Практикум
1. Для исследования темновой и световой адаптации проведите следующий опыт. Поздно вечером, когда на улице стемнеет, плотно закройте занавески в ярко освещённой комнате. После того, как вы будете находиться в этой комнате не менее получаса, выключите свет. Пронаблюдайте за своими зрительными ощущениями. Сколько прошло времени прежде чем вы смогли «видеть в темноте», т.е. свободно ориентироваться в тёмной комнате? Теперь включите свет. Зафиксируйте вновь возникшие зрительные ощущения. Сколько времени понадобилось, чтобы они нормализовались?[5]Зафиксируйте всё произошедшее и сравните свои ощущения с данными ваших одногруппников (на практическом занятии).
2. Нарисуйте «карту» участка дороги от станции метро «Юго-Западная» до станции «Беляево». Постарайтесь обозначить основные перекрёстки и объекты, расположенные около дороги. Сравните с подобными «картами», нарисованными другими студентами. Проанализируйте зависимость особенностей восприятия дороги от активности испытуемого (ездит в университет на автобусе, маршрутке, машине, ходит пешком; добирается от «Юго-Западной» или от «Беляево» и т.п.). Постарайтесь ответить, что такое «когнитивная карта»?
Литература
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.
Брунер Д.С. Психология познания. – М., 1977.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982.
Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973.
Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте//Собр. соч.: В 6т. – Т.2. – М., 1982. – С. 363-381.
Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.
Найсер У. Познание и реальность. – М., 1981.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. – М., 1980.
Психофизиологические закономерности восприятия и памяти./Под ред. А.Н. Лебедева – М., 1985.
Солсо Л.Р. Когнитивная психология. – М., 1996.
Хрестоматия по ощущению и восприятию./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М., 1999.
ТЕМА 9. ВНИМАНИЕ
Сущность внимания и его психологические функции. Физиологические основы внимания (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский). Современные представления о нейропсихологических основах внимания. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Основные свойства внимания (объём, распределение, переключение, концентрация, устойчивость), их характеристики и экспериментальное исследование. Индивидуальные и возрастные особенности внимания. Факторы привлечения и поддержания внимания, используемые в учебном процессе. Возможности развития внимания и внимательности.
Вопросы для обсуждения
1. Виды внимания и их механизмы.
2. Экспериментальное формирование внимания.
3.Упражнения для тренировки внимания и внимательности.
4. Педагогическая наблюдательность и внимательность