Специфика философского знания

Мировоззрение и философия.

И МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Каждый человек как существо, наделенное сознанием и разумом, стремится составить себе представление о мире в целом, о смысле собственного существования; старается определить, какими ценностями и критериями следует руководствоваться в своей повседневной жизни. Иначе говоря, он пытается выработать собственное мировоззрение, т.е. систему представлений о мире как целом и своем месте в нем.

Мировоззрение представляет собой сложное образование. В его состав входят обобщенные знания - повседневные, жизненно-практические, а также профессиональные и научные. Но знания никогда не заполняют всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире, включая и мир человека, в мировоззрении находят выражение определенные системы ценностей и идеалы (т.е. представления о добре и зле, справедливости, счастье, смысле жизни и т.д.), в которых получают одобрение те или иные способы жизнедеятельности людей. Знания и ценности представляют собой как бы две опоры, на которых основывается человеческое поведение. Следует отметить, что оба этих элемента имеют свою специфику и в чем-то даже противостоят друг другу. Познанием двигает стремление к истине, к объективному постижению мира. В противовес этому ценностное сознание воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами. Важной составной частью мировоззрения являются идеалы. В своей повседневной жизни и в непрерывной устремленности к будущему человек не может обойтись без идеала. Поэтому каждый индивид или каждая социальная группа испытывает потребность измышлять идеалы, которые являют собой мечту о наиболее совершенном устройстве общества, о разумных межличностных отношениях, о гармонично развитой личности, о нравственном, справедливом и прекрасном. Идеал - это путеводная звезда, некий ориентир, без которого не может быть твердого направления жизни.

В мировоззрении разум неразрывно слит с эмоциями, которые имеют непосредственную связь с волей. Знания и ценности, окрашенные эмоциями и определяющие волю к действию, представляют собой убеждения, т.е. взгляды, активно принимаемые людьми и являющиеся побуждением к действию. При этом важно отметить, что убежденность не исключает сомнения, ибо в противном случае она может перерасти в фанатизм и догматизм. Но в то же время опасна и другая крайность - полный и беспросветный скептицизм как неверие ни во что, совершенная утрата идеалов, отказ от служения великим целям.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что с формальной (структурной) стороны мировоззрение есть противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, убеждений и сомнений. А в содержательном плане оно - совокупность взглядов, выражающих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, и вместе с тем определенная жизненная позиция и программа действия людей. Мировоззрение многих индивидов, как правило, формируется на основе непосредственного жизненного опыта, т.е. развивается на уровне обыденного сознания, неся на себе печать его ограниченности. В этом смысле философия, ставящая в центр своего исследования мировоззренческие вопросы, принципиально отличается от спонтанно формирующегося мировоззрения. Отличительной чертой философского мышления (в узком смысле, а не философствования вообще) является претензия на теоретичность. Философия решает мировоззренческие проблемы теоретическими средствами, рационально обосновывая свои положения и выводы. Поэтому она представляет собой теоретическое мировоззрение, формирующееся на языке категорий, а не обыденных представлений и понятий.

Это значит, что в эпоху примитивных обществ, когда философии еще не существовало, мировоззренческие установки людей были представлены другими видами мировоззрения - мифами, преданиями, сказаниями и т.д. В поздний период развития первобытного общества возникает религия, которая с собственных позиций формировала мировоззрение в связи с представлениями о сотворении мира, животных и человека Богом. И мифы, и религия не ушли в историю, они продолжали сопутствовать развитию человечества на всех его последующих этапах, но уже не в качестве единственных форм мировоззрения, а как существующие наряду с философским знанием. В современном обществе имеют место различные формы мировоззрения: религиозное и атеистическое, научное и ненаучное, конструктивное и нигилистическое, революционное и консервативное и т.д.