Вопрос. Понятие, цели и принципы планирования расследова­ния. Виды и формы планов расследования.

Вопрос. Понятие сущность и классификация версий.

Введение.

Дополнительная

1. Арцишевский Г. В. Выдвижение и проверка следственных версий. М., 1978.

2. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М. : Юрид. лит. , 1988.

3. Быховский И. Е. Процессуальные и тактические вопросы системы следственных действий. - Докт. дисс. М. , 1975.

4. Горшенин Л. Г. Теория криминалистического прогнозирования. 1993.

5. Дубровицкая Л. П. Планирование расследования. М.: ВШ МВД СССР, 1972.

6. Ларин А. М. От следственной версии к истине. М., 1976.

7. Пещак Я. Следственные версии. Криминалистическое исследование. М., 1976.

8. Проблемы организации расследования преступлений. М.: Академия МВД СССР, 1979.

9. Справочник следователя. Выпуск второй (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). - М.: Юрид. лит., 1990.

10. Справочник следователя. Т. 2. М: Юрид. лит. 1993. с. 5 - 16.

 

Основная задача расследования по уголовному делу состоит в том, чтобы обнаружить истину, то есть полно и точно в соответствии с действительностью установить все обстоятельства преступле­ния. Только при этом условии органы дознания, предварительного следствия и суд в состоянии принять правильное решение по де­лу. Это решение надо рассматривать как познавательный процесс, как частный случай познания объективной действительнос­ти. В процессе расследования познаются факты, образующие преступ­ление, их отображение в сознании людей (потерпевших, свидетелей, преступника) и на материальных предметах, а так же причины и ус­ловия, способствующие преступлению, личность правонарушителя.

Расследованию преступлений, как и всему уголовному судопро­изводству, свойственно организационное, плановое начало. Оно зало­жено в самом уголовно-процессуальном законе, который четко опре­деляет правовые средства доказывания, процессуальные сроки, регламентируя порядок выполнения процессуальных действий, особо выделя­ет неотложные следственные действия, вводит бригадный метод расс­ледования по сложным делам и т. д., то есть придает уголовному процессу внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодейс­твие составляющих его элементов.

В начальный период расследования о многих фактах можно сос­тавить не истинное, а вероятное, т. е. предположительное значе­ние. Так, в ряде случаев нельзя определенно утверждать, кем было совершено преступление, с какой целью, когда, при каких обстоя­тельствах. Об этом можно судить только предположительно. Нередко в начале следствия нет ясности, было ли совершено преступление или имеет место его инсценировка либо несчастный случай.

Такого рода неопределенность знаний о составе преступления в начале его расследования объясняется неполнотой, противоречи­востью доказательственной информации. Постепенно, по мере изучения фактов накопления достоверной информации, предположения сменяются полным и точным знанием, догадки уступают место достоверным выво­дам, которые и образуют истинное знание о событии.

Переход от вероятности к достоверному знанию - закономер­ность любого процесса познания, в том числе и расследования прес­туплений. На основе этой закономерности разрабатываются методы познания, одним из которых является построение и проверка версий.

Под версией в расследовании преступлений понимается основанное на полученной следователем информации предположительное (вероятное) объяснение сущности изучаемого события или отдельных его обстоятельств, причинной связи между фактами, построенное в целях установления истины по уголовному делу.

Версия обеспечивает развитие знания от вероятного (предположительного) к достоверному (истинному). Именно поэтому версия выпол­няет в расследовании роль метода познания.

Структура версии. Способность версии углублять и расширять знания следователя по конкретному уголовному делу и обеспечивать переход от вероятности к достоверности объясняется логической структурой версии как формы мышления. В структуре версии выделя­ют:

- основания версии, т. е. информацию, на базе которой она стро­ится;

- предположительное суждение, объясняющее сущность, происхож­дение или связь фактов (содержание версии);

- данные науки или опытные положения (обобщение практики расследования преступлений), которые используются при построении версии.

Исследователи подчеркивают, что версия как разновидность ги­потезы должна обладать такими свойствами, как непротиворечивость ­установленным фактам, принципиальная проверяемость, простота, прило­жимость к более широкому кругу явлений, которые могут быть обна­ружены в ходе следствия и судебного разбирательства.

Неверно было бы отождествлять версию и гипотезу как форму научного мышления. Версию отличается от гипотезы по области применения (процесс расследования и судебного разбирательства), по со­держанию (таковым является предположение о юридически значимых фактах, их происхождении и связи), по особым условиям и приемам проверки посредством судебных доказательств, по конечной цели (ус­тановление истины по уголовному делу), по времени и субъектам проверки и по другим признакам.

Классификация версий. В расследовании встречаются различные виды версий. В связи с этим целесообразно рассмотреть их класси­фикацию по ряду оснований:

I. По признаку юридической значимости (общие и частные).

II. По сфере использования (следственные, экспертные, оперативно-розыскные, судебные)

III. По субъектам выдвижения (версии следовате­ля, судьи, прокурора, специалиста, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, защитника, понято­го).

IV. По степени вероятности (маловероятные, наиболее веро­ятные)

V. По времени построения (первоначальные, последующие).

VI. По отношению к предмету доказывания (версия обвинения, оп­равдательная версия).

Существуют и другие основания классификации вер­сий. Версии, объясняющие сущность и содержание всего собы­тия, называются общими. Версии, объясняющие происхождение и содержание умысла, его влияние на действия подозреваемого, виновность субъекта и другие обстоятельства, называются частными.

Классификация версий имеет определенное криминалистическое значение. Так, выделение частных и общих версий помогает устано­вить соотношение между предполагаемым деянием в целом и его эле­ментами, эпизодами, отдельными фактами. Эта классификация облегчает определение предмета и пределов доказывания, отыскание источников доказательственной информации, их исследование, установление отно­симости и допустимости доказательств. Подтверждение частной вер­сии о способе замаскированного хищения, еще не означает подтверж­дение общей версии, объясняющей в целом предмет доказывания по де­лу о хищении.

Связь общей и частной версии в расследовании отчетливо об­наруживается при использовании косвенных доказательств. Устано­вить с помощью косвенных доказательств какое-либо из обстоя­тельств, подлежащих доказыванию, можно лишь в том случае, если меж­ду побочными фактами (косвенными доказательствами) и изучаемым обстоятельством (например, виновностью обвиняемого и следами его рук на месте разбойного нападения) установлена неопровержимая связь. Частные версии в ряде случаев строятся для объяснения этой связи.

Разновидностью общих и частных версий являются так называе­мые «типичные версии». Их содержание предположительно типичное объяснение сущности фактов, их происхождение и связи в конкретной ситуации. Так при наличии признаков кражи типичные версии бу­дут: «кража, инсценировка кражи»; при наличии признаков пожа­ра – «поджег, самовозгорание, неосторожное обращение с огнем, нару­шение правил пожарной безопасности»; при обнаружении тру­па - «убийство, самоубийство, несчастный случай».

Классификация версий на следственные, оперативно-розыск­ные, судебные и экспертные указывают на специфику и связь дея­тельности правоприменительных органов по раскрытию каждого преступления и осуществления правосудия. Оперативно-розыскная вер­сия имеет свою специфику, но при отдельных условиях она «переходит» в следственную, экспертная так же специфична, но может быть принята следователем для проверки в качестве следственной. Судеб­ная версия вполне самостоятельна, исследуя в судебном производс­тве. «Переход» версий из одной сферы деятельности в другую служит условием целенаправленного взаимодействия следова­теля, оперативных работников и экспертов по обработке версий.

Деление версий по степени их вероятности (более или менее вероятные) основано на оценочной деятельности следователя. Предпо­ложения следователя, а равно и других участников процесса, по-разному отражают действительность: одни максимально приближаются к ней и в результате проверки переходят в истинное значение, другие могут отражать действительность неполно, с какой-либо одной стороны.

Классификация версий по времени их построения указывает на длительность этого процесса и необходимость оценивать каждую последнюю версию с учетом содержания предыдущей и результатов ее проверки. Не следует полагать, что так называемые «старые» версии со временем теряют свое познавательное значение.

В классификации версий встречается их подразделение на «ос­новные» и «противостоящие» или «контр.версии». Так, в качестве первой можно назвать версию обвинения - одно из возможных объясне­ний события как преступного деяния, совершенного определенным ли­цом. Этой версии может противостоять контрверсия о невиновности привлеченного к уголовной ответственности лица. Контрверсия проверя­ется на равных основаниях с версией обвинения. Результаты про­верки этих версий позволяют сделать единственно пра­вильный вывод по делу и сформулировать его в обвинительном заключении, оценивает его с позиций обеих версий и проверяет их в судебном заседании.

Построение версий. Ранее в лекции обращалось внимание на этот факт, что версии могут выдвигаться различными участниками уголовного процесса. Од­нако в дальнейшем имеются в виду только версии следователя. Эти версии определяют направление расследования, к их построению и проверке предъявляются определенные требования, соблюдение кото­рых является условием качественного расследования. С рассмотрения этих требований мы и начнем изучение следственных версий.

Требования, предъявляемые к следственным версиям. Исследова­ние обстоятельств уголовного дела может быть успешным, если построение версий будут отвечать ряду требований:

1. Каждая версия должна иметь определенное основание. Необос­нованные версии не могут выполнять познавательную функцию в расследовании уголовных дел;

2. Версия должна быть конкретной, ясной, четко сформулирован­ной, не противоречащей в своем содержании;

3. Версия должна быть правдоподобной в конкретных условиях места и времени с учетом содержания имеющихся у следователя в распоряжении информации;

4. Недопустимо переоценивать до завершения проверки значи­мость какой-либо одной версии, относиться к ней предвзято и недо­оценивать другие;

5. Необходимо строить все реально возможные версии, параллель­но организовать их проверку, учитывая при этом фактор време­ни, возможность утраты доказательственной информации.

Соблюдение этих требований обеспечивает наиболее полное, всестороннее и объективное изучение обстоятельств дела, га­рантирует от предвзятости и ошибок. Увлечение какой-либо одной версии, наоборот, свидетельствует о тенденциозном подходе к де­лу, приводит к потере времени, в результате чего утрачивается воз­можность установления доказательств. Одновременное построение нескольких версий, по-разному объясняющих событие или отдельные его обстоятельства, в равной мере относиться как к тем случаям, когда следователь располагает только косвенными доказатель­ствами, так и к тем, когда есть прямые доказательства.

Приемы построения версий. Построение версий предшествует изу­чение информации. Для построения версий информация может быть по­лучена из любых источников: процессуальных и не процессуальных. Важно, чтобы эта информация была существенна, по предваритель­ной оценке относилась к делу. Возможность использования для пост­роения версий различных источников информации объясняется тем, что версия это предположение, мысль следователя, его представле­ние о событии, вероятное объяснение фактов, а не доказательст­во. Версия сама по себе нечего не доказывает, она лишь помогает установить и исследовать факты. Версия опирается на факты, но не заменяет их.

Для построения версий имеют значение как непосредственно установленные следователем обстоятельства, например на месте про­исшествия, так и показания, документы, содержащие сведения о собы­тии. Любая информация должна быть подвергнута изучению, прежде всего, приемам анализа и синтеза.

Анализ и синтез-это приемы построения логически связанных и обоснованных выводов. Анализ заключается в мысленном заключении фактов, выделении их элементов, раздельном рассмотрении каждого элемента.

Синтез - противоположный прием, состоящий в мысленном соедине­нии, группировке расчлененных посредством анализа элементов.

В начальный период расследования анализ и синтез ограничены рамками имеющихся фактических данных, помогают их оценке, осмысли­ванию новых фактов. Надо в полной мере использовать логические возможности анализа, с максимальной полнотой, всесторонне исследовать каждый факт, чтобы строить обоснованные версии.

Одним из средств конкретизации анализа является вопрос. Пос­тановка вопросов облегчает изучение фактов, их детализацию, выяв­ление новых данных. Еще римские юристы разработали ставшую затем классической так называемую /семичленную формулу/, применение ко­торой позволяло составить представление о событии. /Формула/ вклю­чала в себя следующие вопросы: что совершено, где, когда, каким об­разом, кем, с помощью кого или чего, почему (зачем и с какой целью). Ученые криминалисты показали, что этот перечень поле­зен, его нельзя отвергать, но он далеко не исчерпывает всесторон­него изучения обстоятельств события. В анализе фактов следователь должен руководствоваться требованиями закона, в частности статьи 73 УПК РФ (обстоятельства, подлежащие доказыванию), положениями статьей УК РФ.

1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мо­тивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

2.Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Надо обладать так же ши­роким запасом юридических и других показаний, чтобы искать нужные факты, выявлять их признаки и связи. Какой-либо узкий, формальный перечень вопросов в решении этой задачи не поможет. Главным фак­тором является творческое, непредвзятое мышление, пытливость сле­дователя, его способность оценивать конкретные ситуации. Содержа­ние вопросов должно определятся характером этих ситуаций, особен­ностью источников информации, задачами следствия.

Одна из функций анализа при построении версий состоит в том, чтобы подвести к обнаружению связи между единичными факта­ми. Но сам по себе анализ этой задачи не решает. Она обеспечива­ется другими приемами - интуицией, дедукцией, аналогией.

Индукция - это один из способов построения умозаключений, при котором мысль развивается от суждений об отдельных фактах или их признаках к обобщенному выводу. Логический вывод в рамках индук­тивного обобщения позволяет получить новое знание, отличное от того, которое содержалось в суждениях, служивших основание для вы­вода. Это знание может затрагивать причинную связь между факта­ми, объяснить их происхождение.

При построении версий может, использована и дедукция. Предпо­ложительный вывод делается от общих посылок с использованием на­учных и опытных положений, установленных правил к частным сужде­ниям.

Вот конкретный казус: при расследовании автодорожного проис­шествия возникает версия о виновность водителя в наезде на пеше­хода. Основаниями версии являются, во - первых, конкретные обстоя­тельства наезда и, во-вторых, одно из положений правил дорожного движения, которое может нарушить водитель. Логическое умозаключение, состоящее в установлении предположительной связи между Правилами и частным фактом (поведением водителя в конкретной ситуации) и будет версией по делу.

Индукция и дедукция при построении версий связаны между со­бой. Так, путем индуктивного обобщения фактов, установленных осмот­ром и другими неотложными следственными действиями, строиться вер­сия, объясняющая характер события (скажем, кража или инсценировка кражи). Рассматривая эту версию в качестве общего положения, сле­дователь в дальнейшем сопоставляет ее с новыми фактами и дедуктивным путем строит частные версии, объясняющие происхождение и связь единичных фактов в свете общей версии.

 

Вывод:

Под версией в расследовании преступлений понимается основанное на полученной следователем информации предположительное (вероятное) объяснение сущности изучаемого события или отдельных его обстоятельств, причинной связи между фактами, построенное в целях установления истины по уголовному делу.

В каждой выдвинутой версии аккумулирован опыт следс­твенной работы, результат научных обобщений, известных следовате­лю из теории уголовного права, криминалистики и других наук. Осо­бая роль при построении следственных и розыскных версий принад­лежит сопоставлению конкретных фактов или признаков изучаемого события с другими подобными фактами, характеризующими то или иное обстоятельство, способ совершения преступления, приметы внешности подозреваемого и т. п.