в совершении преступления, или по эпизодам преступной деятельности.

Предварительное изучение и систематизация всех представлен­ных материалов дают возможность не только принять обоснованное решение о возбуждении уголовных дел, но и сразу составить пись­менный план первоначального этапа расследования.

Следственные действия, включенные в план, должны быть согласованны с оперативно-розыскными мероприятиями во времени и последовательности их осуществления, конкретных исполнителях, способах обмена информацией и т. д.

При планировании расследования после возбуждения уголовного дела особое внимание обращается на разработку следователем сов­местно с оперативным работником тактики производства отдельных следственных действий, исключающих разглашение в ходе предвари­тельного следствия сведений, полученных при производстве оператив­но-розыскных мероприятий.

Согласованные между собой планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утверждаются начальниками соот­ветствующих подразделений ОВД.

Планирование последующего этапа расследования осуществляется в соответствии с общими задачами, заключающимися в дальнейшем по­лучении новых доказательств, а так же в исследовании проверке и оценке уже собранных фактических данных.

В ходе последующего расследования завершается проверка всех выдвинутых следственных версий, что позволяет следователю полу­чить достоверное знание о преступлении и совершивших его лицах.

На ряду со следственными действиями, дающими возможность осуществлять дальнейший поиск еще не установленных новых доказательств в плане значительное место занимают действия, направленные на исследование уже имеющихся у следователя фактических дан­ных: производство различного вида судебных экспертиз, предъявление для опознания, допрос обвиняемых, проверка и уточнение на месте полученных показаний, следственных экспериментов.

Значительный объем полученной следователем информации тре­бует систематизации данных в целях принятия правильных решений, относящихся к дальнейшему планированию хода следствия.

Систематизация может осуществляться путем составления допол­нительных планов расследования различного рода вспомогательной документации, позволяющей видеть итоги проделанной работы, допуще­ние ошибки и недочеты и своевременно выявлять еще не установлен­ные обстоятельства.

Стоящая перед следователем задача заключается в установле­нии истины по делу на основании полного, всестороннего и объек­тивного исследования всей совокупности собранных по делу факти­ческих данных. Эта задача решается путем проверки соответствия каждого из имеющихся доказательств объективной действительнос­ти, устранения возникших противоречий и установления между доказа­тельствами взаимных связей.

Планирование последующего этапа расследования должно преследовать цель дальнейшего тесного взаимодействия с оперативными уполномоченными УР или ОБЭП. Поэтому в плане расследования должны найти отражение задания, выполнение которых следователь поручает работникам органов дознания с целью проверки интересующих его вопросов и получения необходимых сведений.

После принятия решения об окончании предварительного следс­твия в плане следует предусмотреть время (в пределах установленного законом срока расследования) по проведению комплекса обяза­тельных действий, осуществляемых на заключительном этапе: озна­комление обвиняемого и других предусмотренных законом лиц с ма­териалами уголовного дела, (ст. ст.216, 217, 218 УПК РФ), составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ).

Письменные планы расследования могут быть составлены в лю­бой произвольной форме, однако в каждом случае в них должны найти обязательное отражение конкретные задачи (цели) следствия, дейс­твия, направленные на их решение, сроки выполнения этих действий и исполнителей.

В начале каждого плана указывается, по какому уголовному де­лу он составлен, и кратко излагаются обстоятельства, установленные к моменту его составления. Затем, в зависимости от того, какая цель становится перед планируемыми действиями - проверка следственной версии, выяснение обстоятельств совершения определенного эпизода преступной деятельности, решение конкретных вопросов и т. п. Разработанная программа действий может быть изложена по следующей форме:

 

План расследования

по уголовному делу № ___ по обвинению ________________________ по ст. ___ УК РФ

Следственные версии и вопросы, подлежащие выяснению Следственные действия и другие мероприятия подлежащие проведению по каждой версии Сроки проведения Исполнители Отметка об исполнении

К планам расследования может прилагаться различного вида вспомогательная документация: схемы, отражающие структуру предпри­ятия (учреждения, организации, документооборот, движение товарно-ма­териальных ценностей, схемы связей обвиняемых и др.).

Сведения, интересующие следствие, могут концентрироваться в ви­де различных карточек, содержащих определенную информацию о со­вершенных преступлениях или обвиняемых по конкретным уголовным делам. Наличие карточек позволяет в любой момент расследования быстро получить содержащиеся в них сведения о дате возбуждения уголовного дела, составе преступления, основные данные об обвиняе­мом, избранной мере пресечения, датой задержания, предъявление об­винения и др.

Сведения, интересующие следствие, могут концентрироваться в виде различных карточек, содержащих определенную информацию о совершенных преступлениях или обвиняемым по конкретным уголовным делам. Наличие карточек позволяет в любой момент расследования быстро получить содержавшиеся в них сведения о дате возбуждении уголовного дела, составе преступления, основные данные об обвиняе­мом, избранной мере пресечения, датах задержания, предъявления об­винения и др.

По сложным многоэпизодным делам рекомендуется применять схемы, в которой отражаются эпизоды преступной деятельности и участие в них конкретных обвиняемых с указанием имеющихся по де­лу доказательств со ссылками на листы уголовного дела.

Наличие планов расследования по конкретным уголовным делам дает возможность осуществить календарное планирование по всем делам, находящихся в производстве следователя. Календарный план позволяет координировать работу следователя по этим делам. При этом может быть использована следующая форма:

Дата понедельник вторник среда четверг пятница суббота
уголовное дело процессуальные действия (допросы, назначение экспертиз и т. д.), мероприятия в которых следователь должен принимать участие (служебные совещания, выступления перед населением и т. д.)

 

Согласно приказу МВД РФ от 26.03.08г. № 280 дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений»

1. По прибытии с места происшествия руководитель СОГ совместно с членами СОГ изучает собранные материалы, на основании полученной информации разрабатывает версии и составляет согласованный план расследования (согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий).

Начальник органа внутренних делпри возвращении дежурной СОГ изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, а также утверждает согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств.

2. Руководитель следственного подразделения, начальник подразделения дознания в пределах своей компетенцииосуществляют контроль за своевременностью выполнения следователем, дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные им процессуальные полномочия.