Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы

Противоречия современного НТП

Противоречия НТП:

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.

НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.

Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:

- Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

- Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

- Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.

От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.

Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.

Существует две точки зрения на цивилизацию:

1. цивилизация – это этап в развитии общества, который следует за варварством;

2. цивилизация – это социально – этническая или политическая целостность, обладающая определенной культурной идентичностью и существующая в рамках определенной географической среды.

 

Цивилизационная концепция.

Авторы: Данилевский (“Россия и Европа”), Тойнби, Хантингтон.

Данилевский выделил 4 признака цивилизаций:

o религиозный;

o политически;

o художественно-культурный;

o социально-экономический.

10 цивилизаций:

Ø Египетская;

Ø Китайская;

Ø Ассирийско-вавилонско-финикийская;

Ø Индийская;

Ø Иранская;

Ø Еврейская;

Ø Греческая;

Ø Римская;

Ø Аравийская;

Ø Германо-романская.

Цивилизации носят замкнутый характер, контакт между ними почти исключен. Развитие цивилизаций циклично. Между ними нет преемственности, взаимовлияния.

Тойнби выделял 30 цивилизаций, а в 50-х годах осталось только 7. Каждая возникает на вызов окружающей среды. Если же ответ адекватен, то будет жить.

Ø Западная;

Ø Православная;

Ø Исламская;

Ø Индийская;

Ø Дальневосточная;

Ø Персы, христиане, монофиситы, иудаисты.

Ø Буддисты, ломоисты.

Возможен диалог между цивилизациями.

1. формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;

2. Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.

Цивилизационный подход - на уровне явлений.

3. Формации позволяют выделить типологическое единство.

Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.

4. Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.

Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.

5. Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.

Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.

Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.