Особенности философской мысли в России

Философия в контексте отечественной культуры.

VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Дух человеческий, как известно, един, но он проявляется через многообразие национальных оттенков и черт, которое философы, ученые и служители муз не раз пытались выявить. В этой связи интересную и глубокую характеристику русского менталитета дал в начале прошлого века один из теоретиков символизма Вяч. Иванов, написавший следующее:

 

«Своеначальный, жадный ум, -

Как пламень, русский ум опасен:

Так он неудержим, так ясен,

Так весел он и так угрюм».

И далее:

«Он здраво мыслит о земле,

В мистической купаясь мгле».

 

Другой поэт-символист К.Бальмонт охарактеризовал русский ум как «исступленно-молодецкий» за его беззаветную отвагу и бесшабашность. Да, менталитет наших соотечественников импульсивен и порывист, поэтому неслучайно П.Я.Чаадаев отмечал, что «всем нам недостает известной уверенности, умственной методичности, логики».

Такая специфика склада ума русского человека, по правде говоря, мало располагала к серьезному занятию философской рефлексией. Поэтому вполне обоснованно известный отечественный мыслитель А.И.Введенский, хотя и писал, что «философия у нас существует не вследствие искусственного насаждения, а вследствие глубокой потребности», но сразу же добавлял, что вся она «в основном заимствованная».

И в самом деле, вплоть до XVII века в России, в сторогом смысле, не было науки, а умственная деятельность образованного человека того времени может быть охарактеризована как книжность. Последняя находилась в самом тесном отношении с религией и была ею обусловлена. При таком положении дел о широкой образованности и, тем более, о глубокой теоретичности говорить не приходится. Поэтому до конца XVII столетия духовенство и светская знать не только не имели представления о научных и философских интересах, но и не составляли даже прочного образованного слоя нации.

Впервые интерес к философской науке в России пробуждается лишь в XVIII веке, когда после петровских реформ русский ум воспринял западные веяния и, прежде всего, был затронут идеями французского Просвещения. В 30-х годах XIX столетия на смену учениям французских просветителей пришел немецкий идеализм, который также не получил достаточно законченного оформления и систематизации.

В дальнейшем славянофилы выдвинули оригинальные философские идеи, но в то же время не оставили больших трудов по философии, не привели свои взгляды в строгую систему. Не удалось в полной мере осуществить эту задачу и величайшему русскому мыслителю Вл.Соловьеву. Таким образом, асистематичность постоянно проявляется как характерная черта отечественного любомудрия. Поэтому русские мыслители излагают свои идеи не в виде философских трактатов, а в форме литературно-художественных эссе. В результате их философские разработки растворяются в публицистике и литературной критике.

Итак, вплоть до последней трети XIX века русская философия еще не выделяется в самостоятельную отрасль знания. А посему в России она часто рассматривается не как теоретическое знание, получаемое «методическим трудом и школою», но как «полезное для жизни» миросозерцание всякого интеллигентного человека.

В связи с этим Г.Г.Шпет отмечал: «Русская философия - по преимуществу философствование. Поэтому ее темы редко бывают оригинальны, даже тон ей задан. Но у нее есть все же свой собственный (национальный) тембр голоса, у нее есть свои особые психологические обертоны. Не в решении, даже не в постановке своих проблем, тем более не в методе раскрывается русская философия, а главным образом, в психологической атмосфере, окружающей и постановку вопросов и их решение».

Вследствие этого русская философская мысль оказывается пропитанной духом практицизма и утилитаризма; она еще не осмысливает себя как чистое знание, свободное от непосредственных нужд. В общественном сознании философия долгое время воспринимается как мудрость, как мораль, а не как метафизика, не как чистое развитие идей или игра ума.

Такое положение дел было обусловлено социально-политическими и психологическими особенностями русской жизни и присущими ей культурными традициями. Следует отметить, что Российское государство издавна взяло на себя идеологическую функцию; но, будучи жестоким и деспотичным, оно стремилось подавить всякое свободомыслие. Это, естественно, не могло не сказаться на складе ума русской интеллигенции, которая по преимуществу являлась оппозиционной, а посему крайне политизированной. Такая чрезмерная политизированность взглядов отечественных мыслителей невсегда была на пользу философии. По этому поводу Н.А.Бердяев отмечает следующее: «С русской интеллигенцией в силу ее исторического положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к ней. В силу этого интеллигенция не могла бескорыстно относиться к философии; и потому, что корыстно относилась к самой истине, требовала от истины, чтобы она стала орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья».

В итоге у нас существовала почти что маниакальная склонность оценивать философские учения и философские истины согласно политическим и утилитарным критериям и неспособность рассматривать явления философского и культурного творчества по существу, с точки зрения их истинности и теоретической обоснованности.

Однако пусть на русской почве и произрастала «философия бедная, чахлая и хрупкая» (Г.Г.Шпет), тем не менее, она все же существовала и развивалась, сохраняя при этом свои неповторимые черты:

- во-первых, ей, в отличие от европейской философии, было чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов;

- во-вторых, она всегда была тесно связана с повседневной жизнью, а посему часто представала в виде публицистики, остро реагирующей на злободневные проблемы;

- в-третьих, поскольку отечественная философская мысль находила выражение в основном в трудах писателей и литературных критиков, то художественная литература становится кладезем самобытных идей, а такие мастера слова, как Гоголь, Толстой, Достоевский оказываются главными разработчиками философских проблем в их специфически русской, т.е. ориентированной по большей части на практическую жизнь форме;

- в-четвертых, для русской философии по преимуществу характерен интерес к этическим вопросам и притом не в их теоретическом, а опять же в практическом аспекте;

- в-пятых, отечественная философская мысль не теоцентрична (хотя у многих ее представителей проявляется глубоко религиозный интерес) и не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии занимают умы многих выдающихся русских ученых и философов), но антропоцентрична, потому что ее основной темой является человек, его судьба, смысл жизни и предназначение.