Далее как рассуждения.
Многие начинающие предприниматели совершают ошибку, нанимая служащих до того, как сами точно определят, чем те конкретно будут заниматься. Хорошо иметь в штате универсальных служащих, готовых выполнять самые разнообразные функции и виды работ. Но это не должно быть поводом для того, чтобы не заниматься подготовкой четкого описания обязанностей каждого будущего работника. Во-первых, такое описание конкретизирует представление владельца бизнеса о системе и проблемах организации труда персонала, во-вторых, позволит четко определить весь состав функциональных обязанностей по фирме и тем самым обосновать наиболее оптимальную численность наемных работников, в-третьих, минимизировать расходы на заработную плату и налоги на фонд оплаты труда. Следовательно, прежде чем принять решение о найме тех или иных работников, необходимо определить состав всех функций и обязанностей, которые необходимо выполнять для организации нормальной работы фирмы.
После этого разрабатываются функциональные обязанности каждого работника. При этом предусматривается обязательное совмещение профессий для обеспечения полной загрузки работников в течение всего рабочего дня. У каждого сотрудника должен быть четкий круг обязанностей, все должны знать, за что отвечают.
На первых порах, пока бизнес не заработает на полную мощность, не рекомендуется нанимать работников на полную рабочую неделю с жестким распорядком дня. Практическая необходимость в этом возникает, как свидетельствует опыт, на последующих этапах деятельности.
Принимать на постоянную работу необходимо только с максимальным испытательным сроком. Это касается всех без исключения работников. Никаких поблажек никому не следует делать ни при каких обстоятельствах — принять на работу намного легче, чем уволить.
Отбор должен быть очень тщательным, иначе неизбежна потеря части собственных доходов. Прием на работу некомпетентного сотрудника ставит под угрозу существование самой фирмы. Поэтому эти вопросы в малом бизнесе решает только сам руководитель. Это в равной степени относится и к увольнению работников.
Главным при приеме на работу незнакомых людей являются имущественное положение кандидатов и наличие рекомендаций. Это должно стать в бизнесе обязательной нормой. Нанимать на работу следует тех людей, которые вызывают уважение. Если руководитель фирмы для поиска новых работников пользуется услугами своих сотрудников, то необходимо всегда помнить, что обращаться с такой просьбой можно только к хорошим сотрудникам. Те руководители, которые обращаются за помощью в поиске новых работников ко всем служащим, совершают непростительную ошибку, которая может вызвать появление в ближайшем будущем новых проблем.
Хороший руководитель никогда не прекращает поиска новых работников: беседы с предлагающими свои услуги (даже если нет вакансий), картотека, бюро по трудоустройству и т.д. Это важно с нескольких позиций. Во-первых, действующие сотрудники могут в любой момент по каким-то причинам подать заявление на увольнение, во-вторых, может возникнуть ситуация, при которой от услуг некоторых сотрудников придется самому срочно отказываться, в-третьих, появляются возможности для расширения бизнеса и роста деловой активности. Считается, что не следует бояться «летунов» и по этой причине отказывать им в приеме на работу. Если на эту проблему посмотреть с другой стороны, то частая смена места работы может свидетельствовать об их мобильности и инициативности. Не следует отказывать в приеме на работу из-за возраста желающего работать в вашей фирме — здесь главное опыт, которым обладает кандидат, и сумма сделанных ошибок, что то же самое.
Хорошо, если работники могут и согласны выполнять разнообразные функции, однако это большая редкость. Поэтому приглашая на работу, необходимо оговорить все обязанности, которые работнику придется выполнять в процессе деятельности. В первую очередь это касается дополнительных поручений и других видов работ. Во избежание будущих недоразумений и конфликтов все это записывается в контракт.
Принимая на работу, фирма предлагает не только обязанности, но и достойную оплату труда, условия ее роста, возможности продвижения по службе, обучение и повышение квалификации. Поэтому в контракте должны найти отражение не только все обязанности работника, непосредственная подчиненность, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и сумма, сроки выплаты заработной платы, условия квалификационного роста и повышения оплаты труда, условия и продолжительность отпуска, выплаты по болезни и т.д.
Беседуя с кандидатом на вакантную должность, необходимо ознакомить его и с перспективами развития фирмы, порядком обращения к руководству по тем или иным вопросам, возможными преимуществами и привилегиями.
Не рекомендуется брать на работу родственников, друзей и родственников друзей. В критических ситуациях, когда дела у фирмы идут не лучшим образом, возможны острые социальные конфликты внутри коллектива. Практика говорит о том, что эти проблемы начинаются как раз с данной группы сотрудников, что чревато не только крахом бизнеса, но и переносом конфликта на дружеские, родственные, внутрисемейные и межсемейные отношения. Если же все-таки пришлось взять на работу кого-либо из родственников или друзей, то следует подготовить очень подробный контракт и на срок не более года. Устные договоренности имеют свойство с течением времени забываться и искажаться в пользу наемного работника. С друзьями и родственниками лучше вести бизнес на равных, предложив им на возмездной основе определенную долю в уставном фонде фирмы. Но и здесь не исключается потенциальная опасность возникновения трений и конфликтов. Поэтому сотрудничество с данной группой соучредителей должно базироваться на единстве взглядов и подходов, готовности к компромиссу, демократическом стиле управления. Следует помнить, что проблемы с родственниками и друзьями, являющимися соучредителями предприятия, чаще всего начинаются в период процветания бизнеса.
Чтобы новый сотрудник быстрее освоился со своими обязанностями, необходимо его с первых шагов соответствующим образом готовить. Во-первых, не следует новых работников сразу же ориентировать на высокие результаты от их деятельности. Во-вторых, сотрудники должны иметь время на то, чтобы освоить свою специальность на новом для них рабочем месте, ознакомиться со всеми требованиями и спецификой организации труда и управления. В-третьих, у каждого из них должна быть возможность учиться в реальных производственных условиях под контролем владельца фирмы или одного из ее менеджеров.
Чем больше сотрудники узнают о фирме, тем лучше они будут работать. В-четвертых, крайне важно, чтобы руководитель довел до конца обучение новых работников, убедившись, что они освоились на рабочем месте и могут профессионально выполнять свои обязанности. Он никогда не должен забывать, что рост отдачи от работников в значительной степени определяется их подготовкой и ростом профессионального мастерства. Учеба — процесс длительный и постоянный. Повышая свой профессиональный уровень, руководитель должен постоянно заботиться и о росте квалификации подчиненных. Плохо работает тот, кого плохо научили.
В малом бизнесе любой хороший руководитель в повседневной деятельности постоянно занимается повышением квалификации своих сотрудников, вкладывая в этот процесс много усилий и времени. Даже одной этой причины достаточно для того, чтобы ни при каких условиях (например, в пылу спора) не принимать поспешных решений об увольнении хороших сотрудников. Они очень быстро осваивают премудрости своей профессии и не только являются одним из основных источников дохода фирмы, но и чаще других заставляют руководителя задумываться над проблемами и искать новые их решения. Большинство же людей делают лишь то, к чему их подталкивают и что заставляют. Очень часто хорошие сотрудники — это «трудные» люди, имеющие свои взгляды и убеждения, свое видение проблем и свою шкалу ценностей и предпочтений. Сотрудничество с ними должно быть основано на равных, партнерских отношениях, уважении, терпении, готовности к компромиссу. Только в этом случае оно будет продолжительным и плодотворным.
Поведение сотрудников является зеркалом собственного поведения предпринимателя или менеджера. Руководство фирмы никогда не должно в присутствии персонала плохо отзываться о клиентах. Если же руководители позволяют себе такое, то их служащие никогда не будут уважительно относиться к последним.
Чтобы сотрудники хорошо работали, им необходимо обеспечить соответствующие условия и при взаимоотношениях с ними учитывать определенные требования. Во-первых, каждый работник должен иметь право высказать свою точку зрения по любому вопросу, относящемуся к деятельности фирмы, а при обсуждении вопросов, относящихся к его компетенции, и право голоса. Собственные сотрудники при правильно организованном сотрудничестве с ними являются одним из основных источников новых идей и резервов роста доходности фирмы. Во-вторых, все сотрудники должны иметь право участвовать в финансовых результатах деятельности (претендовать на часть доходов на заранее определенных условиях) и право на обучение и продвижение. Большинство людей хорошо работают, если имеют соответствующие стимулы. В-третьих, руководитель должен пользоваться уважением своих сотрудников. Оно строится на персональном внимании и партнерских отношениях. Плох тот менеджер, который замечает только плохое. Следует помнить, что наемные работники работают так, как относятся к своим руководителям. В-четвертых, не все люди работают с одинаковой скоростью, поэтому главное при оценке работника не время, затраченное на работу, а достигнутые результаты. В-пятых, есть определенный процент людей, которые никакую работу ни при каких условиях не делают хорошо. В качестве сотрудников они удобны и покладисты, готовы всегда услужить, но свою основную работу под любыми предлогами перекладывают на других. Таких работников необходимо выявлять и избавляться от них сразу, без сожаления. Пользы для бизнеса от них практически нет, а вот проблем предостаточно. Увольняя плохого работника, не только спасаешь собственную фирму от возможного краха, но и демонстрируешь хороший пример для других, который их очень дисциплинирует. Как выявить таких сотрудников? Они, как правило, ленивы и наименее способны, всегда цепляются за свои должности. Кроме того, о себе такие работники очень высокого мнения, но считают, что их не ценят по достоинству, по их словам, они всегда перегружены работой и недовольны оплатой труда. Выявить их достаточно легко, если осуществляется персональный контроль за результатами деятельности своих служащих.
Наиболее ответственная проблема для любой фирмы — это подбор сотрудников, которые будут непосредственно заниматься персональными продажами. Здесь необходимо учитывать ряд дополнительных требований — продавцы должны вести себя так, чтобы завоевать доверие и внимание клиентов. Для этого они должны иметь:
• достаточно высокие умственные способности, цепкий, аналитический ум;
• хорошие физические данные (внешний вид);
• высокий профессиональный уровень (образование, опыт работы в торговле);
• высокие личностные качества (уживчивость, терпимость, амбициозность);
• желание учиться;
• желание следовать инструкциям.