Возрождение и Гуманизм
Ренессанс как особый тип культуры и мировоззрения.
Эпоха Возрождения занимает особое место в истории человечества, поскольку находится на стыке Средневековья и Нового времени. И эта переходность определяет неоднозначность ее оценок различными исследователями. С одной стороны, некоторые медиевисты видят в Ренессансе лишь одну из фаз средневековой культуры, а посему отрицают новаторский характер возрожденческого гуманизма и выпячивают его христианские начала. С другой - наблюдается модернизация эпохи Возрождения, когда ее целиком и полностью относят к Новому времени; но тогда ввиду рудиментарного состояния многих процессов, которые разовьются лишь позже, ее достижения оценивают весьма невысоко и не замечают ее истинной оригинальности.
Однако проведенные исследования показывают, что данный период человеческой истории имеет свои специфические черты, состоящие в том, что ему присущи одновременно переходность и оригинальность, которые, на первый взгляд, трудно совместить друг с другом. Тем не менее, этот синтез произошел, и условием его была встреча двух культурных наследий - античного и средневеково-христианского, впервые осознанных как исторически особенные. Стало быть, «Ренессанс - это культура общения культур. И чем больше мы проникаем в его оригинальность, тем яснее, что она выражалась в переходности. Обосновывать одно - значит обосновывать другое. Переход от Средневековья к Новому времени потребовал совершенно необычного типа культуры, который должен быть объяснен прежде всего из себя самого, а не просто из того, что было до и после него» (Л.М.Баткин). Итак, Возрождение открывает Новое время, в сущности не принадлежа ему. А посему наука и искусство Нового времени («эпохи модерна») начинается не с Возрождения (хотя и благодаря ему), но лишь в XVII веке.
Прежде всего Ренессанс является попыткой «земного человека утвердить именно свое земное существование» (А.Ф.Лосев). Поэтому, с одной стороны, критерии оценки его поступков с заоблачных высот богословия спускаются на грешную землю и привязываются к нуждам и интересам реального человеческого общества; а с другой, - превозносится ценность отдельной личности, которая по своей творческой мощи приравнивается к Богу. И поскольку человек в ренессансной трактовке является центральным звеном всей цепи космического бытия, то такое мировоззрение можно назвать антропоцентризмом. Более того, сознание людей данной эпохи глубоко индивидуалистично. Деятели Возрождения открыто заявляют о правах человеческого субъекта и требуют его освобождения - и духовного и телесного. Но мысля человека творцом и художником, наподобие той Абсолютной личности, творением которой он себя признавал, они все больше осознают нереализуемость выдвинутого ими высокого идеала, ограниченность своего антропоцентризма, что выражается во все более сильно проявляющихся чертах скептицизма и пессимизма, упадничества и трагизма особенно в Высоком Возрождении (XVI в.).
Отсюда встает вопрос: можно ли отождествлять понятия «Возрождение» и «Гуманизм»? Действительно, слово «гуманист» появляется в середине XV в. Этим именем, как правило, называли учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Данные дисциплины как раз и составляли «studia humanitatis» (корпус гуманитарных наук). Поэтому «гуманизм» для интеллектуалов того времени означал, прежде всего, воспитание и образование человека, но не в области специальных знаний, а в плане общего развития его духовной природы. В связи с этим некоторые исследователи утверждают, что гуманизм эпохи Возрождения был не философской теорией, а скорее культурной и педагогической программой. Это мнение основывается на том, что гуманитарное образование хотя и включало в себя этические дисциплины, однако исключало логику и философию природы.
Диаметрально противоположная позиция по этому поводу была высказана Э.Гарэном, который энергично отстаивал наличие философской закваски в гуманизме, поскольку под философией, по его мнению, следует понимать «не систематические построения грандиозных масштабов», но точные исследования в нравственных науках (этике, политике, экономике, эстетике). И если «гуманизм» трактовать как миссию очеловечивания посредством «studia humanitatis», то он и есть в подлинном смысле возрождение человеческого духа. Поэтому содержание двух этих понятий, по сути дела, совпадает. Примерно такой же позиции придерживался и А.Ф.Лосев, который заявлял, что «Ренессанс - это есть и теория и практика гуманизма».
Данному периоду присуще противоречивое стремление спиритуализировать чувственное и воплотить духовное, обожествить человеческое и спустить на землю божественное. Поэтому если средневековое сознание было пропитано дуализмом греха и спасения, трагического и гротескного, страшного и смешного, то в эпоху Возрождения все перемешивается, размываются все грани и уничтожаются оппозиции. Здесь бытие воспринимается не как дух и не как вещь, а как духовная вещь, т.е. как художественное произведение. Это ярко проявляется в воззрениях на природу. С одной стороны, возрожденцы постоянно на нее ссылаются, трактуя само искусство как «венец природы». Все оказывается природой, и даже Бог в качестве творящего и явленного определенным образом совпадает с нею (пантеизм). С другой стороны, для ренессансного сознания «невозделанная природа» - знак того, что подлежит окультуриванию и только в этом качестве может быть допущено и принято, т.е. речь идет именно об окультуренной природе. Стало быть, Возрождение было незнакомо с подлинной оппозицией искусственного и естественного. Мы привыкли думать, что ренессанс «открыл природу»; но при более внимательном взгляде становится ясным, что превозносимая им природа была не столько природой, сколько культурой. Настоящая природа возникает перед взором человека лишь в научной революции XVII века.
Возрождение подорвало средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а напротив, доведя до предела и обратив в противоположность. Средневековье чтило высший авторитет Библии и теологии, истины которых считались непререкаемыми. Для ренессансного человека авторитетными становятся и языческие и христианские авторы, и восточные и западные мыслители. Поэтому при внешнем сохранении почтения к авторитету знание утрачивает свою абсолютность и релятивизируется. И релятивизм был для людей эпохи Возрождения знаком неиссякаемого единосущностного творения.
Ренессансное прославление человека не означало абсолютизации его разума, как это случилось позже. Поэтому возрожденческий синтез выступает не в строго логической форме, а в форме интуитивно-художественного мышления. Неслучайно первые гуманисты были прежде всего выдающимися поэтами, писателями, художниками. Вследствие этого не проводится резкой грани между искусством и философией.
Такой своеобразный синкретизм в философских исследованиях и опора на античные и средневековые источники позволяет некоторым историкам философии утверждать, что Возрождение лишь «разрушило окостенелую схоластическую систему» и, увлеченное «изучением античности», было не в состоянии «создать что-либо оригинальное в области философии». Но подобная оценка вряд ли оправдана, потому что обращение гуманистов к античной и средневековой философской традиции использовалось ими для постановки новых вопросов и решения новых проблем.
В эволюции философской мысли Ренессанса представляется возможным выделить три характерных периода: 1) гуманистический, или антропоцентрический; 2) неоплатонический, связанный с постановкой онтологических проблем, хотя интерес к человеку здесь вовсе не пропадает; 3) натурфилософский.