Второй вопрос: КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА. Этика Канта.

 

Постановка Кантовских вопросов. Все вопросы антропологичны.

Но главным вопросом будет: Что я должен делать?

 

Мы природу вещей самих по себе знать не можем. На природу действий мы полагаться не можем. Это делает актуальным данный (выше) вопрос.

 

ЭТИКА КАНТА

В построении этического учения Кант также нетрадиционен. Он впервые ставит задачу чисто философского обоснования этики, т.е. этики как чисто философской теории. (здесь пример привести на экзамене). Выдвигает принцип (переводится как ПЕРВЫЙ) автономии морали. Автономия – НЕЗАВИСИМОСТЬ,

 

Пример:

Вопрос: Может ли быть реально автономным государство, если у него нет нефти в современном мире?

Ответ: Нет.

 

Автономия – САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.

 

Сначала пойдем за смыслом НЕЗАВИСИМОСТЬ, а потом о САМОДОСТАТОЧНОСТИ.

 

Он прежде всего говорит о независимости морали от любых практических (в том числе житейских) соображений – не утилитарность морали.

 

Нельзя выводить (из соображений пользы) моральный закон, основываясь на соображениях пользы.

 

Вопрос: Если мы моральный закон выводим из соображений пользы, что будет мораль? Если основание польза, а не автономия?

Ответ: Принципиально неверным будет суждение – Морально то, что полезно.

 

 

Принцип Автономии морали:

Кант говорит о независимости морали от религии. (это была и остается скандальная позиция).

Здесь он идет на намеренное противоречие. Хотя реально (исторически) нравственная норма вырастает из религиозной.

 

Второе значение – САМОДОСТАТОЧНОТЬ,

Объяснить это – задача Канта.

Все это необходимо для того (или оправдано тем), чтобы раскрыть самодостаточность морали. Ее несводимость ни к каким другим явлениям, в том числе и к религии.

 

Мораль САМОЗАКОННА. Ни на каких законах не основана.

 

Такая этика (этика учения о морали) может быть построена (основана) только на чистых понятиях. Все опытное содержание намерено отстранено. Основным понятие является понятие – ВОЛИ. Основным понятием является ДОБРАЯ ВОЛЯ.

 

Добрая воля – добра сама по себе, не стремится ни к чему кроме добра.

 

Синтетическая или аналитическая?

Ответ: Аналитическая.

 

Принцип автономии морали – не стремится ни к чему, кроме добра.

 

В таком казалось бы формальном определении мы уже имеет четкие критерии для разоблачения видимости добра (для отличия от того, что добром не является).

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИМЕР (из литературы, уголовной хроники и др.) Который по видимости, по результату – добро, а при анализе с помощью кантовского понятия доброй воли – добро исчезает (добра нет), нравственность исчезает.

Только такая воля, которая стремится только к добру. Исключает любые другие соображения.

 

3 абзац.

Поступок на основе доброй воли должен быть абсолютно БЕСКОРЫСТЕН.

Чистое добро – т.е. чистое бескорыстие.

 

Из такого понятия доброй воли с неизбежностью следует, что моральный поступок возможен только как исполнение долга, т.е. самозаконность (принуждение). Т.к. природа наша сама по себе не позволяет.

 

Кант полностью исключает возможность нравственного поступка на основе естественной склонности человека .

 

Автономия от религии не получится, как бы он ни хотел.

 

Он исходит из догматов о непоправимой испорченности природы человека.

Соответственно, поступок на основе естественной склонности, обнаружит естественную природу человека.

 

Но Кант по убеждениям лютеранен, как всякий уважающий себя немец.

Своеобразие Канта, что он пытается найти выход в этой протестанской ситуации.

 

В исполнении долга Кант видит возможность подправить, фактически возвысить природу человека.

Цитата Канта: «Долг, ты возвышенное слово, в тебе нет ничего, что льстило бы людям…».

 

Итак, мораль самозаконна, возможна только как исполнение долга (предписываемого самому себе), не внешнего а внутреннего.

 

Вопрос: Но какой именно долг можно считать нравственным?

Какой закон является не только политическим, гражданским, но еще и нравственным?

 

Очевидно, что нравственный долг (нравственный закон) может и должен быть всеобщим, т.е. касаться всех.

Вопрос: Очевидно или нет?

Ответ: (как было бы хорошо если бы все поступали нравственно) – это эквивалент фразе.

 

Так возникает исходная обязательная формулировка категорического императива (императив – это повеление, повелительная форма глагола).

Не просто повеление – а категорическое (безусловное, не смотря ни на какие условия) повеление.

 

Вообще Кант различает максимум гипотетические (могут быть и могут не быть) и категорический (Переходите на зеленый свет).

Категорический императив – «поступай так, чтобы максима (т.е. предельное направление, предельное намерение) твоей воли (твое намерение в пределе, предельные намерения, истинные глубинные намерения) могли стать всеобщим законом».

Законам всегда следуют. Чтобы у тебя были такие намерения, которыми могли все последовать. (и катастрофы от этого не приключится).

Здесь нужен пример.

 

Абзац:

Вопрос, на который почти невозможно ответить:

Какое направление воли человека (т.е. какое намерение) может иметь всеобщий характер?

 

Кант приводит понятия для решения вопроса: ВЕЩЬ и ЛИЦО.

Вещь – все вещи взаимосвязаны, а значит, взаимозависимы. Т.е. это нормально, для вещи быть завимимой.

Лицо – полная противоположность вещи, никогда не может быть средством, всегда является ЦЕЛЬЮ самой по себе.

Лекция # 15 04.06.2012

 

Так возникает следующая формулировка категорического императива:

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству (в своем лице и в лице всякого другого) не как к средству, а как к цели».

 

В этой формулировке скрыты 4 позиции:

Позиции:

1. К себе.

2. К другому.

По каждой позиции сказано чего нельзя (-), и что должно (+).

К себе как к средству нельзя и к другому как к средству нельзя.

К себе как к цели и к другому как к цели должно.

 

Итак (касается всей этики Канта), нравственный (категорический) закон категорично запрещает использование другого (отношение к другому как к средству), и требует отношение к человеку как к цели (лицу), соответственно, предполагает автономную волю человека.

Автономия морали оборачивается (обнаруживает себя в) автономией воли.

 

Нравственный закон требует признание свободы человека. Право поступать на основе своей цели.

 

Обобщающая скобка:

Смысл категорического императива только в единстве ЧЕТЫРЕХ позиций.

 

В соотношении этих четырех позиций видно (обнаруживается) и единственно возможное нравственное ограничение свободы…

 

 

…. ДОПИСАТЬ…

Ограничена признанием такого же права у других людей.

 

 

ТЕМА: Философия в России. Русская религиозная философия.

 

ДОПИСАТЬ…

 

Философия как самостоятельное явление русской культуры возникает в 30-е годы XIX века, ее проект разработан славянофилами.

 

Вопрос: Чем является философия для культуры?

Ответ: Философия – выполняет функцию самосознания культуры, рационализации культуры.

 

Рационализация культуры – это вытеснение мифа.

 

Возникает три версии:

1. Аж до 19 века русская культура не имеет самосознания и находится во власти мифа.

2. Философии просто нет, и функции философии выполняла европейская (например, немецкая) философия может выполнить функции самосознания.

(но университет есть уже в 18 веке, и читается философия как предмет).

3. И БУДЕТ ОСНОВНОЙ.

Замечание: склонность (но не власть) к мифу в русском самосознании есть.

Процесс становления русской философии по лекциям только.

Функцию самосознания выполняла какая-то другая сфера.

 

Функцию самосознания в русской культуре на протяжении столетий (пока, собственно, философии не было) выполняла ЛИТЕРАТУРА (начиная от 11 века).

Вывод:

Философия будет формироваться под сильнейшим воздействием литературы.

 

ВЕРНЕМСЯ к задаче вытеснения мифа.

Функцию вытеснения мифа в русской культуре выполняла не философия и не литература.

Мифы вытеснялись философией только в древнегреческой культуре. Нигде больше такого не было. В этом уникальность Греции.

В русской же культуре, как и во многих других, вытеснение мифа происходило после крещения Руси. Т.е. в процессе христианизации, на основе распространения христианства.

На этой же основе формируется и литература.

Все культурные традиции в России основание свое имеют в Византии (т.е. все с востока).

 

Западное христианство воспринимает «юридическую» логику.

В схоластике чрезмерное значение приобретает рассудочное начало.

Преступление требует либо наказания, либо искупления.

Само дело спасения как принесение выкупа…

 

В новое время возникает ДЕИЗМ (смотри и сравнивай с Россией).

 

Суть восточного христианства: оно более органично. Органический рост. Органическая логика – т.е. логика организма. Грех – болезнь, смертельная. А болезнь требует излечения (т.е. исцеления), т.е. восстановление целостности.

 

Стремление к восстановлению целостности (или просто к целостности, если она не потеряна) отличает русское мировоззрение и русскую философию.

 

Поискать на повышенную оценку: Рассудочный характер схоластики. Деизм. Та линия, которая приводит в результате к западу.

 

Абзац про литературу:

Русская литература на этом же основании основана на отношении к слову как к высшей правде.

А вот западная, - на вымысле. Литература, как и все искусство – это игра. Этим наслаждаются.