Космо-, тео-, антропоцентризм – первый вопрос предполагает их сравнительное истолкование.

 

Космо - Человек определяет себя относительно мира в целом, соответственно, осознает свою деятельность, ее цель и смысл.

 

Свою деятельность, как творчество человек впервые осознает только в эпоху Возрождения (до 16 в.). До этого нигде и никогда ни в одной культуре, ни в одном мировоззрения, человек не осознавал свою деятельность как творчество.

 

А как он осознавал свою деятельность во все эпохи? – первый вопрос.

 

Если мир понимается как Космос (оформленность, мера, порядок). Но человек должен не нарушать гармонии, по возможности следовать ей.

 

Мир – космос, человек – микрокосмос (частичка космоса). Как часть себя и видели.

 

Деятельность человека полагается как Подражание (мимесис по гречески). Подражайте не нарушайте гармонии.

 

Принципиальные изменение в Теоцентризме. Мир – творение. соответсвенно есть Творец.

Человек впервые не равен миру, выше мира, поскольку несет в себе образ и подобие самого творца.

 

Но возможности творчества (осознание деятельности как творчества) себе не преписывает. Деятельность по прежнему осознается как подражание. Но уже не безличному космосу, а миру, понятому как творение.

Меняется характер подражания.

 

 

В этом могут быть найдены истоки антропоцентризма.

Антропоцентризм возникает не как альтернатива теоцентризму (разлома нет), а как новое неожиданное прочтение традиционных библейских догматов с применение правил логических выводов (вот опасность схоластики).

 

Чем занимается средневековая философия (будет вопрос на зачете). На основе чего вся философия?:

- Культура тысячелетиями работала в форме ИСТОЛКОВАНИЯ. Это привычная форма работы.

 

Т.е. предложено новое истолкование, которое подразумевает мировоззренческий переворот.

 

 

две посылки:

Сама суть Теоцентризма – Бог – творец.

Человек создан по образу и подобию бога.

 

Но подобия надо достигнуть, поэтому члеоек должен и может стать творцом, в этом проявить свое богоподобие.

 

Такой вывод неприемлемый для традиционного мировоззрения сделан в культуре Итальянского Возрождения. В дальнейшем распространен на все культуру, на все мировоззрение.

 

 

ВОПРОС: К чему (к каким целям) будет стремится человек, осознавший себя высшей ценностью?

 

Ответ – такой человек стремится к Очеловечиванию (положительный смысл), Освоению (средний смысл), и даже Господству (покарению) над окружающим миром.

 

 

В новое время челвоек впревые осознает себя в качестве субъекта (слово субъект впервые соотносится с человеком).

 

А теперь в основании мира человек полагается только на себя.

 

Теперь основание челвоек находит в самом себе.

 

Формируется субъектно объектное отнощение (парадигма).

 

В связи с этим в эпоху нового времени будут активно разрабатываться проекты преобразования природы. В связи с этим эпоха активного развития наука (наука – одна из форм освоения мира). Столь же активно разрабатываются проекты переустройства общественной жизни.


 

Лекция # 12 14.05.2012

 

Ключевое понятие нового времени (из прошлой лекции) – Антропоцентризм.

Человек стремится к освоению мира. А это оборачивается к объективной позиции господства.

 

ГРАНИЦа, где начинается кординальное расхождение Европы и России.

Того, что будем писать дальше в россии не было.

 

Идет религиозная трансформация.

Формируется мировоззрение ДЕИЗМА (трансофрмации, которой нет в России). ДЕИСТЫ утверждают, что бог сотворил мир, оставляет его на попечение человека. Т.е. создал и передал.

Идет искажение священного писания.

Человек в праве распоряжаться миром, НО он не должен нарушать изначальных, заложенных в творении законов, поскольку очевидно, что это приведет к разрушению, катастрофе.

 

Творец не может покинуть творение (по определению)?

 

Отсюда встает задача на познание этих изначальных законов, которые в новое время именуются уже ЕСТЕСТВЕННЫМИ (что означает – изначальные).

Т.е. естеественныей закон мыслится как божественный по происхождению, НО божественным уже не именуется.

 

На этом основании формируются концепции преобразования природы и общественной жизни. Ни того, ни другого, ни одно традиционное общество не допускает. Это и начинает отличать новое время от всех других традиционных цивилизаций.

 

НА СЕМИНАР: Общественная жизнь.

Например, теория (концепция) общественного договора (текст) – Дж. Локк, и Гоббс.

 

В связи со стремлением человека преобразовать окружающий мир, в Новое время интенсивно развивается наука.

ВОПРОС: Как философия определяет себя относительно науки? В чем видит свою задачу?

ОТВЕТ: Философия свою задачу видит в разработке МЕТОДА научного знания.

Метод – с греческого Путь.

Т.е. разработка метода – это разработка, прокладывание пути.

 

Повысить эффективность научных исследований.

Основных методов два:

Рационализм.

Эмпиризм.

 

Рационализм совпадает с самим становлением и развитием философии.

 

Эмпирия – в переводе – Опыт.

Эмпирический – разрабатывается только в новое время. В учении Френсиса Бэкона (Англия, 16 в.).

Что примечательно – что опытный метод также разрабатывается в философии, а не в самой науке.

 

УЧЕБНИК ФРОЛОВА – рекомендуют.

 

Афоризм Бэкона: «Знание - сила».

Бэкон рассматривает науку (знания) не как самоцель, а средство для достижения могущества человека.

Т.е. цель – могущество, а средство – наука (знания).

 

Основания человеческого могущества скрыты в природе.

Сознание человека постоянно производят заблуждения, склонны к заблуждению по своей природе.

 

Он создает учение об ИДОЛАХ. Почти что неустранимых препятствий в сознании самого человека на пути познания истины (их 4 всего идола).

 

В стремлении к могуществу человек не может опереться на свое собственное сознание, оно постоянно испытывает заблуждения.

Надо искать другую опору.

 

Цель – могущество (по Бэкону).

 

Природа – это книга, написанная самим творцом.

Она таит в себе неискаженные законы творца. А себя человек давно исказил, поэтому он опирается на природу.

Т.е. познание которых сделает человека сильнее.

 

А вот для познания природы необходим опытный метод: (эмпирический) необходимо внимательнейшим образом, кропотливо изучать причинно-следственный связи, скрытые в самой природе., не подменяя их человеческим рассудком, который склонен к заблуждению.

 

Для обнаружения этих взаимосвязей, Бэкон разрабатывает правила Метода.

(знать ОБЯЗАТЕЛЬНО два правила, особенно ВТОРОЕ, в котором работаем на исключение).

 

В учении Бэкона опыт впервые из обыденного знания, которому никогда не доверяли ученые (философы, все предшествующие), превращается в НАУКУ. И это возможно только посредством метода, т.е. применения особых правил. Т.е. рациональной организации опыта.

 

!

Рационализм нового времени (он хоть и вечный, но по времени меняется) разработан в учении Рене Декарта (17 в.)

 

Очень много общих оснований. Разные методы у эмпирического и рационалистического.

Как человек нового времени, Декарт замышляет перестройку всей культуры.

 

(Архитектурный пример):

Прежняя культура подобна Средневековому городу. Есть архитектурные достижения (Европа – готика).

Есть великие достижения (величественные соборы готические, парадные здания), НО стихийная застройка (т.е. есть великие достижения, но они носят случайный, стихийный характер).

 

Он считает, что в новой культуре достижения должны стать планомерными, регулярными. Идея ковнвейера, сначала научного. А для этого нужно разработать сам метод получения новых открытий.

 

В новой культуре доминировать должна наука (рациональные знания). Соответственно, архитектором всей культуры будет научный метод.

 

Арх пример 2:

В основании (здания) новой культуры и науки должно быть заложено нечто непокалебимое. А то, что для здания непокалебимое, для знания – несомненное (ключевое Декартовское слово). Здесь идет прямая математическая аналогия. Нужно найти аксиому, на которой построено все знание.

 

В поисках такого несомненного Декарт выдвигает принцип Универсального сомнения: аналогия - метод ОТ ПРОТИВНОГО.

 

«Сомневайся во всем, принимай за истину ничего, что не познал таковым с очевидностью».

 

Далее Декарт рассуждает так:

ВОПРОС: Почему только от лица Я?

 

«Сомневайся во всем»

В чем именно Я могу сомневаться? Восприятию опыта. «Весь мир может оказаться иллюзией». Я не доверяю даже собственному телу. (здесь везде связки, ЕСЛИ… То, ЕСЛИ …, то..).

Далее рассуждения:

НО есть одно, в чем меня не мог бы обмануть даже самый великий обманщик. Если Я мыслю (сомневаюсь), то совершенно необходимо, чтобы в это самое время Я все-таки существовал.

«Мыслю, следовательно – существую». – основание всей истинной науки.

Комментарий:

Является единственным из возможных самым достоверным суждением. Соответственно, именно оно должно стать (станет) основанием истинной науки.

 

Декарт фактически раскрыл всю тайну будущей науки. Основанием науки является сам процесс мышления. Мышления критического. Т.е. раскрыты антропоцентристские основания науки.

 

Чтобы строить науку, надо уметь истинно мыслить (мыслить на истинных основаниях, критически мыслить),

 

Процесс (универсального) сомнения позволил очистить наше сознания от заблуждения, от человеческих заблуждений. Соответственно, мы получаем сознание, очищенное от заблуждений, как оно даровано самим Творцом. Бог по определению не обманывает. Термин – Естественный свет разума, который является основанием всякого истинного знания.


 

Лекция # 13 21.05.2012

 

Основные вопросы Канта:

· что я могу знать?

· что я должен делать?

· на что я могу надеяться?

 

Все вопросы носят антропологический (помимо критического) характер.

Поэтому говорит не что ЧЕЛОВЕК, а что Я.

 

Первый основной вопрос Кант называет трансцендентальный.

Цитата Канта:

«Я называю транцендентальным всякий метод, который исследует не столько объекты, сколько способы нашего познания объекта».

Теория познания как Критика чистого чистого разума.

 

Основной познавательный (или транцендентальный) вопрос состоит у Канта из следующих частей:

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможна чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика (философия) вообще?

4. Как возможна философия как строгая наука?

 

Чистый и Строгий – это синонимы. Т.е. в качестве строгой науки как могут существовать (из пунктов 1-4).

Строгие знания – это всегда наука.

 

Вообще суждения бывают:

- аналитические

- синтетические

 

и:

- доопытные

- опытные

 

(все смотреть в текстах Канта).

 

Традиционно считалось, что синтетическими являются 1только опытные суждения.

и доопытными могут быть аналитические суждения.

 

Кант впервые ставит проблемы синтетических доопытных суждений, с их возможностью связывает саму строгую науку.

 

Для решения вопроса о возможности каждой из наук – синтетических доопытных суждений – Кант исследует соответствующие познавательные способности человека: 1. чувственность. 2. разум. 3. возможность восприятия.

Исследует антропологические основания наук.

 

 

Исследование познавательных способностей Канта.

Новоевропейская позития:

Как мыслитель (философ) нового времени Кант признает, что познание начинается с ощущения.

Кант придерживается позиции сенсуализма.

 

Ощущения – это действия предмета на способность восприятия.

 

Специфика учения Канта (теории познания Канта) в том, как он понимает саму способность восприятия.

Кант утверждает, что в нашем сознании до всякого опыта (т.е. априорно) есть формы восприятия.

 

Формировать, организовывать, приводить в порядок – от слова ФОРМА – по Канту.

 

Сам процесс восприятия есть СИНТЕЗ доопытных форм восприятия, самого сознания и материала ощущения.

Ощущения – это только материал. Форма восприятия задается самим сознанием ! (это основание всей теории восприятия).

 

Называя способность восприятия формами, Кант подчеркивает активную, формообразующую роль нашего сознания, и уточняет, - уже на уровне восприятия. (то, что на уровне знания – говорили еще Парменид и Платон).

 

Таких доопытных форм восприятия всего две: ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ,

 

Кант сразу говорит: в нашем сознание до всякого опыта есть понятия пространство и время. (?).

 

Наше сознание изначально (до опыта) воспринимает мир на основе формы пространство (организация нашего внешнего опыта) и формы времени (это наш внутренний опыт), в пространственно-временном порядке. Способно к пространственно-временной координации.

 

Одновременно Кант допускает говорить о пространстве и времени только как о формах человеческого сознания – формы координации опыта.

Исключает возможность объективного исследования пространства и времени. (т.е. только субъективно).

 

Итак, результат восприятия – предмет опыта – УЖЕ есть предмет СИНТЕЗА.

 

Математика – есть созерцание чистых форм пространства и времени.

Форма пространство – геометрия, форма – арифметика.

 

ИССЛЕДУЕМ ТЕПЕРЬ РАССУДОК:

Далее рассудок подводит многообразие опыта (восприятия) под единство понятия.

Важнейших ход Канта – рассудок познает то (это предмет опыта), что сформировано самим сознанием из материала ощущения на основе доопытного сознания. ß основная опора для понимание философии Канта.

 

В докантовской философии традиционно считалось, что предмет опытной науки – это объект самой природы.

 

Кроме того, докантовская философия традиционно признавала активность сознания, НО только на уровне разума.

 

Кант впервые раскрывает активность сознания на уровне восприятия. Любое восприятие – это уже синтез.

 

Априорные формы (по определению) – всеобщие для всех людей. (они заданы в человеческой природе).

 

Ощущения индивидуальны (субъективны).

 

Так вот рассудок – это многообразие, присутствующее уже в самих формах, организует, упорядочивает с помощью понятий.

Понятия не выводимые из опыта. Это априорная форма рассудочной деятельности.

 

Научное знание возникает на основе рассудочной деятельности – мышления в понятиях.


 

Лекция # 14 28.05.2012

 

Кант предлагает свою систему понятий.

 

Они сгруппированы по разным основаниям (их всего 4 разных) – посмотреть в тексте (4 столбика).

По общности, по модальности и т.д.

 

Процесс восприятия идет на основе АПРИОРНЫХ форм (пространство и время).

 

Материалом для процесса восприятия является ОЩУЩЕНИЯ.

 

Рассудок познает то что сконструировано в процессе восприятия.

 

Из всего этого (вышеизложенного здесь и в прошлой лекции по этому поводу, что сейчас повторяли) с неизбежностью следует вывод о непознаваемости вещей самих по себе.

 

Но почему?

А что мы тогда познаем? Если не вещи сами по себе.

ОТВЕТ: Мы познаем не вещи, а объекты, сконструированные самим сознанием. Из материала ощущений на основе доопытных форм. Упорядоченный с помощью понятий.

(смотри выше).

 

Соответственно, предмет познания как он дан в нашем сознании – phenomena (феномен – в переводе ЯВЛЕНИЕ) – то, что явно в сознание передается.

Вещи как они существуют сами по себе (то есть не переформерованные в подсознании) - непознаваемы:

«Вещь в себе» (знаменитый Кантовский оборот).

ВЫВОД: Непознаваемость вещей самих по себе.

 

 

Познавательная способность №3 по Канту – РАЗУМ.

 

Философские идеи тоже непознаваемы. Но в плюсе или в минусе?

Поскольку разум вообще нельзя рассматривать как познавательную способность:

Цитата Канта: «Рассудок познает (но не вещи, а явления), разум - мыслит».

 

Философские идеи вообще нельзя рассматривать как объекты познания. Это Критика Канта уже в сфере чистого разума.

 

Кант не только не скрывает, а специально демонстрирует непознаваемость философских идей.

Он специально открыто это демонстрирует.

Так возникают АНТИНОМИИ чистого разума, т.е. демонстрации непознаваемости философских идей.

По основным философским идеям о мире, о личности, (о боге – но это не философская идея), возможно непротиворечивое доказательство двух взаимоисключающих суждений (положений).

Пример (подробнее в текстах Канта):

1. Мир конечен, мир бесконечен. Они одинаково правильно доказываются. В доказательстве ошибки нет. Но выводы противоположны.

2. Все причинно обусловлено – причин не существует.

3. Свобода есть – свободы нет.

 

Получили доказуемость противоположных суждений. Во времена Канта в классическую науку предполагалось, что в этот момент ученому приходится делать опыт. Но опытная проверка невозможна, так как философские идеи по природе своей СВЕРХОПЫТНЫ.

 

Деепричастия будучи (являются) сами непознаваемыми (не человек плохо подумал, а по природе своей) по природе своей философские идеи выполняют высшую регулятивную функцию в познании.

 

Они не объекты познания, а цели, к которым стремится весь познавательный процесс, разум, никогда их не достигая (иначе это были бы не цели, если бы достигались).

 

Разум способен, стремится к непознаваемому. Он способен действовать там, где неспособен (останавливается) рассудок (где проходят границы деятельности рассудка).

 

ПЕРЕХОДНАЯ ФРАЗА ко второй части ЭТИКИ Канта:

Высшее назначение философских идей обнаруживается не в сфере познания (Кантовское наименование «чистого разума»), а в сфере действия и поступка (практического разума).

Есть разум который направлен на самого себя на познание, а есть разум который направлен на действие (практический разум).