V. Федеративное устройство
IV. Политическая система.
Базируется на общепризнанных принципах демократизма, свободы и т.д. Сейчас возникла ситуация, когда начались тенденции неофашизма.
Германия на протяжении долгового периода была раздробленным государством, тяготевшем к объединению. На пути своего развития, Германия была и конфедерацией. Уже только будучи объединенным государством, германия стала федеративным государством. Фашистская Германия была четко централизованным государством. После появления ФРГ в 1949 году, основной закон закрепил Германию как федеративную республику: земли и два города – Бремен и Гамбург. ГДР была централизованным государством.
Сейчас: 16 субъектов. 3 города федерального значения (статус земель) – Берлин, Бремен и Гамбург.
Модель кооперативного федерализма – четко разграниченные предметы ведения. Исключительное ведение федерации, исключительное ведение земель и полномочия совместной компетенции.
Дополнительная компетенция – по вопросам совместного ведения федерация принимает модельные законы, в соответствии с которыми земли осуществляют дополнительное регулирование.
Конкурирующая компетенция – земли осуществляют управление по своему усмотрению, до принятия федерального закона.
Исторически развитие земель происходило по-разному. Есть очень богатые историей, ресурсами, экономикой земли: Северный Рейн Вестфалия, Гамбург. Есть очень бедные земли. Получилось, что когда немцы объединились, то уровень проживания в землях был самый разный. Был создан фонд Федерального сглаживания. Раз в 5 лет определялись показатели развития каждой земли, на этом основании определялся средний уровень развития земель. Те земли, у которых показатель был выше среднего, становились донорами фонда. Из фонда дотации и субсидии направлялись в наименее бедные земли. Богатые земли были недовольны, особенно Бавария. Оказалось, что все вновь присоединенные земли оказались реципиентами, резко снизив общую планку. В середине 90х эта система была отменена. Просто финансируются бедные земли.
В течение 2000 (2006 и 2009) была проведена двухэтапная реформа Federalismus Eins и Federalismus Zwei – сужена совместная компетенция, расширены права федерации. Перераспределены полномочия в сфере федерального ведения.
Новое положение: на первое место выходят общегосударственные интересы.
Кроме того, была сокращена рамочная компетенция, круг вопросов, по которым федерация принимала рамочные законы. В сфере конкурирующей компетенции, власти федеральных земель даже при наличии федерального закона, может принимать «отклоняющиеся» постановления.
На втором этапе реформы были решены вопросы финансирования. Были внесены 2 статьи на втором этапе. Статья 91С возвела на конституционный уровень информационные отношения, в том виде, что значительная часть обмена информации между федеральными органами и органами федеральных земель осуществляется в цифровом виде. Вторая статья – модернизирование системы управления и оказания государственных услуг (в электронном варианте).
Устройство власти в землях.
В каждой земле есть однопалатный представительный орган. Земельное правительство формируется из депутатов. Глава правительства становиться главой всей земли и входит в верхнюю палату парламента ФРГ.
В сфере общей юрисдикции действует единая система судов из 4 звеньев. Практически во всех землях действуют свои конституционные суды. Только в земле Саар нет своего конституционного суда – полномочия на федеральном конституционном суде.
Проблемы (до кризиса 2008):
1. Средняя почасовая оплата труда: в среднем 15 евро в час. В западных землях – 15, в восточных – 11.
2. Среднемесячная зарплата – 2 500 евро, на западе – 2 700, на востоке – 1 900.
3. Безработица: Западная – 9,5%, в Восточной – 18%