Бизнес-отель
Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению
Исходя из данного критерия, выделяют две большие группы предприятий:
1. Транзитные гостиницы.
2. Целевые гостиницы.
1. Транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются:
- на авиатрассах (гостиницы при аэропортах),
- на автотрассах (мотели),
- на железнодорожных трассах (привокзальные),
- на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов)
Уровень обслуживания и ассортимент услуг минимален, питание обычно не предоставляется, так как предприятия питания находятся на вокзалах.
Первые мотели появились в США, и национальная статистика этого государства определяет их как учреждения для приема туристов, путешествующих на автомобиле. Мотели представляют собой простые одноэтажные или двухэтажные сооружения малой или средней вместимости (до 400 мест), расположенные вне городской застройки, у автомагистралей. Для них характерен средний уровень обслуживания при небольшом количестве персонала (американская норма обслуживания — 11 человек на 100 номеров). Кроме того, предусмотрен полный комплекс технического сервиса: гаражи, стоянки для автомобилей, станции для заправки и ремонта и другие услуги.
Первый мотель был построен калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в Сан-Луис Обиспо (штат Калифорния) — в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса. В те дни до этого места приходилось ехать почти целый день. Хайнеман спроектировал свой мотель таким образом, что гости могли подъезжать к дверям своих одноэтажных бунгало или к прилегающему к бунгало гаражу. Таких бунгало было всего 40, и они стояли вокруг внутреннего двора.
Как новая самостоятельная гостиничная концепция мотели получили развитие лишь в 50-е годы. В 1952 г. мотель был построен основателем цепи Holiday Inn Кеммонсом Уилсоном. Рост числа и популярности мотелей создал значительную напряженность в отношениях между владельцами существовавших в 50-е годы предприятий размещения. Предпочтение, отдаваемое клиентами мотелям, делало многие небольшие традиционные гостиницы неконкурентоспособными. Некоторые были вынуждены прекратить свою деятельность. В отдельных случаях конкурентная борьба приобретала драматический характер. Признание наступило только в 60-х годах, когда владельцы традиционных отелей восприняли новую концепцию с полным осознанием ее необходимости в гостиничной индустрии США, что нашло отражение в принятии владельцев мотелей в Американскую ассоциацию мотелей и гостиниц.
2. Целевые гостиницыподразделяются на:
1. Гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пре
бывающих в деловых поездках и командировках. Гостиницы этой
группы наиболее известны как гостиницы для конгрессного обслуживания: обслуживания симпозиумов, съездов, собраний, конференций и т.д.
2. Гостиницы для отдыха (туристические, курортные).
1. Гостиницы делового назначения — гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т.п.).
Гостиницы делового назначения. Начало развитию концепции «гостиницы делового назначения» было положено в США открытием в 1908 г. Элсвортом Статлером гостиницы Buffalo Statler, предназначенной для обслуживания бизнесменов и коммерсантов. В настоящее время эта концепция является одной из ведущих на рынке гостиничных услуг, что во многом объясняется особенностями сложившегося на гостиничное размещение спроса:
—свыше 50% совершаемых поездок составляют деловые;
—на поездки с целью отдыха и лечения приходится около 40%;
—поездки с остальными целями (поиски работы, посещение друзей и т.д.) составляют около 10%.
Важность деловых клиентов для гостиничных предприятий обусловлена рядом причин:
1. Деловые люди — участники конференций, симпозиумов, форумов и т.д., как правило, имеют большой достаток, в связи с чем они не только оплачивают свое проживание, но и активно пользуются дополнительными услугами: прачечной, парикмахерской, массажными кабинетами, бассейном, спортивными комплексами, казино, прокатом автомобилей и т.д. Кроме того, деловые люди часто размещаются в гостиницах с членами своих семей (детьми, супругами), которые не связаны с деловой программой, но активно участвуют в развлекательной. Все это в итоге значительно повышает доходы гостиниц.
2.Ориентация на обслуживание деловых людей позволяет гостиницам наиболее точно проводить предварительное бронирование мест, прогнозировать загрузку материальной базы.
3.Создаются прекрасные возможности для повторных приездов. Будучи связанными с деловым мероприятием, люди непосредственно получают информацию о самой гостинице, предлагаемых услугах, их качестве и т.д. В случае удовлетворения они обязательно поделятся информацией и порекомендуют эту гостиницу своим друзьям и знакомым, а также сами непременно воспользуются ее услугами еще раз.
4. Обслуживание деловых людей позволяет гостиницам увеличить загрузку в период межсезонья и т.д.
Для обслуживания деловых людей должны быть созданы соответствующие условия, в связи, с чем к гостиницам делового назначения предъявляются следующие требования:
—месторасположение вблизи административных, общественных и других центров городов и поселений;
—преобладание в номерном фонде одноместных номеров;
—обязательная организация в номере наряду с зоной отдыха и сна рабочей зоны;
—наличие в номерном фонде номеров-апартаментов, необходимых для обслуживания в случаях размещения деловых людей с членами своих семей;
—наличие специальных помещений для проведения деловых мероприятий: конференц-залов (желательно различной вместимости), переговорных комнат, помещений для экспозиции и т.д.;
—наличие специального технического оборудования: для синхронного перевода, всевозможных видов связи и оргтехники;
—наличие служб финансового обеспечения: отделений банков, пунктов обмена валюты и т.д.;
—обеспечение возможности предоставления высококачественного питания: наличие ресторанов европейской и национальной кухонь, кафе и баров высших категорий, а также доставка питания в номера;
—оборудование стоянок и гаражей для транспортных средств и т.д.
К этой категории относятся бизнес-отели, конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели.
Функциональные требования к гостиницам делового назначения:
- местонахождение вблизи административных, общественных центров, городов и поселений;
- озелененная территория для отдыха и спортивной деятельности не требуется;
- преобладание в гостиничном фонде одноместных номеров;
- в каждом номере обязательно должны быть рабочий стол с хорошим освещением и возможностью подключения компьютера, телефон с выходом в город;
- желателен в номере пресс для глажения брюк;
- наличие предназначенных для дневной работы номеров-кабинетов увеличенного размера, в ряде которых возможно проведение небольших совещаний;
- обязательная организация в номере «рабочей зоны». Под рабочей зоной понимается письменный стол, рабочее кресло, настольное освещение, письменные принадлежности и средства оргтехники;
- максимальная изоляция номеров от внешней среды в целях обеспечения условий для сосредоточенной работы;
- наличие зала для заседаний и конференц-зала многоцелевого назначения с дополнительным входом с улицы и гардеробом;
- наличие бизнес-центра с услугами связи, оргтехники, переводчиков, секретарей стенографисток и пр.