Виды предпринимательских издержек
Тема 8. ИЗДЕРЖКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Упаковка и маркировка товара
Упаковка является одним из элементов товарной политики. Это оболочка товара. Она бывает внутренняя и внешняя.
Внутренняя упаковка — непосредственное вместилище товара.
Внешняя упаковка защищает внутреннюю упаковку и удаляется при подготовке товара к непосредственному использованию.
Транспортная упаковка (тара) — это вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Упаковка может играть несущественную роль или приобретать очень большое значение (например, для дорогих и элитных товаров).
Тщательно разработанная упаковка может предоставлять потребителю дополнительные удобства, а для производителя выступать дополнительным средством стимулирования сбыта товара.
Основными функциями упаковки являются:
■ вмещение товара;
■ привлечение внимания потребителей;
■ облегчение использования товара;
■ поддержка работы каналов сбыта;
■ средство формирования новой продукции, ее образа.
Упаковка перестает выполнять свои функции в момент, когда потребитель извлекает из нее товар и уничтожает упаковку. При создании упаковки необходимо определить размер упаковки, материал, из которого она будет изготовлена, ее цвет, содержащуюся на ней информацию, наличие товарного знака.
Важную роль также играет маркировка товара с использованием этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и других подсобных средств. На этикетке должна содержаться информация о марочном названии товара, состав продукта, место его изготовления, сроки и условия хранения.
Низкое качество упаковочных материалов, недостаточная информативность отрицательно сказываются на конкурентоспособности товаров, осложняют их транспортировку, снижают темпы продаж. В связи с этим необходимо тщательно выбирать материал, из которого она изготовляется, продумать дизайн и цветовое решение, удобство хранения и использования.
Предпринимательские издержки — издержки, учитывающие не только проблемы производства и реализации продукции, но и прочие расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством предпринимательской деятельности. Они включают в себя бухгалтерские издержки, нормальную предпринимательскую прибыль — источник накопления основных и оборотных капитальных ресурсов предпринимателя, налог на добавленную стоимость (если он имеется), акцизы (если они имеются), таможенные платежи (если они имеются), вмененные альтернативные издержки.
Существуют следующие виды предпринимательских издержек.
(Бухгалтерские издержки — представляют собой издержки, связанные с созданием и реализацией продукции, относимые на ее себестоимость. Они включают в себя материальные затраты, фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды и прочие затраты.
Материальные затраты — затраты, включающие в себя стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, амортизации основных фондов, арендных платежей.
Амортизация — процесс постепенного переноса изношенных основных средств (отражающих их основные фонды) на производимый с их помощью продукт.
Амортизационный фонд — это фонд накопления амортизационных отчислений в виде денежных средств, аккумулирующихся для обеспечения воспроизводства основных средств через замену и воссоздание их изношенных элементов.
Амортизационные отчисления являются инструментом возмещения основных средств в виде аккумулируемых денежных средств, направляемых на возмещение изношенных основных средств через ремонт, строительство, закупку и замену изношенных деталей. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства продукции, а следовательно, в ее себестоимость и цену.
Норма амортизации основных средств — это отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных фондов в процентном выражении.
Условно предпринимательские издержки разделяют на явные и неявные.
Явные предпринимательские издержки — выплаты поставщикам материальных или трудовых ресурсов (оплата за сырье, выплата заработной платы).
Неявные предпринимательские издержки — затраченные ресурсы организации, не подлежащие оплате внешнему поставщику ресурсов, так как они являются собственностью организации (плата за использование собственных складов, машин, станков, оборудования).
Предпринимательские издержки подразделяют на издержки в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.
Для краткосрочного периода характерна следующая ситуация: все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не влияет на величину предложения, поскольку предприниматель не может изменить капитальные мощности организации.
В среднесрочном периоде возможно только частично изменить капитальные мощности организации. Рост спроса приводит к росту цен и к увеличению объема производства, поскольку организация может увеличить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
В долгосрочном периоде предприниматель может изменить все используемые капитальные ресурсы с учетом возможного изменения рыночного спроса на товар. Рост спроса в этом периоде приводит к росту предложения при постоянных ценах или небольшом повышении цен на факторы производства.