Философия
Раздел 10.Философия техники и глобальные проблемы современности
Раздел 9. Социальная философия
Раздел 8. Ценности человеческого существования
Раздел 7. Познание и практика
Раздел 6. Общие характеристики бытия
Раздел 5. Философия ХIХ – ХХ веков
Раздел 4. Философия Нового времени
Раздел 3. Философия средневековья и эпохи Возрождения
Раздел 2. Античная философия
Раздел 1. Философия и культура
1.1.Введение в философию…………………………….…………….3
1.2. Миф как источник философского мышления…………………13
2.1.Идеи ранней греческой философии……………………………..19
2.2.Учение о бытии в классической греческой философии………..22
2.3. Учение об обществе в классической греческой философии….23
2.4.Этические идеи Сократа и Платона……………………………..25
2.5. Этические идеи Аристотеля…………………………………….27
2.6. Этические идеи греко-римского периода………………………30
3.1. Средневековая философия Запада. Религиозная картина мира..33
3.2. Философия эпохи Возрождения………………………………...…38
4.1. Особенности новоевропейской философии …………………….42
4.2. Научная революция ХVII в. и философские основания механистической картины мира……………………………………….44
4.3. Проблема метода в философии Нового времени…………………46
4.4. Проблема субстанции в философии Нового времени……………50
4.5. Философия эпохи Просвещения…………………………………..51
4.6. Немецкая классическая философия……………………………….52
4.7. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса……………………………..56
5.1. Особенности философии ХIХ – ХХ веков. Рационализм и иррационализм………………………………………………………….61
5.2. Философия А. Шопенгауэра……………………………………….62
5.3. Философия Ф. Ницше………………………………………………66
5.4. Психоаналитическая концепция личности………………………70
5.5. Основные положения философии экзистенциализма……………76
5.6. Философия позитивизма……………………………………….81
5.7. Философия постмодернизма……………………………………….87
6.1. Понятия материального и идеального…………………………….97
6.2. Аспекты понимания категории идеального, сложившиеся в философии………………… ……………………………..103
6.3. Пространство и время…………………………………………….105
6.4. Движение и развитие. Диалектика……………………………….110
6.5. Детерминизм и индетерминизм…………………………………..116
6.6. Динамические и статистические закономерности……………….119
7.1.Место гносеологической проблематики в истории философской мысли…………………………………………………………..….122
7.2. Субъект и объект познания. Познание и практика……………….123
7.3.Чувственное познание и его формы………………………………..125
7.4. Рациональное познание и его формы……………………………...127
7.5.Проблема истины……………………………………………………130
7.6. Наука и методы научного познания………………………………133
8.1. Смысл человеческого бытия……………………………………….140
8.2. Свобода, зависимость и ответственность личности……………...147
8.3. Представление о совершенном человеке в различных
культурах………………………………………………………………..156
9.1. Специфика социально-философского знания и его объект……………………………………………………………………………….160
9.2.Человек и общество как общественные формирования…………..164
9.3.Движущие силы и закономерности социального функционирования и развития………………………………………………………………..184
10.1. Техника как предмет философского осмысления………………….208
10.2. Философское значение глобальных проблем современности…228
Учебное издание
Конспект лекций
Редактор Т. А. Москвитина
Свод. темплан 2005 г.
ИД № 06039 от 12.10.01.
Подписано в печать 25.11.05. Формат 64x84 1/16. бумага офсетная.
отпечатано на дупликаторе.Усл. печ. л. 20,0. уч.-изд. л. 20,0.
Тираж 300. Заказ 783.
Издательство ОмГТУ. 644050, Омск, пр-т Мира, 11
Типография ОмГТУ
[1]. См., например: Исторический материализм. – М.: Мысль, 1965; Марксистско-ленинская философия. – М.: Изд-во политической литературы, 1969; Основы философии.– М.: Изд-во политической литературы, 1988.
[2] В «Материализме и эмпириокритицизме» известное указание В.И. Ленина. (Полн. собр. соч.– Т. 18. – С. 148). О том же - у А. Лосева: «...материализм и идеализм - лишь необходимые предельные и взаимополярные позиции философского исследования, которые, может быть, очень редко обнаруживаются в чистом виде, но, бесспорно, являются критерием оценки всех промежуточных между ними звеньев». (Лосев А.Ф. Платон и его эпоха. – М., 1979. – С. 9.)
[3] Маркс К., Энгельс Л. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. – М.: Изд-во политической литературы, 1966. – С. 102.
[4] Августин Аврелий Исповедь // Августин Аврелий Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М.: Мысль, 1992. – С. 87.
[5] Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. – С. 56.
[6] Там же. – С. 72.
[7] Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. – С. 43.
[8] Огурцов А. П. Субстанция // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. –
С. 632.
[9] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. //Собр. соч. – Т. 1. – С. 300.
[10] Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990.– С. 633.
[11] Ницше Ф. Так говорил Заратустра //Ницше Ф. Соч. : В 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 9.
[12] Фрейд З. Я и ОНО // Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Высшая школа, 1991. – с. 19.
[13] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Изд-во полит. литературы, 1990. – С. 24-25.
[14] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Изд-во полит. литературы, 1990. – С. 25.
[15] Камю А. Посторонний // Камю А. Избранное. – М.: Правда, 1990.– С. 180.
[16] Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Изд-во полит. литературы, 1990. –
С. 34.
[17] См.: Бердяев Н. Смысл творчества. – М.: Правда, 1994. – С. 78.
[18] См.: Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – С. 43.
[19] Цит. по: Bovone L. Al centro della cultura postmoderna: I nuovi intermedi sociali // Studi di sociologia. Milano, 1993. – № 4. – Р. 345–363.
[20] Цит. по: De Masi D. La vera rivoluzione: liberarsi dal lavoro // Il Milano. – 8 aprile 1995.
[21] Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. – С. 139.
[22] Всемирная энциклопедия: Философия. – М.–Минск: Харвест, 2001. – С. 862.
[23] Бауман З. Там же. – С. 90.
[24] Там же. – С. 230.
[25] Там же. – С. 232.
[26] Всемирная энциклопедия: Философия. – М.–Минск: Харвест, 2001. – С. 59.
[27] Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997. – С. 158.
[28] Козловски П. Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997. – С. 158.
[29] Гольбах П.А. Система природы // П.А. Гольбах. Избр. произведения: В 2 т. – М., 1963. – Т.1. – С. 66.
[30] Там же.
[31] Аскольдов С.А. Время и его преодоление // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 400.
[32] См.: Борн М. Эйнштейновская теория относительности. – М., 1972. – С. 334.
[33] См.: Гарднер Мартин. Математические досуги. – М., 1972.
[34] Розанов В. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология русской религиозной философии. – М: Мысль, 1994. – С. 54.
[35] Там же. – С.62.
[36] Камю А. Миф о Сизифе (эссе об абсурде) // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990. – С. 92.
[37] Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Наука, 1988. – С. 161.
[38] Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1975. – С. 166.
[39] Цит. по: Лосский Н. О. Свобода воли // Лосский Н. О. Избранное. – М.: Правда, 1991. – С. 488.
[40] Там же. – С. 489.
[41] См.: Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44.
[42] Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – С. 219.
[43] Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – С.76.
[44] Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. – С. 117.
[45]Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. – С. 33..
[46] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : В 2-х т. - Т.2. – Ленинград: Принт, 1990. – С.323.
[47]Спиркин А. Г. Основы философии. – М.: Политиздат, 1988. – С. 457.
[48] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.– М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 3. – С. 3.
[49] Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1990. – С. 333-334.
[50] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. – М.: Политиздат, 1974. – С. 487.
[51] Фейербах Л. Избр. филос. произв.– М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 1. – С. 202.
[52] Материалисты Древней Греции. – М.: Госполитиздат, 1955. – С. 42.
[53] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977. – С. 88.
[54] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Госполитиздат, 1962. – Т. 25, ч. 2. – С. 718.
[55] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М: Госполитиздат, 1956.– С. 631.
[56] Гельвеций К. О человеке. – М.: Мысль, 1973. – С. 355.
[57] Материалисты Древней Греции. – М.: Госполитиздат, 1955. – С. 167.
[58] Гельвеций К. Об уме. – М., 1938. – С. 34.
[59] Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. – Л.: Лениздат, 1964. – С. 12.
[60] Интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю // И. Кант. Соч. - М.: Мысль, 1965. – Т. 4, ч.1. – С. 306.
[61] Гегель Г. Соч. – М., 1935. – Т. 7. – С. 127.
[62] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – 2-е изд. – М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 3. – С. 31.
[63] Эхин П.Э. Собственность и экономические интересы при социализме. - М.: Политиздат, 1972. – С. 72 -73.
[64] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М.: Госполитиздат, 1958 – Т. 12. – С. 715.
[65] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989.– № 3 .– С. 125.
[66] Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект-Пресс, 1995. – С. 133.
[67] Штрёкер Э. Философия техники: трудности одной философской дисциплины // Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. – С. 66.
[68] Там же. – С. 54.
[69] Горохов В.Г. Предисловие редактора // К. Митчем. Что такое философия техники? – М.: Аспект-Пресс, 1995. – С. 8.
[70] Горюнов В.П., Гавришин В.К. Философия науки и техники: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – С. 23.
[71] Там же.
[72] Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект-Пресс, 1995. – С. 12.
[73] Вернадский В. И. Два синтеза Космоса // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. – М.: Современник, 1993. – С. 299-300.
[74]Там же. – С. 300-301.
[75] Цит. по: Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 29.
[76] Там же.
[77] Там же. – С. 33.
[78] Там же. – С. 34.
[79] Шпенглер О. Человек и техника // Культурология: XX век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 468.
[80] Там же. – С. 492.
[81] Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству?. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – С. 58.
[82] Чумаков А. Н. Глобалистика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 2000. – С. 533.
[83] Цит по: Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 294.
[84] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., Т. 42. –
С. 162.
[85] Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 297-298.
[86] Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 335.
[87] Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству?. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – С. 153.
[88] Цит по: Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема восток – запад. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 38.
[89] Гёте И. В. Фауст // И. В. Гёте. Фауст. Лирика. – М.: Худож. литература,1986. – С. 51.