Позитивизм

В широком смысле позитивизм (лат. positivus - положительный) - это общекультурная установка западноевропейского склада ума, сформировавшаяся в Новое время. Ее особенностью является направленность сознания на окружающую нас «позитивную» действительность, на земной реальный мир, в котором мы живем, а не на мир «запредельный», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи.

Возникновение позитивизма было тесно связано с активным развитием науки. Последовательное использование новой методологии (и в первую очередь экспериментального метода) привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства. В результате уже в начале XIX в. территорию Западной Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы; в середине века были изобретены фонограф и фотография; а в конце его появились электрический свет, радио, телефон, кинематограф, автомобили, самолеты и т.д. Тем самым значительно улучшились условия жизни и деятельности людей. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно «позитивное», или «фактическое», знание об окружающем нас мире стало цениться особенно высоко.

Это «перемещение акцентов» оказало существенное влияние и на философскую мысль. Классической философии с ее умозрительными, или метафизическими, системами позитивизм противопоставляет непосредственное, «полезное», «удобное» для применения знание.

Несмотря на различные формы проявления духа позитивизма, разное время и место их формирования, существуют общие особенности позитивистской доктрины:

1) «позитивное» знание дает только наука, основывающаяся на опыте и эксперименте, поэтому всё мистическое, мифическое и метафизическое должно быть устранено вообще из сферы познания;

2) «положительная» наука, чтобы быть бесспорной и точной, должна опираться исключительно на факты, а посему факт объявляется «божественным» в отличие от принципов, которые принадлежат человеку;

3) признание того, что законы причинности господствуют над всеми фактами, позволяет позитивистам утверждать пригодность методов естественных наук не только для изучения природы, но и общества; и тогда наука становится не только моделью человеческого познания, она оказывается основным средством переустройства и совершенствования жизни людей;

4) позитивизму присущ исторический оптимизм и вера в неукоснительный характер общественного прогресса, который осуществляется на основе развития научного знания;

5) претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, признаются лишенными смысла; философия как метафизика упраздняется или, по крайней мере, лишается статуса «науки наук»; в результате став одной из наук, она изменяет свой предмет и превращается либо в методологию научного познания, либо в логику науки.

Основоположником позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт (1798 - 1854), который ввел данный термин в употребление. Он выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой». А для этого надо покончить с метафизикой, которая в силу своего сугубо умозрительного характера расценивается им как «негативное» знание. В противовес ей «позитивная» философия должна стать теорией науки, заняться логикой и методологией научного исследования.

Конт сформулировал закон, согласно которому человечество в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии - теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непосредственного воздействия сверхъестественных сил; на метафизической они объясняются действием абстрактных сущностей; и только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каков источник и судьба мироздания, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает действующие законы, т.е. неизменные связи последовательности и сходства. Этот же закон, по мнению французского философа, находит свое проявление и в развитии человека, ибо каждый из нас теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелом возрасте. Кроме того, человечество проходит также три стадии своего технического развития: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество. Первое определяется теологией, второе - метафизикой, а третье - наукой.

В этой связи Конт создает свою классификацию наук, положив в ее основу математику и расположив науки в порядке усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. В данную схему

не попали теология, метафизика и этика, ибо первые две не позитивны, но спекулятивны, а третья находит свое разрешение в социологии.

Создание социологии - науки об обществе - стало одной из важных заслуг Конта. Подобно тому, как физика устанавливает законы природных феноменов, - указывает он, - так и социология посредством наблюдения и рассуждения открывает законы общественных явлений. Мыслитель делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Первая подвергает исследованию условия, одинаковые для обществ любой эпохи; вторая изучает законы общественного развития, главные из которых - закон трех стадий и закон прогресса.

В Англии становление позитивизма было связано с именами Джона Стюарта Милля(1806 - 1873) и Герберта Спенсера(1828 - 1903). Первый внес большой вклад в развитие логики, уделив особое внимание методу индукции. Он также выступил в защиту свободы индивида, обосновывая права личности, часто попираемые государством. Второй создал теорию эволюции, которая в конце XIX столетия была очень популярной.

Указанные мыслители явились представителями так называемого «первого» позитивизма. На втором этапе позитивистское учение получило название «эмпириокритицизм» (критическое исследование опыта). Его основными представителями стали Эрнст Мах (1838 - 1916) и Рихард Авенариус (1843 - 1896). Появление и популярность эмпириокритицизма связаны в первую очередь с «кризисом в физике» на рубеже XIX - ХХ вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не вписывались в прежнюю ньютоновско-картезианскую картину мира и даже противоречили ей. В этой связи Мах стремился «преодолеть» кризис в естествознании за счет отказа от принципа причинности и замены его понятием функциональной зависимости признаков рассматриваемых явлений.

Итак, позитивизм один из первых выступил оппонентом классической философской традиции, ибо, с его точки зрения, философия как «метафизика» должна быть отброшена, поскольку, стремясь познать абсолютные начала и первопричины бытия, она «тем самым предается необузданным и бесплодным фантазиям».

 

4. «Единичный» или «Единственный»