Неопозитивизм и постпозитивизм
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Под современной философией подразумеваются, как правило, философские концепции и направления, сформировавшиеся в ХХ веке. В этот период традиционное деление философии на материализм и идеализм отходит на второй план, и его сменяет плюрализм философских позиций и школ. Однако, если исходить из того, как ставится и решается в ХХ столетии проблема рациональности в самом широком смысле слова, то можно выделить два направления - сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм основан на убеждении, что особенности познавательной деятельности, присущие естествознанию, являются эталоном для любой формы знания, в том числе и для философии. В социальной практике он проявляет себя как стремление организовать жизнь общества на научной основе, утверждает веру в могущество научно-технического прогресса, стремится с помощью науки разрешить все проблемы, встающие перед человечеством. Антисциентизм, напротив, указывает на ограниченность сферы влияния научного знания, отрицает возможность понять посредством научно-ориентированного разума феномены человеческой свободы, творчества, индивидуальности и т.д. Он выступает против непомерного превознесения научно-технического прогресса, против технизации образа жизни людей, призывает вернуться к ценностям традиционной культуры, как правило, не приемлет универсализацию и глобализацию социальных связей. К сторонникам сциентизма относят неопозитивистов, а также авторов концепций индустриального и постиндустриального общества. Антисциентистская тенденция находит свое воплощение в идеях экзистенциализма, персонализма, философии Франкфуртской школы и в других концепциях, которые ратуют за приоритет гуманитарных ценностей.
Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-х гг. ХХ века в рамках деятельности Венского кружка, в состав которого входили М.Шлик (1882 - 1936), Р.Карнап (1891 - 1970), Г.Рейхенбах (1891 - 1953) и др. Близких к ним взглядов придерживались Б.Рассел (1872 - 1970) и Л.Витгенштейн (1889 - 1951). Неопозитивисты сохраняют преемственную связь с предшествующими формами позитивизма и в то же время несколько иначе трактуют предмет философии, сводя его по сути дела к логическому анализу языка науки. С их точки зрения, традиционная философия обанкротилась потому, что до сих пор была преимущественно метафизикой, т.е. умозрительным знанием, которое основывалось на утверждениях, не допускающих опытной проверки. Поэтому требование неопозитивизма состояло в том, чтобы включать в философское знание только такие положения, которые могут быть проверены на истинность. И проверены так, как это делается в эмпирических науках.
В чем же состоит суть проверки в ее неопозитивистском толковании? Все знания, говорят неопозитивисты, выражаются с помощью языка, и между языковыми высказываниями и реальностью так или иначе существует соответствие. Поэтому, чтобы проверить, действительно ли оно имеет место, надо сопоставить высказывание с наблюдаемыми фактами. Требование, согласно которому всякое высказывание в науке и в философии должно подлежать проверке на истинность, было названо принципом верификации.
Поначалу неопозитивистами был выдвинут принцип сильной верификации, согласно которому предполагалась возможность полной опытной проверки. Однако тут сразу же возникла серьезная трудность, ибо не только философские высказывания, но и многие положения науки не могут быть проверены непосредственно опытным путем. И когда обнаружилось, что для значительного числа научных высказываний невозможно найти опытный эквивалент, то принцип сильной (т.е. прямой) верификации был заменен на принцип слабой (т.е. косвенной) верификации, или принцип подтверждаемости.
Позже вместо него К.Поппер (1902 - 1994) выдвинул принцип фальсификации, который он назвал «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Суть его состоит в следующем: 1) если теория опровергнута, то должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты. Принцип фальсификации являлся не просто антиверификационным. С его помощью Поппер стремился разрешить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивал, что наука - это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий.
Положительное значение неопозитивизма состояло в разработке ряда теоретико-методологических проблем (формализация, математизация, научный язык, логика роста знаний), в стремлении «подключить» философию к процессам развития точного знания, т.е. убрать из нее «общие слова», «неясные рассуждения», «полумистические понятия», в попытке ввести математический анализ в исследования гуманитарных наук.
Вместе с тем неопозитивизм явил и свою ограниченность: сведение философской методологии к частнонаучной, а самой философии - к анализу языка науки; абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; антиисторизм - анализ лишь «ставшего» научного знания без учета его возникновения и развития; игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.
Критику и ревизию этих установок предприняли сторонники постпозитивизма, который явился четвертым этапом в развитии позитивистской философии. Главными представителями постпозитивизма стали Т.Кун (1922 - 1995), И.Лакатос (1922 - 1974), П.Фейерабенд (1924 - 1994). Они осуществили отход от ориентации на символическую логику и обратились к истории науки. Их интерес концентрируется вокруг следующего круга проблем: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных гипотез? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий?
Для постпозитивизма характерен отказ от жестких разграничительных линий: в частности смягчается известная дихотомия эмпирического и теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. Вместо этого выдвигается принцип взаимопроникновения эмпирического и теоретического знания, плавного перехода от одного уровня к другому.
Постпозитивисты стремятся рассматривать науку в динамике, исследовать историю ее становления. Они не признают линейного и поступательного развития научного знания, и поэтому говорят не о его прогрессе, а только об изменении. Поскольку философия науки - далеко не наука в строгом смысле слова, то в ней не может быть общезначимых концепций и решений. Это ведет к признанию в качестве основного подхода - методологического плюрализма.