Технологии предоставления основных и дополнительных услуг

Тема 6

Основные и дополнительные услуги.В общем случае, все услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные. Они могут быть бесплатными и платными. К основным услугам относятся услуги: проживания и питания согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг». При этом без дополнительной оплаты гостям могут быть предоставлены следующие виды услуг: автостоянка, вызов скорой помощи; пользование медицинской аптечкой; доставка в номер корреспонденции по ее получении; побудка к определенному времени и т.п. Перечень и качество предоставления платных дополнительных услуг должны соответствовать требованиям присвоенной гостинице категории. Среди них наиболее распространенные: экскурсионное обслуживание; заказ услуг гидов-переводчиков; организация продажи билетов на все виды транспортов; организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.; заказ автотранспорта по заявке гостей; прокат автомобилей; заказ мест в ресторанах города; покупка и доставка цветов; продажа сувениров, открыток и другой печатной продукции; ремонт обуви; ремонт и глажение одежды; стирка и химчистка одежды; пользование сауной; услуги парикмахерской; услуги буфетов, баров и ресторанов; аренда конференц-зала, залов переговоров; услуги бизнес-центра.

Вся работа по организации услуг должна быть хорошо продумана и организована. Предприятия, оказывающие услуги, должны размещаться в доступном месте (чаще всего на первом этаже). В вестибюле, на этажах, в номерах должна быть информация о том, как и где получить услуги, часы работы должны быть удобными для гостей.

Наиболее значимым для гостиниц сегодня является фактор создания дополнительных услуг, т.е. нового продукта, наличие которого демонстрирует прогрессивный характер развития гостиницы. Практика показывает, что создание нового продукта - это процесс, во-первых, творческий, во-вторых, сопряженный с анализом огромного количества факторов, в-третьих, требующий на его реализацию определенных средств и т.п.

Приступая к созданию нового продукта, гостиница должна знать, на каком рынке данный продукт будет реализовываться, предполагаемый объем продаж, его жизненный цикл, ориентировочную цену, затраты на его создание и период выпуска его на рынок. Такие требования к созданию нового продукта исключают спонтанный характер данного процесса и предполагают наличие в гостинице механизма управления непрерывным развитием и постоянное получение и анализ различной информации..

Именно создание нового продукта реализуется через непрерывный процесс, т.е. выпуск на рынок нового продукта не означает свертывание работ по созданию очередного продукта. Следует также иметь в виду и то, что любой гостинице в процессе деятельности приходится решать вопрос о снятии с продажи той или иной услуги по разным причинам. В этой ситуации важно, чтобы гостиница сама и заблаговременно это сделала, а не дожидалась, когда за нее это сделают клиенты, т.е. перестанут потреблять эту услугу. Принимая решение о снятии с продажи услуги (продукта), гостиница всегда должна иметь этому продукту замену с тем, чтобы не отдавать сегмент (нишу) рынка данной услуги (продукта) своему конкуренту. Это должно заставлять гостиницу непрерывно вести анализ рентабельности конкретного продукта, продаваемого на рынке. Показатели рентабельности определяются аналогично приведенным в предыдущем разделе.

Рассмотрим примеры успешного внедрения различными отелями новых услуг.

1. При организации междугородней связи можно использовать междугородную связь через Internet. Стоимость таких звонков значительно ниже тарифов обычной междугородной связи. Гостям предоставляется возможность звонить по той цене, по какой отель покупает время. В результате звонок в другой город для гостя очень дешев. Прибыли от междугородной связи нет, но постояльцам приятно и выгодно звонить. Это в конечном итоге приносит прибыль отелю, т.к. когда этот же гость вновь приезжает, дешевизна звонков в свой город оказывается одним из решающих факторов в выборе именно этого отеля.

2. Использование информационной инфраструктуры для оборудования номеров, которая включает индивидуально регулируемые кондиционеры, телефоны, высокоскоростной доступом в Интернет, спутниковое телевидение, а также необходимые современные средства обеспечения безопасности, включая защиту от пожаров (гостиница Holiday Inn Moscow Suschevsky).

3. Использование нового вида услуг для путешественников, позволяющей пройти регистрацию на рейс и получить посадочные талоны, не выходя из лобби отеля. При этом в аэропорт можно будет приезжать позже обычного, и сразу направляться к стойке безопасности.

4. Сеть St. Regis предлагает своим постояльцам новую услугу: беспроводную связь с обслуживающим персоналом. Таким образом, компания обеспечит гостям максимально простое и быстрое решение любых вопросов. Личные дворецкие в сети St. Regis выполняют множество самых разнообразных функций: встречают и провожают гостей в аэропорту, заказывают столик в ресторане, кресло в театре или зал для деловой встречи, помогают разобрать и собрать вещи, следят за выполнением всех особых пожеланий гостей и так далее.

5. Отель The Regent Berlin предлагает особый вид шоппинга: не выходя из своего номера, гости могут приобрести мужскую и женскую одежду из коллекции фирмы Boss. Этот вид сервиса в первую очередь ориентирован на бизнес-гостей, которые в любой момент могут получить приглашение на прием, вечеринку или концерт, и не иметь при этом подходящего туалета.

6. В последнее время широко внедряется в отельном бизнесе использование оздоровительных центров, spa-услуг (отели с собственными spa-центрами: Aidemar Hotels&Spa, Tombolo Talasso Resort, Hyatt International и др.).

7. Предоставление многофункциональных услуг безупречного качества, в частности, оборудование гостиничных номеров модернизированными развлекательными системами - принципиально новый источник доходов, значительно повышающий рентабельную заполняемость отелей.

В состав услуг по бытовому обслуживанию входит следующее:

Срочная стирка и химчистка, ремонт и глажение личных вещей (в номере в папке с рекламой есть бланки заказов на стирку и чистку одежды. Там же есть памятки о том, как сдать одежду в стирку: если гость хочет сдать одежду в стирку или чистку, он должен положить ее в пакет и вывесить специальную табличку на ручку двери номера или сказать об этом дежурной по этажу). Такую услугу могут оказать в гостинице, где есть прачечная В гостиницах более низкой категории можно взять утюг напрокат. Гость сам гладит в номере или специальной комнате, где есть гладильная доска. Во многих гостиницах есть мастерские по ремонту обуви. В холлах высококлассных гостиниц стоят аппараты для чистки обуви. В номерах есть щетки для чистки обуви и одежды. Для хранения вещей и ценностей гостиницы предоставляют камеры хранения и сейфы в номерах или у администратора. В гостинице организуется разгрузка, погрузка и доставка багажа в номер посыльными, которые оплачиваются чаевыми. Также чаевыми оплачивается доставка питания в номер. За отдельную плату в прокат гостиница может предоставить гостю телевизор, посуду, спортивный инвентарь и др., сделать мелкий ремонт часов, электробритв, радио-, кино-, фотоаппаратуры; фотоработы.

Обычно в каждом номере в папке с рекламой есть бумага для писем, конверты, специальные таблички, которые можно вывесить на дверь, если гость просит постирать, убрать номер или просто не хочет, чтобы его беспокоили.

Как правило, бизнес площади гостиницы включают в себя залы четырех типов: meeting-room, board-room, ball-room, conference-room, а также зону pre-function. Использование англоязычных названий этих помещений не случайно, поскольку «создателями» этих понятий были именно западные специалисты в области индустрии гостеприимства. Дадим краткую характеристику каждому из вышеперечисленных помещений.

Pre-function – это фойе, которое расположено перед кейтеринговыми помещениями и из которого есть доступ в каждое из них. Это зона должна быть спроектирована таким образом, чтобу ее площадь составляла 25-40% от общей площади всех кейтеринговых площадей. Зона pre-function является важной составляющей кейтеринговых площадей, поэтому нельзя на ней «экономить», либо вовсе ее игнорировать, не включая в проект. Почему? При проведении мероприятий pre-function может выполнять различные функции, в зависимости от типа и сценария мероприятия. Очень часто pre-function используется как место регистрации и сбоа гостей. Иногда в этой зоне организуются буфетные линии, кофе-брейки, welcome-коктель (приветственный коктейль) и т.п. Кроме того, следует учесть, что одновременно может проходить сразу несколько мероприятий. Поэтому площадь зоны pre-function должна быть достаточной для того, чтобы разъединить гостевые потоки различных мероприятий. Традиционно в pre-function располагаются низкие диванные группы и журнальные столики. Дизайн интерьера pre-function созвучен общему стилю гостиницы и выполнен с использованием тех же материалов. Довольно часто при проектировании гостиницы забывают о такой, казалось бы, мелочи, как телефонная связь в зоне pre-function. Здесь должны быть установлены несколько телефонов, как с внутренней (гостиничной) связью, так и с городской. Минимальный стандарт – 2 телефона на 100-120 кв. метров гостевой площади.

Meeting-room – это помещения, желательно, прямоугольной формы. Минимальный стандарт – две комнаты площадью порядка 50 кв. метров каждая. При этом ширина помещения должна быть не менее 5-6 метров. Meeting-room предназначены для проведения любых типов мероприятий, начиная от различных бизнес - ритуалов (презентации, пресс-конференции и т.п.) и заканчивая частными мероприятиями (свадьбы, дни рождения). Как правило, эти комнаты не соединяются между собой. Хотя иногда они могут быть разъединены звуконепроницаемой раздвижной перегородкой, что дает возможность делать из двух залов один, большей площадью. Основная специфика meeting-room в том, что они многофункциональны. Под многофункциональностью подразумевается возможность проводить в этих помещениях любые типы мероприятий. Это достигается за счет использования мобильного оборудования и мебели.

Board – room – в отличие от meeting-room, мебель и техническое оснащения в board – room является стационарным. Более того, мебель в этих комнатах должна быть представительского уровня (с использованием дорогих отделочных материалов). Что касается аудио- и видеооборудования (LCD -проектор, слайд – проектор и т.п.), то оно встроенное.

Как правило, подобные комнаты меблированы столом для переговоров (на 15-29 человек), креслами, диванами. В качестве элементов декора используются предметы живописи, настенные светильники и т.п. Board room предназначены для проведения деловых встреч на высоком уровне. Все в этих комнатах, начиная от интерьера заканчивая мебелью, должно говорить о респектабельности.

Ball-room несет ту же функциональную нагрузку, что и meeting-room. Основное отличие состоит лишь в том, что они предназначены для проведения более масштабных мероприятий (100 человек и более). В связи с этим их площадь значительно больше, чем площадь meeting room. При проектировании ball room возникнет вопрос, связанный с количеством и размером залов. Здесь вам помогут результаты маркетинговых исследований, проведенных ранее (насколько востребованы площади больших размеров).

Довольно часто для соединение ball room используют звуконепроницаемые раздвижные стены. Подобные конструкции позволяют сделать данные помещения более функциональными в использовании. Как правило, программа большинства мероприятий включает в себя несколько этапов. Допустим, проходит презентация продукции какой-либо компании. Сценарием мероприятия предусмотрена небольшая пресс-конференция. Затем гости проходят в демонстрационный зал, где организована выставочная экспозиция последних достижений компаний. В завершении для участника мероприятия организуется дружеский коктейль. Для проведения каждого из перечисленных пунктов программы необходимо отдельное помещение. В данном случае очень удобно использовать большой зал, разделенный мобильными звуконепроницаемыми стенами. Преимущества от установки подобных конструкций очевидно. Однако при этом следует помнить, что это сложные инженерно-технические сооружения, которые должны быть правильно спроектированы. Как правило, мобильные стены состоят из сборных модулей, шириной 1м. и высотой, равной высоте зала. При проектировании таких конструкций следует решить много задач. Каким образом расположить и закрепить раздвижные стены? Существует 2 разновидности этих стен. Ими можно управлять вручную или автоматически. Если площадь зала более 1,5 тыс. кв. м (высота потолков 3,5-4м), то желательно использовать автоматические стены. Процесс управления раздвижными стенами вручную при такой площади помещения требуют затрат большого количества времени. Наверное нелишне будет отметить, что автоматические конструкции как минимум в полтора раза дороже механических. Кроме того, автоматические стены сложнее в обслуживании. Предпочтительнее использовать раздвижные стены с механической системой управления, так как они проще в эксплуатации и обслуживании. При проектировании раздвижных стен следует обратить внимание на то, каким образом они будут располагаться в разобранном состоянии. Иногда стены убираются в специальные «карманы». Способ расположения мобильных стен в разобранном состоянии диктуется архитектурными особенностями помещения.

Основные условия, которые следует соблюдать при проектировании бизнес площадей гостиницы.

1. Помещение предпочтительнее проектировать прямоугольной формы, с минимальном количеством колон (потолки не менее 3 метров).

2. Как правило, месторасположение бизнес площадей – второй этаж.

3. «Легкость доступа». Под «легкостью доступа» подразумевается беспрепятственное прохождение гостей к месту проведения мероприятия (без использования различных систем контроля доступа). У гостей должна быть возможность попасть в банкетный и иные залы из лобби (по лестнице), не сталкиваясь с охранными гостиничными системами (например, система контроля доступа по гостевой карте). Желательно, чтобы гости могли попасть в залы по лестнице, а не на лифте. Дело в том, что лифты имеют гораздо меньшую пропускную способность, и это в определенных случаях может вылиться в большую проблему, связанную с затрудненным доступом гостей к месту проведения мероприятий. В том случае, если мероприятие масштабное (100 человек и более), или проходит одновременно несколько мероприятий, использование только лифтовых кабин для доставки гостей к месту проведения мероприятия значительно растягивается во времени.

4. Сервисные коридоры. Довольно часто при проектировании кейтеринговых площадей забывают о сервисных коридорах. Они необходимы для того, чтобы разъединить служебные и гостевые потоки. Хотелось бы отметить, что одновременно может проходить одно мероприятие и подготовка к другому. Использование сервисных коридоров позволяет сделать процесс подготовки к мероприятию (установка мебели и оборудования, организация буфетных линий и т.п.) более удобным для персонала и незаметным для гостей. Наличие сервисных коридоров и их месторасположения зависит от архитектурных особенностей здания. Безусловно, это не обязательное, но желательное условие.

5. И еще одна немаловажная деталь, на которую следует обратить внимание при проектировании данных помещений. Желательно не располагать их под гостевыми номерами. Проведение любого мероприятия сопровождается повышенным шумовым эффектом. Звук по стенам и колоннам может подниматься вверх, что вызывает недовольство проживающих в номерах гостей. Уровень акустической защиты должен быть достаточным (не менее 65 децебел), чтобы не допустить (либо свести к минимуму) проникновения шума из зала в зал или в гостевые номера.

6. В стены бизнес помещений должна быть встроена система звукоизоляции для того, чтобы создать в зале кулуарную обстановку и не позволять шуму с улицы вмешиваться и прерывать ход беседы. Для того, чтобы клиентам было комфортнее работать, постарайтесь для отделки стен подобрать обои или краску в спокойной цветовой гамме, без рисунка, цвета не должны быть с одной стороны «кричащими», а с другой – «усыпляющими». Лучше всего использовать бежево-песочную, голубовато-бирюзовую или серо-бежевую гамму.

7. Окна. При наличие окон нелишним будет установка стеклопакетов для пущей звукоизоляции. Необходимо помнить, что окна нуждаются в «одежке», лучше всего, если использовать жалюзи. Это неизменное изобретение позволяет дозировано пропускать солнечные лучи в помещении или не допускать их вовсе тогда, когда это необходимо. К вопросу наличия окон можно подойти с другой стороны: отсутствие последних позволяет более гибко использовать пространство.

8. Пол. Может быть ровным или подниматься амфитеатром. Более предпочтительным вариантом является конечно же первый, т.к. только в этом случае возможна любая игра с пространством, а зал будет чрезвычайно мобильным. Лучше, чтобы пол был покрыт ковролином для того, чтобы не только заглушить шаги, но придать залу домашнюю атмосферу. Необходимо добавить, что правильно подобранное ковровое покрытие обладает хорошими звукопоглощающими свойствами, такими же хорошая система специальных акустических материалов. Если же погнавшись за дешевизной или недостаточно подробно выяснив у производителей или дистрибьюторов покрытия о свойствах последнего, обретаете некачественный ковролин, это приведет к тому, что на последних рядах гости будут прислушиваться или не слышать того, что говорит докладчик. У каждого вида профессионального коврового покрытия, в соответствии с мировыми стандартами, существует определенный коэффициент звукопоглощения. Чем он больше – тем выше звукопоглощающая способность покрытия. К факторам, обеспечивающим хорошее звукопоглощение, можно отнести:

· плотность ворса;

· высоту ворса;

· наличие подложки.

Для того, чтобы по полу не тянулись многометровые ленты проводов к микрофонам и прочей технике, было бы нелишним все коммуникационные приспособления провести по панелям или под полом.

9. Потолок.

Все кейтеринговые помещения должные быть оборудованы телефонной и Интернет -связью.

Очень важно произвести правильный расчет системы вентиляции и кондиционирования данных помещений, чтобы у гостей не возникало чувство дискомфорта при проведении мероприятий.

Говоря о технической оснащенности, следует отметить, что помимо мобильного оборудования во всех залах (за исключением board room), есть встроенное аудиооборудование. Оно дает возможность подключить внешние аудиосистемы, систему звукоусиления, микрофоны и т.д.

 

Спортивно-оздоровительные мероприятия в гостиницах.

Современная гостиничная индустрия объединяет разнообразные предприятия, которые оказывают многочисленные услуги потребителям. К специфике деятельности гостиницы следует отнести обеспечение круглосуточного бесперебойного обслуживания клиентов, а также его замкнутый технологический цикл, в котором клиентуре гарантировано предоставление номеров, а также вспомогательных (дополнительных) и сопутствующих услуг, направленных на комфортное, удобное и безопасное потребление гостиничного продукта. Современная гостиница не является лишь местом проживания.

Гостиницы сегодня размещают самую разнообразную клиентуру. Исходя из потребностей клиентуры, гостиницы бывают разного назначения, следовательно, к ним предъявляются различные требования по составу услуг. В любой гостинице независимо от ее классификации и характеристики обязательно должен присутствовать определенный набор вспомогательных (дополнительных) услуг спортивно-оздоровительного характера.

Перед тем как начать рассматривать специфику организации некоторых дополнительных услуг отелей, хотелось бы отметить, что набор этих услуг и их вариаций зависят от масштабов деятельности отеля, его положения на рынке, состава потребителей и их потребностей.

 

Фитнесс - центр.

С английского слово "фитнес" можно перевести как "соответствие" или "готовность". С одной стороны, фитнес дает нам возможность чувствовать человека в соответствии с оптимальными параметрами работы организма. И в то же время - быть готовыми достойно выдержать нагрузку современной жизни с ее сумасшедшими темпами.

На данный момент в России не существует четкой классификаций фитнес-центров, так как это есть на Западе, поэтому, позиционирование спортивно-оздоровительного заведения остается на «совести» администрации гостиницы.

Существует два основных понимания фитнеса:

· физкультурно-оздоровительный фитнес - это то, что в советские времена называли здоровым образом жизни. Он включает рациональное питание, двигательную активность и физические нагрузки.

· спортивный фитнес, когда человек тренируется для выхода на сцену, для получения максимального результата, для победы на соревнованиях.

Соответственно для гостиничного предприятия наиболее подходящий первый вариант, так как клиенты пользуются услугами фитнеса с целью отдыха и оздоровления.

Также фитнес-центры можно классифицировать по ассортименту предоставляемых услуг:

· Многофункциональные фитнес-центры

· Фитнес-центры, сконцентрированные на перечне основных услуг, таких как тренажерный зал, программы аэробики, массаж, солярий, фитнес-бар.

Фитнесс – центр на базе гостиничного предприятия должен сочетать в себе все самое лучшее, что есть в индустрии фитнеса сегодня, для того чтобы гости могли провести свободное время с комфортом, удовольствием и пользой для здоровья. Желательно, чтобы фитнес-центр в гостинице был многофункционален, то есть предоставлял широкий набор как основных так и дополнительных услуг. Основные услуги: обычно в состав комплекса входит тренажерный зал, зал аэробики (степ-аэробика (упражнения с подъемом на специальную невысокую скамейку- "степ"), слайд-аэробика ("скользящие" движения на специальных ковриках), аква-аэробика (упражнения в бассейне), фитнес-данс (танцевальные упражнения), фитнес-йога (использование элементов йоги), упражнения с элементами боевых искусств и т. п.), бассейны (водные программы), солярий, джакузи, сауна, баня, массажный и косметический кабинеты, детский клуб, фитнес-бар (представлен широкий выбор минеральной воды, горячих и прохладительных напитков, энергетических, жиросжигающих, белковых и витаминно-минеральных напитков). Набор услуг в фитнесс – центрах будет различаться от специфики и назначения отеля.

Планировка фитнес-центра может быть разнообразной, в зависимости от возможности отеля ( площадь может быть от 100 кв.м до 1000 кв.м) .

Возможно сочетание фитнес-центра с боулингом и бильярдом – это позволит гостям отдохнуть и поднять настроение.

Работать должны только профессионалы - тренера, мастера спорта, которые могут не только проконсультировать и помочь в экстренных ситуациях, но и составить индивидуальные программы и провести персональные тренировки. Каждый инструктор должен иметь сертификат именно по тому направлению, которое он ведет. Например, если тренер преподает степ-аэробику, то звания мастера спорта по спортивной гимнастике ему для этого явно не хватает. Важно, чтобы он был обучен вести непосредственно степ-класс и работать с людьми. На сегодня существует множество видов аэробных тренировок. И некоторые инструкторы думают, что достаточно постичь азы классической аэробики, а дальше с полным правом вести любое направление. Такие «специалисты» упускают, что каждый из видов таит в себе много сложных нюансов. И наконец, поскольку общаться с тренером гостям предстоит по нескольку раз, он должен быть приятен как человек. Приятны его внешность, мимика, жесты, голос, манера говорить. Если хоть один из этих элементов будет гостей в тренере раздражать, они будете испытывать пусть малейший, но дискомфорт от встреч с ним. А это соответственно отразится на гостиничном предприятии.

При первом посещении фитнес-центра каждый клиент должен проходит первичное спортивное тестирование. Это экспресс диагностика здоровья человека (проводится как в покое, так и с нагрузкой), компьютерная диагностика позвоночника с курсом занятий на восстановление и поддержание функций позвоночника, функционально-мышечное тестирование.

Фитнес-центры могут предлагать своим постоянным клиентам, VIP клиентам и корпоративным клиентам услуги по клиентским картам или корпоративным картам, также существует система дисконтных карт и карт для детей. Такие карты позволяют пользоваться основными услугами фитнеса с предоставлением скидок и спецпредложений. Основное деление карт происходит в зависимости от типа клиентуры, от времени и качества посещения. В обычный базовый комплект карты могут быть включены: занятия в тренажерном зале (включая вводный инструктаж); силовые и кардио-тренажеры, свободные веса; групповые занятия аэробики; посещение сауны, солярия, услуги массажа, составление индивидуальной программы питания. Соответственно набор бесплатных услуг варьируется в зависимости от статуса клиента.

Тренажерный зал

Функции тренажерного зала:

  • предоставление услуг персонального тренера
  • снижение веса
  • улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем
  • увеличение мышечной массы
  • улучшение гибкости
  • укрепление опорно-двигательного аппарата
  • повышения силовой возможности
  • корректировка осанки

Главное в планировании тренажерного зала – это его размер (минимальный размер – 80-100 кв.м, 40-60 кв.м – раздевалки, душевые, туалет) и правильный подбор оборудования. Главное о чем надо помнить, при планировании помещения – в тренажерном зале не должно быть тесно, а также необходимо обилие света и воздуха. Желательно, чтобы помещение было оборудовано системой вентиляции, если это невозможно сделать, то придется установить как минимум два мощных кондиционера.

Создавая дизайн тренажерного зала, необходимо позаботиться о том, чтобы человек чувствовал себя в нем комфортно. Важна каждая деталь интерьера.

1. Нужно заранее позаботиться о специальном покрытии для пола. Для тренажерных залов не подходит обычный линолеум – он «травмоопасен». Рекомендуется применять специализированные виниловые и пробковые покрытия.

2. Что касается цвета, то лучше всего использовать светлые обои и краску холодных оттенков. Подойдут такие тона, как бледно-зеленый или голубой, а также серый и цвет топленого молока. Следует избегать по возможности ярких тонов, таких как красный цвет.

3. Если площадь тренажерного зала не велика, то, как минимум одна стена должна быть зеркальной. Вообще, на зеркала лучше не скупиться – они зрительно увеличивают помещение, создают эффект свободного пространства.

Тренажеры следует располагать друг от друга на достаточном расстоянии, чтобы не препятствовать свободным занятиям спортивными упражнениями. Важно проследить, чтобы: на каждый тренажер приходилось хотя бы 4-6 кв. м; в зоне свободных весов (гантели, штанги) было предусмотрено место для подстраховки клиента; оставалось место для разминки.

В основу любого оборудования должна быть заложена простота регулировки и использования; естественная траектория движений; комфорт, надежность и прочность конструкции. Оборудование тренажерного зала должно быть представлено кардиолинией (ручной велотренажер, беговые дорожки, велотренажеры разных моделей), линия блочных силовых тренажеров (возможно выполнение нескольких упражнений одновременно) и линия тренажеров, имитирующих работу со свободным весом (гантели, штанги).

Занятие спортом обычно рекомендуют сопровождать музыкальным оформлением, поэтому следует установить в тренажерном зале музыкальный центр или стереосистему с оборудованными по углам комнаты колонками. Поскольку на сегодняшний день существует множество спортивных тренингов и программ, которые можно освоить при помощи видеокассет, имеет смысл установить телевизор с видеомагнитофоном. В процессе занятий на кардиотренажерах возможно предоставление клиентам такой услуги, как выбор звукового и визуального сопровождения. Что, несомненно, повысит эффективность упражнений. Пробежать километров 10, протопать столько же на лыжах, одолеть лестницы с пирамиду Хеопса, покрутить педали не сходя с места, под динамичную музыку!