I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СПЕЦИФИКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
З - 862 Зорин, А.Л.
УДК 1(075)
З - 862
ББК 87я7
Краснодар
Часть I
КУРС ЛЕКЦИЙ
ФИЛОСОФИЯ
А.Л. ЗОРИН
Кафедра философии и политологии
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В.Г.Иванов
доктор философских наук, профессор Н.Л.Сергиенко
Философия. Курс лекций. Часть I. Учебное пособие. Краснодар: типография Краснодарского государственного университета культуры и искусств, 2012. - 128 c.
В учебном пособии излагается основное содержание курса философии, раскрывается ее мировоззренческое и методологическое значение. Представлены важнейшие проблемы современного философского знания и рассмотрены различные подходы к их решению. Обобщены новые материалы на основе принципа антропоцентризма и цивилизационного анализа развития общества, учтены последние достижения естественных и гуманитарных наук.
Для студентов, аспирантов, а также всех интересующихся актуальными вопросами философии.
© Краснодарский государственный университет культуры и искусств
© А.Л.Зорин
Слово «философия» в смысле «любовь к мудрости» (греч. phileo - любить; sophia - мудрость) впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор. И наличие данного стремления он связывал с специфичностью человека как существа особого рода, которое в отличие от богов, обладающих абсолютной истиной, только жаждет ее постичь. В дальнейшем философы прояснили, что особенность человека состоит в том, что он есть конечное и ограниченное существо, стремящееся к бесконечному и безграничному. Именно это заставляет его выходить за пределы наличной данности и заниматься поиском первопричин (корней), прикоснувшись к которым он может найти в себе силы для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность и смертность. Одним словом, по своей метафизической сути, человек - это существо, которое ищет бытие, которому завещана весть о бытии и которое, по словам М.Хайдеггера, является «пастухом бытия».
Итак, философия начинается там, где осуществляется попытка осмыслить бытие и высказать нечто по этому поводу. Она возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Согласно Платону, в основе философских размышлений лежит изумление человека перед бездной бытия. Позднее И.Кант дополнит эту мысль и скажет: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Рассуждая далее, он подчеркнет, что основными проблемами для философии всегда были размышления о том, что представляет собой мир как целое, какова сущность человеческой души и что есть Бог.
Иначе говоря, первая задача философии - это поиск запредельного, или Бытия как такового. Мы начинаем философствовать, поскольку не довольствуемся тем, что нам дано в непосредственном опыте, ибо по сути дела это только осколок, фрагмент, обрубок, за которым находится нечто всеобъемлющее - Бытие. То же самое происходит и с реальностью внутри нас: в каждый момент мы наблюдаем лишь ничтожную часть своего внутреннего существования, не видя нашего настоящего Я, которое скрыто от нас повседневными заботами и насущными нуждами.
Одним словом, в непосредственной эмпирической жизни нам постоянно недостает полноты бытия, что с необходимостью вынуждает нас философствовать. А это в сущности означает поиск целостности мира и прояснение смысла человеческого существования в нем. Значит, по своей природе Бытие (всеобъемлющее) есть то, что никогда сполна не присутствует в познании, ибо оно является тем, чего недостает в любом присутствии. Поэтому по большей части мы видим лишь его отсутствие. Если Бытие - это свет, то по аналогии можно сказать, что мы зрим вещи, но не видим света, который делает их для нас зримыми. Однако это вовсе не означает, что пробиться к бытию можно только в некоем мистическом экстазе. В отличие от мистицизма, который утверждает, что истинное знание о первопричине невыразимо и бессловесно, «философия - это слово, открытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи» (Х.Ортега-и-Гассет). Стало быть, в противовес мистицизму философия хочет быть «произнесенной тайной».
С другой стороны, философия - не наука и не мировоззренческая проповедь. Она - трансцендирующее (выходящее за рамки данности) мышление, которое «благодаря методу научно по своему характеру, а вместе с тем из-за исчезновения определенного предмета иное, чем научное познание» (К.Ясперс). И в то же время философские понятия - совсем не то, что можно было бы выучить, повторяя их вслед за учителем, и механически применять на практике. Философствуя, я ничего не принимаю так, как оно мне навязывается, пока не проник в суть его. Это связано с тем, что в философии «каждый осуществляет прорыв своего естества» (К.Ясперс) посредством собственной сущности и в этом порыве схватывает как бытие, так и подлинного самого себя. Поэтому философия - это нечто сокровенное, глубоко интимное, поскольку человек остается всегда величайшей тайной для самого себя и для других, ощущая, что в его собственной конечности его возможности как бы начинают простираться в бесконечность. Отсюда ностальгия, или тяга «повсюду быть дома» (М.Хайдеггер). Что и значит, по большому счету, иметь отношение к миру в целом, к Бытию.
Следовательно, путь мыслящего человека - это жизнь в философствовании. И философствование присуще человеку как таковому, ибо он - единственное существо в мире, которому постоянно чего-то недостает в его наличном существовании, и поэтому он отправляется на поиск запредельного или трансцендентного.
Согласно К.Ясперсу, «в своих начатках философские мысли присутствуют в каждом человеке»; однако, это не означает, что постижение Бытия, или философствование - рядовое занятие в числе других. Для того чтобы философствовать, необходим особый настрой, или, как говорят, «философская захваченность». И эта захваченность, т.е. «осененность бытием» создает другой порядок и другое качество жизни, когда человек пытается жить интересами чистого разума без всякого стремления к успеху, карьере, обогащению, интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования. «Философия, - писал Новалис, - не может печь хлеба, но она может дать нам Бога, свободу, бессмертие». Вот в чем состоит ее непреходящее практическое значение. И это особенно важно в настоящее время.
Во все века, даже в периоды буйного расцвета философии, в сознании людей не раз появлялась крамольная мысль: не проще ли обойтись без метафизических мудрствований, не целесообразнее ли жить без абстрактных философских изысканий? Довольно часто эта идея высказывалась и в культуре ХХ века. Сначала позитивисты, пытаясь построить философию по меркам науки, естественно приходили к убеждению, что последняя призвана потеснить метафизику. Затем мысль о превосходстве точного знания как истины в последней инстанции надолго завладела учеными. Поэтому совершенно оправданным является горькое признание Н.А.Бердяева, который писал: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры».
И все же перед лицом опасностей, грозящих уничтожить человечество, кои отчетливо появились на рубеже второго и третьего тысячелетий, люди вновь и вновь нуждаются в том, чтобы, критически мысля, т.е. философствуя, способствовать сохранению своих высших возможностей. Поэтому «от философии не следует отрекаться особенно сегодня» (К.Ясперс).