Категории возможность и действительность

Категории необходимость и случайность

Необходимость – то, что должно быть, не может не быть. Случайность – то, что может быть, но может и не быть.

Необходимое – это общее, а случайное единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, по воле божьей, либо в силу объективных законов. Случайность с этих позиций – явление, причина которого нам не известна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

С позиции противоположной крайней точке зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек случайного мира сам насквозь случаен.

Согласно материалистической диалектике случайность – форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально был случайным для общества. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость

Действительность – то, что существует, возможность – тенденция, заложенная в действительности.

Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность – крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого запрета на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным.

Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытиё имеет, поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т.е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. Многообразие не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом канализировано.

Возможность не является чем-то только будущем и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т.е. действительна. Во-вторых, возможность – это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток.

В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечто более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле “сложнее самой себя”.

Категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования. Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальных возможностей.

Категории форма и содержание

Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир – это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения – как их организация или форма.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи.

Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.

В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. В конечном счете, противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка – сбрасывания старой формы и переделки содержания.

Пример:

Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи.

Примером может служить рынок и продавцы и покупатели, работающие на нем. Формой в этом примере будет рынок, как совокупность экономических связей. Содержание – это продавцы и покупатели, которые являются неотъемлемыми элементами рынка. Рынок – это связующее звено для его элементов. Как видно из примера форма, т.е. рынок, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связь между продавцом и покупателем зависит также от совокупной природы других элементов рынка, благодаря чему рынок приобретает некоторую независимость и активность.