I. История

IV.

 

Итальянская республика

Да видел я эту Италию на карте – сапог-сапогом!

Конституционно-правовые институты Италии.

Глава правительства – председатель Совета министров. Председатель назначается президентом самостоятельно, но по устоявшейся практике, президент сначала консультируется с лидерами партий и председателем правительства обычно становится лидер блока. Формируется правительство из представителей партий. Сейчас – правоцентристский блок во главе с Берлускони.

Личность Берлускони весьма своеобразна. Юрист по образованию, родился в Милане, занимался адвокатской практикой, ушел в строительство. Провернул аферу: купил участок около миланского аэропорта, осуществил жилищное строительство, но в таком месте ни дома, ни участки не покупались. После того, как аэропорт решил переориентировать взлетно-посадочную полосу и цены на участки подскочили. Тем самым Берлускони заработал на продаже участков. Позже стал медиамагнатом в Италии, Франции, Испании. В 2004 году, когда его активно стали вызывать в суд, осудили помощника Берлускони за попытку дать взятку. Берлускони позже смог подготовить закон об иммунитете высших должностных лиц: президент стран, председатель совета министров и еще три каких-то председателя (конституционного суда и двух палат парламента). По запросу, Конституционный суд признал данный закон неконституционным и отменил его. Это было в первый срок Берлускони (1992 год). Во второй срок (с 2008) года Берлускони второй раз попытался ввести закон, но теперь иммунитет распространялся на 4 человек – председатель конституционного суда был исключен. Конституционный суд опять признал закон неконституционным. Сейчас Берлускони попытается провести закон об уважительной причине – когда высшее должностное лицо имеет право не присутствовать на заседании суда. Сейчас данный закон опять-таки находится на рассмотрении у Конституционного суда.

Функции и полномочия правительства.

Действует принцип совмещения депутатского мандата с функцией министра. Возникает проблема в связи с деятельностью правительства. Фактически оно несет ответственность только тогда, когда существует разлад внутри самой правящей коалиции.

Судебная власть.

Система:

1. Конституционный суд. 9 судей. 5 человек назначает президент. 5 человек назначает парламент. Председатель избирается самим судьями на три года, обычно назначают судью, который уже скоро уйдет на пенсию. Состав каждые три года обнавляется на 1/3. Судья: итальянец, юрист, работа по специальности не менее 20 лет.

Полномочия:

· Толкование конституции

· Рассмотрение дел о соответствии документов конституции

· Защита конституционных прав граждан

· Действия на жалобы граждан по поводу поведения чиновников

· Рассмотрение дел о поведении президента, если его обвинили в совершении действий, непозволительных для его статуса.

Судьи теперь должны проходить регулярно квалификационные экзамены. Это не нравится многим.

2. Суды общей юрисдикции – магистраты

3. Военные трибуналы

4. Суды административной юстиции

Регионализм и местное самоуправление в Италии.

Регулируются эти отношения 5 главой конституции, которая в 2005 году была подвергнута серьезной доработке.

Эта глава закрепляет четкое разделение полномочий между центрально властью, властью регионов и власть МСУ.

В административном отношении Италия делится на области, те на провинции, последние – на коммуны. Есть 5 областей из 20 с особым политическим статусом автономии – статус близок к субъектам федерации. Отсюда название – регионалисткое государство, то есть тяготеющее к федерализму.

В области: областные советы – выборные органы, которые могут принимать законы по вопросам, отнесенным к их ведению. Формируют исполнительные органы – джунты. Председатель джунты – высшее должностное лицо.

В провинциях: избирают советы. Советы формируют джунты. Джунты избирают синдик, который становится главой правительства.

Органы МСУ в коммунах: советы коммун. Формируют муниципальные джунты. Главой коммуны и главой исполнительной власти являются мэры, избираемые на прямых выборах. Мэры также являются главами правительства, ведут учет населения.

Северная часть страны претендует вообще на то, чтоб отделиться путем преобразования в федерацию, а потом выйти из ее состава. Есть сепаратизм, выраженный в мягком плане, а не таком радикальном. Например, местечко Сиборга в Альпах. Они создали свое княжество, избрали князя, создали собственный паспорт.

Франция

Правонсаль, Шампань, Марсельеза.

Ведет свою историю с Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Первая конституция Франции была принята в 1791 оду, 3 сентября. Одна из первых конституций в Европе. Потом было от 14 до 18 конституций.

Из всех конституций на себя обращают внимание конституция 3 (???? года) и 4 республик (1946 года). Действующая конституция 5 республики была разработана по руководство генерала Шарля де Голля в 1958 году. В качестве своих составных частей включает в себя Декларацию прав человека и гражданина, преамбулу к конституции 1946 года и с 2005 года Хартию защиты природы.

Сам по своей инициативе президент не может выступить с изменением конституции – только с решения премьер-министра. Если президент по инициативе премьер-министр вносит проект конституционного закона, то он может созвать парламент в форме конституционного конгресса (сразу 2 палаты), где законопроект должен быть принят в 3/5 голосов. В таком случае референдум не проводится. Последний референдум произошел в 2000 году, когда решался вопрос о продлении срока президента с 5 до 7 лет. Была чрезвычайно низкая явка.

Последние изменения: 2007-2009 года. Переформулирована статья 67: неприкосновенность президента в период действия президентского мандата. До этого неприкосновенности президента не существовало. Статья 68: отстранение главы государства от должности в случае совершения деяния, не совместимого с мандатом президента. Введена статья 66.прим.: отмена смертной казни. Были внесены еще поправки, прежде всего, связанные с Лиссабонским соглашением 2008 года, изменения, усилившие роль парламента, ограничено число президентских мандатов (не более, чем на 2 срока подряд), ограничилось число членов правительства, у президента появилась возможность обращаться к членам парламента, заседать на заседаниях палата, увеличено число парламентских комиссий. Французы говорят, что все эти поправки означаю, что Франция практически перешла в 6 республике.