Принципы научной гносеологии
Агностицизм и его причины
Субъект, объект, предмет познания
Проблема познания в философии
“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.
Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.
Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)
бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности.
Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.
Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается.
Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.
Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания.
Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)
Причины агностицизма:
1. Объект познания очень сложен;
2. Сложность объекта познания;
3. Исходные метологические принципы.
В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе.
Принципы научной теории познания (Ленин):
1. принцип материализма (для того чтобы познать мир, нужно признать факт его объективного существования);
2. принцип монизма материального (идея единства, сходства людей, как природных существ – результат развития природы, мира);
Человек – вершина развивающегося мира и нет факторов, которые бы ограничили возможности человека. Границы познания постоянно расширяются. Человек может управлять законами мира, т.к. он их познал, а значит понял;
3. принцип диалектики;
Познание способно углубляться. Незнание диалектики ведет к метафизике, а догматизм ведет к религии. Предмет необходимо рассматривать в его изменении.
4. принцип практики (выведен Марксом и Энгельсом);
5. Философия до середины XIX носила созерцательный характер. Современная наука руководствуется практикой. Без практики невозможно познать сущность вещей. Практика – критерий истины (Ленин). Праксиология (с XX века)- философское учение о практике.
Познание – вид человеческой деятельности, основанной на идеальном освоении действительности, цель которого получение нового знания.
Знание – способность человека в своих мыслях и действиях воспроизводить мысли, процессы, вещи, оперировать их образами и понятиями.